ИКТ на уроках английского языка в сельской школе. Тема урока: "Великие люди Великобритании"

Разделы: Иностранные языки


Мы живем в век информатизации, развития современных технологий, где мощный поток новостей оказывает огромное влияние на любого человека. Широкое использование ИКТ дает учителю новые возможности в преподавании. Использование мультимедиа на уроках английского языка – это требование сегодняшнего дня и огромная помощь в работе учителя. Несмотря на то, что требуется больше времени на подготовку к уроку, результат превосходит ожидания, так как информационно-коммуникативные технологии, являясь средством развития мотивации учебной деятельности на уроках, создают идеальные условия для формирования интеллектуальной компетентности и креативности обучающихся.

Основная цель обучения английскому языку – это формирование основ речевой, языковой, социокультурной и учебно-познавательной компетенций, включая навыки взаимо- и самоконтроля, а также навыки, связанные с использованием ИКТ. Кроме того, учителю всегда следует учитывать, что игра, наглядность, разнообразие форм работы являются мотивирующими факторами учебной деятельности школьников.

Роль информационных технологий вообще и компьютерных в частности очень высока в наше время, и мы не можем не считаться с этим. Целью использования ИКТ в общеобразовательной школе является развитие личности обучаемого, подготовка его к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества, включающая (помимо передачи информации и заложенных в ней знаний):

  1. Развитие конструктивного, алгоритмического мышления благодаря особенностям общения с компьютером;
  2. Развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;
  3. Развитие коммуникативных способностей на основе выполнения совместных проектов;
  4. Формирование   умений   принятия   решений   в   сложной   ситуации   (в ходе компьютерных игр и работы с программами-тренажерами);
  5. Развитие навыков исследовательской деятельности
  6. Формирование  информационной  культуры,  умений  осуществлять обработку информации
  7. Подготовка обучаемых средствами педагогических и информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности;
  8. Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса;
  9. Повышение эффективности и качества за счет реализации возможности ИнТО;
  10. Выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности учащихся; углубление межпредметных связей.

Информационные технологии – это "система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, передачи, обработки и выдачи информации с помощью компьютеров и компьютерных линий связи".

Информационными технологиями, как правило, называют технологии, использующие такие технические средства как аудио, видео, компьютер, Интернет.

Компьютерные технологии позволяют учитывать уровни языковой подготовки обучающихся, что является основой для реализации принципов индивидуализации и дифференцированного подхода в обучении. При этом соблюдается принцип доступности и учитывается индивидуальный темп работы каждого ученика. Однако необходимо помнить, что компьютер не может заменить учителя на уроке. Необходимо тщательно планировать время работы с компьютером и использовать его именно тогда, когда он действительно необходим.

В настоящее время широко используются мультимедийные технологии. Термин "мультимедиа" означает: много сред. Такими информационными средами являются: текст, звук, видео. Программные продукты, использующие все эти формы представления информации, называются мультимедийными.

Важным аспектом использования ИКТ на уроках иностранного языка является проектная деятельность. Мультимедийные презентации активно вошли в процесс обучения. Ученики используют Интернет для сбора материала для проектов.

Традиционно изучение темы или раздела заканчивается повторением, закреплением и обобщением. Все эти элементы можно объединить, предложив обучающимся на завершающем каждую тему этапе, создать мультимедийный проект, вместо традиционного проекта. Создавая презентацию, ученикам предоставляется великолепная возможность систематизации приобретенных знаний и навыков, их практического применения, а также возможность реализации интеллектуального потенциала и способностей. Детям очень важно ощутить значимость результатов своей работы, а также ощутить собственную успешность. Это еще один стимул к развитию интереса обучающихся к изучению языка и культуры страны изучаемого языка.

Другой положительный результат использования презентаций – это более быстрый темп урока, рациональное использование всех его этапов.

К сожалению, не у всех сельских ребят есть компьютеры и выход в интернет. Но уже есть первый опыт создания детьми презентаций на этапе закрепления материала по циклу. Например, в 10 классе в этом учебном году были подготовлены красочные презентации по теме « Как разнообразен этот мир!». Были выбраны такие страны как Россия, Индия, Китай, Канада. Конечно, есть еще много недостатков – страдает письменная речь учащихся.

За год с небольшим (как я освоила компьютер) мною были созданы следующие презентации:

С целью закрепления лексики и навыков говорения и чтения:

  • Великие люди Великобритании – 34 слайда 12,5 МБ
  • Праздники в Великобритании – 10 слайдов 1,7
  • Рождество – 12 слайдов 4,27
  • Моя семья – 13 слайдов 6,17
  • Мой день рождения – 11 слайдов 4,2
  • Город – 8 слайдов 2,14
  • Квартира – 7; 7,1
  • Школа и школьная жизнь – 19; 7,1
  • Защита окружающей среды – 12; 1,23
  • Песенка об алфавите– 15; 316 КБ
  • Профессии –18; 3,6 МБ Россия – 19; 2,1
  • Мой день –28; 8,7
  • Времена года – 12; 5,15

С целью закрепления грамматических навыков:

  • Множественное число имени существительного, включая исключения 10 слайдов, 3,2 МБ
  • Степени сравнения прилагательных – 6 слайдов; 2,7 МБ
  • Простое прошедшее время ( правильные и неправильные глаглы) с упражнениями на закрепление – 15 слайдов; 5 МБ
  • С целью участия в школьной научно-практической конференции:
  • Числительные в английских пословицах – 17 слайдов; 3,7 МБ
  • О заимствованиях « Почему англеет русский язык?» – 18 слайдов; 4 МБ

С воспитательной целью:

  • Доброта – 16 слайдов, 5,6 МБ
  • Медалисты МОУ СОШ с. Мордино – 23 слайда; 7,7 МБ
  • Права ребенка – 37 слайдов.

Делать выводы о влиянии использования презентаций на уроке на качество обучения как бы рано, но ясно уже сейчас, что интерес к изучению иностранного языка повысился, что выявлено в процессе анкетирования. Улучшилось качество запоминания нового материала и применения его в речи – так пятиклассники довольно быстро запомнили песенку об алфавите, еще не умея читать многие слова. Видеофильмы корректируют произношение старшеклассников. И самое главное – детям самим хочется создать презентацию и выступить в роли учителя на уроке.

Конечно, на сегодняшний день универсального метода обучения обучающихся английскому языку через информационно-коммуникативные технологии пока не существует. Каждый метод имеет свои достоинства и недостатки и характерен для конкретного типа урока. Я уверена в том, что очень многое зависит и от личности самого педагога, его профессиональной компетенции в области предмета и использовании мультимедийных средств в урочное и во внеурочное время.

Четыре свои работы я выставила на сайте busy teacher и они были опубликованы.
Кроме того мои работы имеются на Face book и в социальной сети работников образования, где есть моя страничка. На сайте Pro.shkolu.ru опубликованы 10 моих презентаций.

Примеры презентаций: Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3