Фольклорный праздник "Деревенские посиделки"

Разделы: Внеклассная работа


Актуальность.

Новые стандарты в образовании и воспитании ориентирует педагогов на воспитание гражданской идентичности личности, как одну из приоритетных задач государства в сфере образования.

Новизна заключается в том, что данная разработка интегрирует различные образовательные линии: культурологическую, православную, краеведческую, оздоровительную – в единое образовательное содержание.

Цель: духовно-нравственное воспитание детей, приобщение к глубинным истокам этнокультуры русского народа.

Предварительная работа:

  • Знакомство с православными праздниками, со старинными русскими обрядами.
  • Исследование старинных рецептов русской кухни каждой семьи и их практическое использование для формирования здорового образа жизни.
  • Разучивание русских народных песен, плясок, игр, забав, потешек, небылиц.
  • Посещение храма Никольской церкви с. Казакова и музея «Казаковская филигрань» и производственных цехов по изготовлению филигранных изделий при ЗАО «Казаковское предприятие художественных изделий» .

Оборудование: русские народные костюмы; предметы интерьера русской избы; утварь; прялка; лапти; самовар; народные музыкальные инструменты; инструменты и материал (скань) для филигранного дела; записи русской народной музыки.

ХОД ПРАЗДНИКА

Класс оформлен как русская изба( сундуками, столами, лавками и домашней утварью). Все действующие лица – в русских народных костюмах. На полу домотканые половики.

Ведущий: В старину долгими зимними вечерами собирались люди в большой избе, пряли, вязали, вышивали, плели корзины и при этом обязательно пели частушки, рассказывали побасенки, сказки.

Появляются хозяин с хозяйкой, оба в русских народных костюмах.

Хозяйка: Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!

Хозяин: Веселья вам да радости!

Хозяйка: Давно мы вас поджидаем, праздник без вас на начинаем!

Хозяин: У нас для каждого найдется и местечко ,и словечко!

Хозяйка: Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус, кому сказку, кому песенку!

Хозяин: Удобно ли вам ,гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно? Всем ли места хватило?

Гости: Гостям-то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяевам?

Хозяин: В тесноте, да не в обиде.

Хозяйка: Много гостей – много новостей.

Хозяин: Большой праздник приближается – Сретенье Господне (15 февраля).

Хозяйка: К нам в гости пожаловал служитель Казаковской Никольской церкви отец Сергий (Железнов). Ему предоставляем слово.

Хозяйка: Небылицы в лицах, сидят в теремах-светлицах, щелкают орешки да говорят насмешки.

(Гости исполняют шутливые диалоги)

Ведущая:

На завалинках, в светелке, иль на бревнышках каких
Собирались посиделки пожилых и молодых.
При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод –
Говорили, песни пели
И водили хоровод.

(Дети исполняют частушки)

Ведущий: Русские люди не только умели плясать и петь, но и хорошо работать. А работы было много: и по дому, и в поле. Посмотрите, как это отражалось в русских народных песнях.

(Инсценировка песни: «Ой, вставала я ранёшенько...»)

Ведущий: Прослушав песню, вы заметили, что нелёгок был крестьянский труд, но всякая работа почётна и должна приносить радость.
А в нашей местности издавна славились филигранных дел мастера.
Ребята, вы в очередной раз убедитесь в том, как интересна эта работа, что в родном селе необходимо продолжать традиции ваших предков, и чтобы наше село процветало, вы можете заниматься этим народным промыслом. Ведь не зря говорят в народе: «Где родился, там и пригодился!»

Ведущий: А сейчас, ребята нам расскажут, что они знают о таком искусстве, как филигрань.

(дети рассказывают о филиграни)

Ведущий: Ребята, а вам самим хотелось бы научиться плести кружево из металла? К нам в гости пришёл мастер филигранного дела. Этому он вас сейчас и научит.

Мастер-класс «Изготовление филигранного изделия»

Мастер филигранного показал детям как при помощи корценков и скани можно изготовить деталь для изделия. Дети по желанию подходили и пробовали сами скрутить деталь «завиток» или «капельку». Затем эти детальки сложили в определенной последовательности и получился узор. Почти каждый из детей смог попробовать себя в филигранном деле.

Хозяйка: Гости дорогие, не хотите ли конфеточек покушать, да сказочку послушать?

(Угощает всех конфетами.)

Инсценирование сказки «Старуха, дверь закрой!» (народная сказка в переработкеС. Маршака.)

1-я девочка: Счастья вам, хозяин с хозяйкой!
2-я девочка: Большого здоровья!
3-я девочка: С новым вас урожаем!
4-я девочка: С вкусными блинами.

(Все встают полукругом, поют песню "Блины". Всех угощают блинами.)

Ведущий: О труде и о работе знаем мы много пословиц и поговорок.

(Дети рассказывают пословицы о труде)

Хозяин. А вы, ребятушки, что ж призадумались? Призадумались, закручинились. Вижу, вижу, что вам поиграть захотелось. Для вас у меня есть игра-забава. Эх лапти, да лапти, да лапти мои. И удобны, и красивы, и на пляску быстры. А сумеете ли вы, ребятушки, в лапти быстро обуться, да поплясать со мной?

Игра-забава “Обуй лапти”

Играющие встают по кругу. Лапти стоят в центре круга. Выбирается считалкой водящий. Он встаёт в центр круга. Дети произносят слова: «Эх лапти, да лапти, да лапти мои. И удобны, и красивы, и на пляску быстры». В это время ведущий встаёт между двумя участниками. Они разбегаются в разные стороны по внешнему кругу. Победителем считается тот, кто быстрее добежит до своего места, забежит в круг и обует лапти. Проигравший садится на лавку, а взамен себя приводит другого ребёнка.

Девочка: Что-то мы немножко притомились. Сядем рядышком на лавке. Вместе с вами посидим. Загадаем всем загадки. Кто смышленей – поглядим!

Достает из короба подарки, а к ним привязаны загадки. Кто загадку отгадает – тот подарок получает. Хозяйка загадывает залу загадки, а хозяин вручает призы тем, кто отгадает.

Ведущий:

Эй,подруженьки-подружки,
Веселушки-хохотушки!
Эй,ребята-молодцы,
Озорныеудальцы!
Приходитепоплясать,
Зимний вечер скоротать.

(Танец «Деревенский перепляс», музыка народная)

Хозяйка: Ну, гости дорогие, посмеялися, чай проголодалися?

Хозяин: Все, что есть в печи – все на стол мечи!

Хозяйка: Я иду, иду, иду, самовар в руках несу, прибауточку пою. Вот чай, чай, чай. Гость хозяюшку встречай! Прибауткой отвечай! (разливает чай, гости отвечают)

Хозяин. Мы вас к чаю приглашаем. Но, внимание, чай с сюрпризом.

(На столике стоят кружки с чаем. )

Участникам конкурса предлагается определить на вкус, где какой чай заварен.

Хозяйка. Звонкие,резные, ложки расписные, от зари и до зари веселятся ложкари.

Веселая игра ложкарей

Описание. Группа детей играет на русских народных инструментах: треугольниках, трещетках, погремушках, деревянных ложках, рубеле, колотушке, тамбурине) в сопровождении русской народной песни «Светит месяц, светит ясный…)

Хозяин. Играми да плясками сыт не будешь. Славится наш народ гостеприимством да угощением знатным.

Хозяйка. Каждая семья приготовила свое русское блюдо и готовы всех угостить!

(Семьи выносят блюда и рекламирует свое угощение)

Хозяйка: Уж, солнышко садиться, пора домой всем расходиться!

Хозяин: Здоровья да удачи вам гости дорогие, до новой встречи!

Все вместе: До свидания!

Список литературы:

1. Бородина А.Ф. Основы православной культуры/А.Ф.Бородина. – М.,2005г.
2. Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников./ Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2010, 223с.
4. Жарковская, Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании – 2003 – №3 – С. 9-12.
5. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. – М.: 2010.
6. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.
7. Маханева, М.Д., Князева О.Л. Приобщение младших школьников к краеведению и истории России: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005. – 72 с.
8. О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст] / Воспитание школьников. 2009. – №8 – 10 –16с.
9. Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.] ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009. – 120 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 9785090210584.

Приложение 1