Разряды местоимений

Разделы: Русский язык


Цель: Научить находить местоимения в тексте, различать разряды для правильного написания, грамотно употреблять в речи.

Приложение 1

Ход урока

1. Проверка домашнего задания (взаимопроверка)

– Один ученик у доски выполняет разбор предложения:

Достали нот, баса, альта, две скрипки и сели на лужок под липки пленять своим искусством свет.

П. Словарная работа

Вопросы ученикам:

  1. Как вы думаете, что такое заглавие?
  2. А что такое подзаголовок?
  3. Что у этих слов общее?

Заглавие – название какого-нибудь произведения (литературного, музыкального) или отдельной его части.

Подзаголовок – дополнительный, второй заголовок (под первым).

Подберите и запишите однокоренные слова: глава, голова, главный, главенствующий, главенствовать, главка.

Вспомните и запишите названия произведений, которые имеют подзаголовки, например, «Вечера на хуторе близ Диканьки» («Повести, изданные пасичником рудым Паньком»),

«Миргород» («Повести, служащие продолжением «Вечеров на хуторе близ Диканьки»), «Медный всадник» («Петербургская повесть»).

Вопросы учащимся:

  1. Как вы думаете, ребята, словосочетание «разряды местоимений», записанное на доске, является заглавием или подзаголовком? (Заглавием.)
  2. На каких уроках вы уже встречались с понятием «разряд»? (На биологии, на физике.)
  3. Что, по-вашему, обозначает это слово? (Разряд – разрядить, т.е. распределить.)
  4. Какие местоимения вам уже знакомы? (Личные.)

Приведите примеры.

III. Объяснение нового материала

  1. Запись темы урока, работа с учебником и таблицей.
  2. Составление кластера – вписать разряды местоимений с примерами.
  3. Записать предложения, найти и подчеркнуть местоимения, определить их разряд:

Я, ты, он, она – вместе целая страна, вместе дружная семья. В слове «мы» – сто тысяч «я». (Р.Рождественский)

Почему местоимения называются личными?

Ученики обсуждают в парах, а потом высказывают свои суждения. Учитель обобщает все высказывания.

А сегодня мы познакомимся с остальными видами местоимений. Работая с учебником «Теория», вы должны найти все разряды местоимений и составить кластер.

Придумать заглавие тексту (распечатанный текст лежит на каждой парте).

Варианты: «Жизнь в Лицее», «Жизнь лицеистов», «Будни лицеистов».

Начались школьные будни. У каждого лицеиста была своя комната – «келья», как называл ее Пушкин. В комнате – железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания. На конторке – чернильница, гусиные перья, подсвечник и щипцы, чтобы снимать нагар с трескучей сальной свечи.

Лицеисты вставали в шесть часов, одевались, шли в зал на молитву, потом в класс, учились с семи до девяти, пили чай и шли на прогулку. С десяти до двенадцати снова учились, потом обедали, снова гуляли, снова учились – и так до вечера. Вечером, в половине девятого, они ужинали и до десяти часов каждый занимался своим делом: бегали по коридорам, играли в мяч, где-нибудь в темном углу боролись с товарищами. В десять часов вечера расходились по комнатам и ложились спать. Длинные сводчатые коридоры погружались в тишину и мрак.

Определить основную мысль (жизнь лицеистов была подчинена строгому распорядку, что не позволяло тратить время попусту, не содержала ненужной роскоши и особых развлечений).

Назвать тип речи (описание и повествование).

Найти в тексте местоимения и указать их разряд.

У1. Сочинение-миниатюра

Опишите свое рабочее утро, используя личные местоимения. Определите разряды употребленных местоимений.

Пример: По утрам я сам не просыпаюсь, потому что ложусь спать очень поздно. Меня всегда будит мама. Она приходит в мою комнату и говорит громким голосом: «Пора вставать». Но я делаю вид, что не слышу. Тогда ей приходится стаскивать с меня одеяло, а иногда и звать на помощь папу.

Чтение и обсуждение сочинений в связи с правильным или неправильным употреблением местоимений. Исправление ошибок.

У1. Самостоятельная работа

Самостоятельно выполнить упражнение № 375.

Домашнее задание: выучить разряды местоимений, выполнить упр.№ 372.