Формирование правовой культуры учащихся. Проведение акции "Открытый микрофон"

Разделы: Администрирование школы, Внеклассная работа


Становление и развитие правового государства невозможно при низкой правовой культуре граждан, низком правосознании и отсутствии стремления отстаивать свои права.

Правовая культура, правосознание – одна из основных составляющих полноценной личности, а правовое образование и воспитание – один из важных участков работы образовательных учреждений.

Сегодня в образовании сделан акцент на формирование ключевых компетентностей учащихся. По мнению А.В. Хуторского: “Образовательная компетенция – заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке, выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определённому кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности. Компетентность – это владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности”.

Особое внимание уделяется социальным компетентностям школьников, их включению в общественную жизнь, выработки активной гражданской позиции. Правовая социализация по-настоящему зависит не от суммы знаний, а от того, осваивает ли человек право и его элементы таким образом, чтобы они имели смысл для него самого. Все должно войти в его собственную систему норм, ценностей, представлений о мире.

В правовой сфере особенно остро выделяется проблема правовой неграмотности. Уроки истории, права, обществознания решают эту проблему, но знания, приобретенные в процессе обучения, часто становятся мертвым грузом. Подобная практика не формирует ни интереса к проблеме, ни собственного мнения и потребности к действию. Законы не соблюдаются не только в результате незнания, но и нежелания, отсутствия опыта жизни в правовом пространстве.

В образовательном учреждении формированию правовой культуры учащихся способствует ежегодное проведение акции “Открытый микрофон” в рамках “Недели права”.

Зародившаяся в 80-годы XX века в пионерских лагерях “Артек” и “Орлёнок” акция “Открытый микрофон” очень интересна и сегодняшним школьникам.

Цель проведения акции: развитие правовой культуры учащихся, формирование активной гражданской позиции, умение грамотно отстаивать свои права.

Задачи акции:

  • улучшить школьную жизнь, устранить те проблемы, с которыми сталкиваются учащиеся в процессе обучения в школе;
  • укрепить взаимопонимание между участниками образовательного процесса.

Вопрос-проблема, поставленная ребенком – это то, над чем должна работать школа, чтобы стать школой демократии и неформального правового пространства. Внутришкольное управление, сориентированное на человека, носит гуманистический и демократический характер, выражающийся в отношениях сотрудничества, уважениях к человеку и доверия к нему.

Чему учатся школьники при проведении акции “Открытый микрофон”? Чему учатся учителя? Что должна заметить и исправить   администрация? Это те вопросы, которые должны стать основой воспитания правовой культуры учащихся и создания демократично-правового пространства в школе.

Учащиеся: вступая в диалог с администрацией, начинают осознавать, что их хотят и могут услышать, что их мнение не безразлично для образовательного учреждения. Проявляют интерес к различным сторонам жизни в школе, что положительно влияет на процесс их социализации в обществе.

Учатся высказывать и отстаивать собственное мнение, что немаловажно для формирования активной гражданской позиции, развития и становления личности.

Учителя стремятся повысить свою правовую культуру, своё профессиональное мастерство. Если учитель умеет грамотно объяснить учащимся их права и обязанности, не нарушает их, кроме того, имеет высокую культуру и учит этому детей, то вопросов и замечаний со стороны детей он не услышит.

Администрация имеет возможность узнать об удовлетворенности учащихся образовательной деятельностью школы, узнать о проблемах, волнующих школьников и наметить дальнейшие пути развития образовательного учреждения.

Количество участников акции может быть различно. Если акция проходит первый год, можно, ограничится  одной параллелью, чтобы все участники имели потенциальную возможность высказаться.

Как и любое внутришкольное значимое событие, акция должна, тщательно готовится. Дети не совсем ещё представляют, что такое “открытый микрофон”. Много шума, сразу обсуждают чужие высказывания. Высказывания  часто повторяются или не относятся к тематике “микрофона”. Необходимо тщательно проводить предварительную работу с классами, которые будут участвовать в акции. На беседах в неформальной обстановке объяснять цели акции, задачи, правила проведения, проводить предварительные обсуждения. Проводить работу с администрацией, а также  с учителями, выразившими желание участвовать в акции. Объяснить их задачу – умение грамотно отвечать на вопросы учащихся, показывать знания нормативно-правовых документов. На акцию можно пригласить юристов, адвокатов, нотариусов.

Каждый ребёнок имеет возможность подойти к микрофону и свободно высказать свое мнение по любому вопросу жизни в школе, задать свой вопрос любому участнику образовательного процесса. В подготовке открытого микрофона важно создать настрой, атмосферу открытости и готовности выражения своих мыслей.

Правила поведения во время акции:

  • работаем “без погон”
  • внимательно слушать выступающего
  • откровенность и доброжелательность в работе
  • активное участие каждого

Основные направления в вопросах учащихся:

1. Экзамены в форме ЕГЭ.

2. Работа буфета.

3. Введение электронных журналов.

4. Информация о социальной карте москвича.

5. Курение около территории школы.

6. Обустройство школьного двора.

7. Школьные мероприятия.

8. Работа кружков, спортивных секций

9. Взаимоотношение с учителями.

Тематика задаваемых вопросов:

1. Почему учителя задерживают детей на перемену, после окончания урока?

2. Будет ли расширен ассортимент школьного буфета?

3. Можно ли не делать домашнее задание тем, кто выезжает после занятий на соревнования, конкурсы, олимпиады от школы?

4. Почему учащиеся должны покупать форму?

5. Недостаточное количество познавательно-развлекательных мероприятий в школе.

6. Несвоевременное выставление оценок в журнал.

7. Можно ли организовать уроки физкультуры в бассейне?

8. Почему нельзя посеять специальную траву для футбольного поля?

9. Почему нет урн для мусора в коридорах?

10. Почему в буфете высокие цены?

11. Почему задают домашнее задание на каникулы?

Если учащийся не готов выйти и публично принять участие в акции, можно параллельно организовать Сейф откровения, в который ребята помещают свои записки с пожеланиями, вопросами и просьбами.

Для руководителей образовательного учреждения на совещании при директоре или педагогическом совете очень важно продумать дальнейшие действия и принять соответствующие меры по пожеланиям и вопросам учащихся, проконтролировать, чтобы ни один вопрос учащихся или пожелание не осталось без ответа.

Если вопросы из года в год повторяются – значит, администрация не может их решить. Если вопросы решаются, то это положительно влияет на демократично-правовое пространство  школы, повышает авторитет администрации и степень доверия к ней детей и их родителей.

Используемая литература:

1. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования. Народное образование №2/2003.