Система работы учителя-логопеда и родителей по коррекции общего недоразвития речи детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика


Пояснительная записка

Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Как ребенок учиться говорить?

Ребенок овладевает речью, подражая речи взрослых, при непосредственном общении с ними. Поэтому важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь.

Формирование и развитие речи происходит постепенно. Это довольно длительный процесс. И если родители часто общаются с малышом, играют с ним, читают ему книги, учат с ним стихи, то обычно речь ребенка развивается своевременно и правильно.

Развитие речи тесно связано с расширением круга представлений ребенка об окружающих предметах, явлениях. Только тогда ребенок сможет хорошо рассказывать о предмете, когда он имеет достаточно ясное представление о нем, знает о его назначении, способе применения.

Ребенка интересует все, что он видит вокруг, и начинается пора бесконечных вопросов: «Что это? Почему? Зачем?». Родители не должны оставлять без ответа вопросы ребенка. Получив ответ на интересующий его вопрос, ребенок чаще будет обращаться к взрослым, что в свою очередь, будет развивать его речь.

Взрослые, давая правильные и доступные пониманию ребенка объяснения, развивают у него пытливость ума, стремление узнать, понять.

Очень важно создавать такие условия, чтобы ребенок чувствовал необходимость попросить взрослого о чем-то или ответить ему словами. Подчас приходиться наблюдать, что желания ребенка предупреждаются прежде, чем он успеет их выразить словами. Только ребенок потянется к игрушке, а мама сейчас же ее подает «на, возьми». В таких условиях ребенку нет надобности, пользоваться речью: взрослые все скажут за него сами – и он не будем пытаться говорить.

Некоторые родители стараются в беседе с ребенком дать как больше сведений, заботясь о его развитии. Но и в этом нужно известное чувство меры. Нельзя перегружать ребенка массой сведений – здесь необходима система и последовательность. При этом не надо давать все в готовом виде, нужно, чтобы ребенок пытался сам догадаться кое о чем, а для этого родители должны задавать наводящие вопросы. Активность малыша-основное условие его полноценного развития.

Есть родители, которые считают, что ребенок как можно раньше должен быть приучен к самостоятельности, и поэтому с ним надо меньше заниматься. Но самостоятельность заключается в том, чтобы ребенок научился нужным действиям с предметами. Сам ребенок все это не освоит, ему надо показывать даже самые простые действия. А родители ждут, пока ребенок сделает все открытия сам, но этого допускать нельзя, т.к. речевое общение взрослого с ребенком – необходимое условие для развития речи.

В общении с ребенком родителям необходимо следить за своей речью. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов.

Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно («не бежи», вместо «не беги»).

Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к сыну или дочери, родители побуждают их отвечать, а дети имеют возможность внимательно прислушаться к речи взрослых. Необходимо помнить, что по мере того, как растет ребенок и развивается, родителям нужно усложнять то, что они говорят ребенку и по содержанию, и по форме.

Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Но за последние годы значительно возрос процент детей с речевыми нарушениями.

Возникновение речевых нарушений часто бывает обусловлено действием одновременно биологических социально-психологических факторов. Трудно растить детей в сложном современном мире. Проблемы, нагрузки на работе сказываются на родителях, а это в свою очередь отражается и на детях. Из опыта работы хочется отметить, что современные родители мало времени уделяют общению со своим ребенком. Перед родителями стоит главная проблема – материальное обеспечение. А дети все больше времени проводят у телевизора. В результате они лишаются навыков позитивного общения, становясь все более одинокими, ориентированными только на свои трудности.

Из всего вышесказанного и из опыта работы сделала вывод: коррекционную работу по исправлению речевых недостатков надо вести в тесном контакте с родителями, и чем раньше начать такую работу, тем лучше. Своевременно оказанная помощь способна предупредить тяжелые формы речевого недоразвития, поможет создать условия для дальнейшего гармоничного развития ребенка, в значительной степени ускорит ход его речевого и умственного развития.

Статью смотреть в Приложении 1