Занятие по хору "Кызыл мы родиной зовем"

Разделы: Музыка


Тема: Путешествие по родному городу.

Цель: Воспитание патриотических качеств и любви к своей Родине.

Задачи:

  • Развивать в ребенке умение видеть красоту родного города и готовность её сохранять;
  • Выявить знания детей о городе Кызыле;
  • Накопить вокально-хоровые навыки и умения;
  • Разучить песню «Кызыл своей мы Родиной зовем».

Оборудование: Фортепиано, магнитная доска, фотографии достопримечательных мест г. Кызыла (они заранее развешаны на доске), карточки с описанием этих мест, инструментальная музыка тувинских композиторов, магнитофон.

Приложение

Ход занятия

1. Организационный момент.

Педагог: Добрый день, дорогие ребята. Сегодня у нас с вами необычное занятие.

Посмотрите на доску. Как вы думаете, чему будет оно посвящено?

Ответы обучающихсягороду Кызылу.

Педагог: Форма занятия у нас будет – путешествие. Путешествие по нашему городу. Сейчас я вам раздам карточки с описанием достопримечательных мест, фотографии которых развешаны на доске. По описанию вы должны определить это место и назвать его.

(Раздаются карточки и ребята начинают готовиться к ответу).

Педагог: Начинаем наше путешествие.

2. Рассказ-путешествие по городу Кызылу.

Педагог: С чего мы начнем наше путешествие?

Обучающийся, у которого находится карточка с описанием города первым начинает свой рассказ.

Город Белоцарск (Кызыл) был заложен в апреле 1914 года на левом берегу реки в местечке Хем-Белдир – (слияние рек). Это место было удобным для сплава древесины под строительство города, и находилось оно в центре тувинских хошунов и русских поселений.

К августу были построены первые дома, переправа через Енисей, лесопилка, мельница. В 1915 году была открыта больница. К 1916 году уже насчитывалось 18 казенных и 54 частных дома, в которых проживало около 500 человек.

Четыре года город назывался Белоцарск. После прихода большевиков, в 1918 году его переименовали в Урянхайск. В начале июля 1918 года пришли колчаковцы, затем, через год, в город вступили отряды партизанской армии во главе которой были А. Д. Кравченко и П. Е. Щетинкин. Через месяц произошло сражение, в результате чего город был полностью сожжен. Правительсво переехало в Туран.

В сентябре 1920 года город был переименован в город Красный.

14 августа 1920 года было провозглашено создание самостоятельного государства – Танну-Тува-Улус, позднее – Тувинская Народная Республика. В конце марта 1922 года правительство ТНР было переведено из Турана в город Красный, а 25 июля 1923 года Красный был объявлен столицей Тувы.

24 декабря 1925 года принято постановление о названии столицы – город Кызыл.

Педагог: Мы идем по мосту, затем по центральной улице Кызыла. Кто мне скажет, как она называется? (ул. Кочетова) и подходим к современному очень красивому зданию под названием…

Ответы детей – Национальный музей.

Тувинский Краеведческого музея был основан в 1929 году. Он находился в здании, где раньше был клуб им. Шагдыр-Сюрюна, на углу улиц Ленина и Интернациональная. Позднее, в 1942 году, музей получил название Алдан-Маадыр – в память Восстания 60 богатырей, которые восстали в 1883 году против маньчжурских завоевателей, но были разбиты.

В Национальном музее собраны уникальные экспонаты. Здесь вся история нашей республики в подлинных документах, фотографиях; в разнообразных собраниях древних стел с руническими письменами и каменными бабами. Российских и зарубежных гостей поражает своим разнообразием флора и фауна Тувы, её полезные ископаемые, а также Курганы, особенно Аржан 2.

Сейчас новое здание Краеведческого Музея является гордостью не только нашего города, но и всей республики.

Педагог: Кто нам расскажет, что это за здание?

Ребенок начинает отвечать, а остальные ребята добавляют к его рассказу свои знания.

Вот так проходит путешествие по всему городу. Здесь важно заострить внимание педагога не столько на даты и названия, сколько на чувственные переживания и причастность к жизни своей дома, улицы, школы, города. Пусть ребята расскажут о своих впечатлениях, радостных или печальных событиях, связанных с тем или иным местом города. Поговорить с ними о том, чтобы еще они хотели видеть в своем городе и что для этого, по их мнению, необходимо сделать.

Фонтан на площади Арата.

Горы Бай-Тайги, окрестности районного центра Тээли, богаты залежами поделочного камня – цветного агальматолита. Его тувинцы называют чонар-даш – камень, который можно резать. Он бывает черным, серебристо-серым, золотисто-розовым, а иногда красным. Камень легко поддается обработке острым ножом, послушно принимая любую форму в талантливых руках мастера.

Из него делают как игрушки, изображения животных и зверей, обитающих в горах и степях Тувы, резные шахматы, так и монументальные скульптуры: сказочных арзыланов и драконов, верблюдов, сарлыков, оленей, снежного барса и степного манула. Эти скульптуры ставят возле дорог, в особо почитаемых населением местах.

Скульптуры для фонтана на площади Арата создали пятеро молодых мастеров, среди которых Дондук Дойбухаа и Елизавета Байынды стали лауреатами Государственной премии Тувы в области архитектуры.

Дом Правительства Республики Тыва.

Город Кызыл является столицей Республики Тыва и поэтому здесь находится Дом Правительства. Он стоит на главной улице, весь одетый в белый мрамор. На его крыше развиваются два государственных флага – Российский и Республики Тыва.

В этом Доме находится Правительство республики. Здесь работают специалисты по управлению всей жизнедеятельностью республикой. Они издают законы и следят за их исполнением. На них лежит очень большая ответственность за жизнь и охрану всего народа.

Здесь принимают разных гостей и здесь решаются самые важные вопросы. По праву можно назвать этот Дом - сердцем республики Тыва.

Тувинский драматический театр был открыт 25 марта 1926 года в здании клуба им. Шагдыр-Сюрюна. (Край. музей им. Алдан-Маадыр). Начинался театр с театральной студии. Первым директором, актером и режиссером стал Максим Мунзук (за 10 лет 30 спектаклей). Первых артистов было 10 человек: певцы, исполнители на тувинских народных инструментах, мастера горлового пения

В 1935 году театр стал Государственным. В начале 1940–х годах были приглашены специалисты театра, музыки, танца. В 1942 году была образована русская труппа. В 1958 году театр был преобразован в музыкально-драматический. С 1968 по 1983 годы главный режиссер - заслуженный артист РСФСР Син-оол Оюн. В 1977 году театр получил новое здание и был назван в честь Виктора Кок-оола - актёра, драматурга. Его пьеса «Хайыранбот» стала национальной классикой. Помимо тувинских пьес на сцене МДТ ставились пьесы Тренёва, Шекспира, Шиллера и др.

Театр по праву гордится своими знаменитыми артистами: Максимом и Г. Мунзук,З. Байыр-оол, В. и Н. Наксыл и многими другими.

Центр Азии. На берегу Енисея, в центре города Кызыла, возвышается обелиск, символизирующий центр Азии. Каждый приезжающий приходит сюда, чтобы почувствовать уникальность своего местонахождения.

Обелиск представляет собой большой шар. На нем, как на глобусе, нанесены контуры материков, особо отмечены Тува и город Кызыл. Над шаром взмыл в небо десятиметровый трехгранный шпиль. На двухметровом мраморном постаменте золотом написаны на русском, тувинском и английском языках слова: «Центр Азии».

Первый памятник, в виде каменного столба, стоял в усадьбе Сафьянова, что стояла на левом берегу Улуг-Хема, в 25 километрах выше слияния малого и большого Енисея. Позже каменный столб, символизирующий центр Азии, был перенесен в Кызыл (место расположения Тувинской судоходной компании) и установлен на берегу Енисея.

В 1964 году, к 20-летию вхождения Тувы в СССР, был сооружен 12-метровый обелиск. А в 1984 году по проекту архитектора М. Куулара была произведена реконструкция памятника.

Мемориал в память о Великой Отечественной войне в г. Кызыле.

Вся республика принимала активное участие по сбору денежных средств на создание Мемориала, посвященного памяти о ВОВ. Это память о тех, кто достойно боролся, защищал и помогал победить захватчиков.

С первых дней ВОВ Тувинская Народная Республика и её вооруженные силы были приведены в военное положение. К концу 1941 года в Тувинской армии насчитывалось 1136 бойцов. А к 1944 году был создан Тувинский народно-революционный кавалерийский полк, в который входили два сабельных эскадрона, артиллерийская и минометная батареи, школы младших командиров, танкового, саперного и музыкального взводов и другие бойцы.

Танкисты-добровольцы из Тувы участвовали в освобождении Украины, Молдавии, Румынии, Венгрии и Чехословакии. 67 тувинских бойцов и командиров были награждены орденами и медалями СССР, а 135 ТНР. Двоим из них присвоено звание Героя Советского Союза – Хомушку Чургуй-оолу и Тюлюшу Кучил-оолу.

На стендах выбиты фамилии сотни наших бойцов и простых граждан, помогающих фронту. Их имена останутся навечно в людской памяти.

Педагог: Говорить о нашем городе можно очень много. Здесь есть, чем восхищаться, удивляться и гордиться. И каким он будет в будущем, зависит от вас. А для этого вы должны учиться, овладевать новыми знаниями, чтобы можно было применить их на благо своего родного города.

Теперь переходим к следующему этапу нашего занятия - музыкальному.
Сейчас мы с вами распоемся. Для этого все встали, немножечко размялись и приступили работе над певческим дыханием.

3. Вокально-интонационная работа.

Педагог: Чтобы научиться красиво и правильно петь, нужно знать, что такое певческое дыхание и уметь им пользоваться.

Теперь вспомним упражнения, на восстановления певческого дыхания:

  • короткий вдох по руке и длинный замедленный выдох со счетом 1,2,3,4…(с каждым разом при повторении упражнения выдох удлиняется за счет увеличения ряда цифр);
  • короткий вдох при раздвижении нижних ребер, контролировать движения, положив руки на нижние ребра, выдох длинный, со счетом;
  • короткий вдох при раздвижении нижних ребер, задержка дыхания – спеть один звук и тянуть его ровным и умеренным по силе голосом.

Педагог: следующий этап нашей работы – это правильное и четкое звукопроизношение. Вспомним наши скороговорки. Сначала произносим все вместе, затем по одному.

Все ребята четко и дружно произносят:

  • у Вари на бульваре варежки пропали;
  • бык тупогуб, тупогубенький бычок.

Педагог: следующий этап нашей вокальной работы – это распевание шуточной песенки «Сидит зайка» вверх и вниз по полутонам.

Сидит зайка серенький на пенечке.
Глазки голубые, хвост - пушочком.

4. Разучивание песни «Кызыл мы Родиной зовем»

Педагог: Наше с вами путешествие по городу Кызылу продолжается, мы пришли в Центр дополнительного образования, где на занятиях вокальной студии разучим песню, которую написали для вас педагоги этого Центра.

- Показ песни педагогом.

- Разбор текста и содержания песни.

Педагог: Эту песню для вас написали педагоги В. А.Козлов и И.В.Белкина, в которой каждый куплет – это маленькая зарисовка картинки.

Давайте разберём текст и выясним, какой образ создан в песне?

Примерные ответы: о городе Кызыле, о фонтане на площади Арата, о счастливом и беззаботном детстве.

- Разучивание песни.

А теперь начинаем разучивать песню:

  • проговариваем слова песни в ритме, выдерживаем все паузы, в конце фраз стараемся мягко проговаривать окончания;
  • повторяем музыкальную фразу со словами. Важно обратить внимание на определенную интонацию и настроение при воспроизведении мелодии детьми;
  • При пении все поют ровно, не выкрикивая, слушая не только себя, но и других;
  • Разучиваем все куплеты. После разучивания, пропеть полностью весь выученный материал ( активизируется память и мыслительный процесс ребёнка, а также выявляются его творческие задатки).

5. Подведение итогов занятия.

Педагог: Вот и подошло к концу наше занятие. Ответьте мне на такие вопросы:

  • Что нового и интересного вы узнали о своем городе?
  • Хочется ли вам узнать ещё больше о своем городе?
  • Изменилось ли ваше отношение к городу Кызылу?
  • Что сами вы можете сделать для своего города?

Задание на дом: сделать зарисовки или фотографии понравившихся мест в городе и описать их.

И я уверена, что теперь вы станете более бережно и с большей любовью относиться к своему родному городу.

Закончить занятие я хочу словами из стихотворения Сергея Пюрбю:

«Всем городам любовь дарю,
Но город свой сильней люблю».

Почему мы должны любить свой город больше всех?

- Потому, что это наша Родина!

Спасибо, ребята!