Урок по теме "Два письма в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»"

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Цели урока:

  • образовательные: проведение сопоставительного анализ писем Татьяны и Евгения; выявление индивидуальной стороны писем Татьяны и Онегина; доказать на примере писем родство душ и исключительность двух героев;
  • развивающие: развивать навыки анализа лирического произведения, делать обобщающие выводы;
  • воспитательные: развивать навык владения культурными нормами и традициями русской речи; развивать логичность, осмысленность, склонность к исследовательской деятельности; воспитывать читательскую культуру школьников.

Оборудование: компьютер, мудьтимедийный проектор.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Сообщение темы урока

3. Сопоставительный анализ писем

Слайд 1

Сегодня мы попытаемся сопоставить два письма из романа А.С.Пушкина “Евгений Онегин”. Это письмо Татьяны к Онегину и письмо Онегина к Татьяне.

Слайд 2

Рубеж XVIII-XIX веков называют эпистолярной эпохой. Любовная переписка русских дворян нашла отражение в шедевральном произведении А.С.Пушкина – романе “Евгений Онегин”.

Слайд 3

Специфика знаменитого пушкинского произведения, метко названного В.Г.Белинским “энциклопедией русской жизни”, заключается в особой манере рифмовки, названной впоследствии “онегинской строфой”.

Слайд 4

Однако письма главных героев, адресованные друг другу, выбиваются из общей строфической картины. Возможно, это сделано с целью создания эффекта включенности в произведение “чужого” текста.

Письма Татьяны и Онегина существуют как текст в тексте, перед каждым посланием есть заголовок.

Слайд 5

Наверное, только в письме человек может полностью излить душу… И герои Пушкина не являются исключением. Письма раскрывают внутренний мир персонажей, передают их чувства и переживания. В этом и заключается основная функция писем. Ведь вряд ли читатель смог бы представить нежный, женственный и романтичный образ Татьяны без ее искренней и проникновенной исповеди. Также именно в своем письме Онегин предстает обновленным, изменившимся человеком.

Слайд 6

Письма Татьяны и Онегина создают симметрию в композиции романа, являясь своеобразным отражением друг друга. Признание Татьяны и запоздалый ответ на него Онегина разделяют шесть лет и 5 глав (с 3 по 8).

Слайд 7

Если попытаться сопоставить письма Татьяны и Онегина, то можно выявить определенные сходства в них. Оба героя изначально бросают вызов моральным нормам, ведь Татьяна в своем письме первой признается мужчине в чувствах, а Онегин пишет о своей любви замужней женщине.

Слайд 8

Некая заведомая обреченность на неудачу давлеет над героями в их письмах. Они готовы к презрению со стороны адресата, однако каждый из них совершает этот шаг – жажда выговориться, признаться неодолима.

Татьяна юна и неопытна, но как мог Онегин ожидать презрения во взгляде некогда любившей его женщины?

Слайд 9

Татьяна рассуждает о возможном будущем, не будь в ее жизни Онегина. А Онегин, возвращаясь мысленно в прошлое, даже не пытается раскаяться в убийстве Ленского. Он причисляет покойного поэта к причинам, помешавшим счастью героев.

Слайд 10

Выражая желание видеть объект своего обожания, Татьяна робко надеется хотя бы на редкие встречи. Онегин же дерзко хочет быть уверен в ежедневности встреч.

Слайд 11

И герой, и героиня ожидают укоризны в ответ на свои душевные излияния.

Слайд 12

Последние строки обоих писем звучат в унисон друг другу. И Татьяна, и Онегин, завершив свои душевные излияния, вверяют судьбу объекту своих признаний.

Слайд 13

Оба письма одинаково пылки, о чём свидетельствует обилие соответствующих знаков препинания.

Получается, что Онегин более сдержан, но если учесть, что это письмо мужчины, да ещё такого прагматика, то следует представить себе степень его экзальтации. Однако он на протяжении всего письма обращается к Татьяне на “Вы”, в то время как героиня, забываясь, импульсивно переходит на “ты” в объяснении с малознакомым человеком.

Слайд 14

Следует обратить внимание на интонацию в письмах.

Письмо Татьяны развивается интонационно последовательно. Начинается с умеренно-приподнятой экспозиции, которая продолжается в повествовательном тоне. Затем интонация поднимается и достигает кульминации. К заключению интонация постепенно опускается и оканчивается достаточно уверенным постскриптумом.

Письмо Онегина начинается с восклицания. Буря чувств, томившихся в душе, прорывается едкостью и сарказмом. Внезапно эта интонация сменяется повествованием, задумчивостью. Затем - томление, нарастание страсти; снова мука, подъём до кульминации и нисходящая интонация концовки.

Слайд 15

Изящный пушкинский сюжет основывается на двух противоположных точках: два письма, написанные с шестилетним интервалом. Письма - не только неотъемлемый элемент фабулы романа, они её стержень. Существование писем вне романа возможно, романа без писем - никогда. Мы бы не узнали, какова Татьяна, не услышав её сокровенных строк, говорящих более красноречиво, нежели комментарии рассказчика. Без письма Онегина мы бы представили образ героя, но остались бы скрытыми метаморфозы его души, динамика развития образа и развязка.

Кстати, за рамками романа остались ещё три письма Онегина, но они, так же как оригинал письма Татьяны, написанный на французском языке, предоставлены воображению и интуиции читателя и составляют одну из многих загадок романа. Ещё два ненаписанных письма Онегина - это устные ответы Евгения на письмо Татьяны и Татьяны на письмо Евгения. Оба обладают эпистолярными признаками: монолог по форме, продуманный заранее на заданную тему как продолжение переписки. Среди всех перечисленных писем два первых наиболее содержательны и значимы.

Слайд 16

Как писал философ и публицист прошлого века Николай Николаевич Страхов: “До сих пор всякий, желающий говорить о Пушкине, должен, нам кажется, начать с извинения перед читателями, что он берётся в том или другом отношении измерять эту неисчерпаемую глубину”. С этим высказыванием сложно не согласиться.

Слайд 17

Пушкин и его произведения самодостаточны и самоценны, они не нуждаются в комментариях и интерпретировании и неподвластны им. Русский человек читает Пушкина сердцем, становясь мистически сопричастным духовному опыту огромной культуры эпох и поколений.

4. Подведение итогов урока, выставление оценок

5. Домашнее задание