Репрезентативная система визуализации в обучении музыкальной литературе в ДМШ и ДШИ

Разделы: Музыка


В настоящее время мы наблюдаем нестабильность в экономическом развитии страны. Ведется титаническая работа  по стабилизации экономики, здравоохранения, науки, спорта и т. д. Образование не может оставаться в стороне. Это побуждает всех учителей, преподавателей, воспитателей и др., к новым педагогическим подходам, инновационным методикам и технологиям к содержанию образовательного процесса в СШ, ДМШ, ДШИ, ДК, Детские дома творчества и др. Термин «технология»– это совокупность  приемов, применяющихся в каком-либо деле, мастерстве, искусстве, учебе.

Методическое сопровождение образовательного процесса, должно быть всегда направлено на воспитание гуманного ребенка, интеллектуально нравственной личности. А как добиться этих качеств, если мы не применяем научные исследования о человеке и его возможности? Я сейчас не буду раскрывать, как  нам педагогам необходим личный подход к каждому ребенку, обладающему индивидуальным типом нервной деятельности (к холерику, сангвинику, флегматику, меланхолику или смешанного типа). Необходимо учитывать детей с преобладанием работы левого или правого полушария мозга; пол ребенка – девочка или мальчик, и его личные репрезентативные системы (визуал, аудиал, кинестетик или смешанного типа).

Современные учащиеся заняты в разных кружках, секциях, факультативах и др. В связи с этим, преподаватели должны использовать новейшие инновационные педагогические технологии, новые визуально-дидактические таблицы, ИКТ, технологии интегрированного и дистанционного обучения.

Цель – создание условий для творческого развития детей и освоение курса.  Мной создано свыше 50 визуально-дидактических таблиц по сольфеджио и более 25 аналогичных таблиц по музыкальной литературе.

Визуально-дидактические таблицы являются дополнительным наглядным пособием на уроках музыкальной литературы и слушания музыки. Как объяснить ребенку, что такое форма, интонационные арки, тональное родство и многое другое. Эти и другие вопросы постоянно беспокоят преподавателей-теоретиков. Термины и символы музыкального произведения требуют не только прочтения и запоминания, но и понимания их смысла и значения. Дети иногда не воспринимают музыкальное произведение как единое целое, особенно  крупные формы:  сонаты, симфонии, оперы и др. Данные таблицы позволяют воспринимать и понимать музыкальное произведение целиком, при прослушивании и чтении данной партитуры. При этом появляется возможность формировать у детей умение наблюдать, видеть, слышать, следить за музыкальной партитурой, выделять главное, понимать детали. Данные таблицы являются иллюстративным материалом и основаны на зрительно, аудиально, кинестетических образах, которые способствуют повышению коэффициента полезного действия в освоении материала. Каждая таблица посвящена одному музыкальному произведению. Таблицы призваны активизировать мыслительно-интеллектуальную деятельность обучающихся, развивать понятие музыкальной формы, узнавать во всех частях главную тему, лейтмотив и др. Эти схемы по сольфеджио и музыкальной литературе помогают детям на более качественном уровне выполнять домашнее задание.  

Предлагаю Вашему вниманию пример использования визуально-дидактической таблицы №1 к симфонии № 40 g-moll В.А. Моцарта (Приложение №1). Как видно из схемы, симфония состоит из 4-х частей, в схеме указано название, тональность каждой части, дальше показана последовательность проведения основных тем и разделов. Они составляют форму каждой части. Стрелы, которые исходят от главной партии, показывают, что ее интонации, характер звучат в разработке, репризе – в главной партии, связующей теме  в побочной партии в трансформированном виде. Интонации главной партии I части звучат в разработке II части, в теме менуэта III части, в главной партии, в разработке и репризе IV части. Интонации побочной партии I части звучат в главной, побочной партии II части, в трио III части и побочной партии IV части. Симфония составляет единый музыкальный монолит.

Пример использования  визуально-дидактической таблицы №2 к симфонии №5 c-moll Л. В. Бетховена (Приложение  №2). Это классический пример IV-х частного цикла. Обращаем внимание на указательные стрелы, которые исходят от лейтмотива вступления I части и пронизывают своей интонацией главную партию, связующую тему, побочную партию, заключительную тему, разработку, репризу и kodu I части. Во II части лейтмотив появляется между II и III вариациями (в переходе). В III части лейтмотив звучит в трио – в теме скерцо. В IV части тема судьбы звучит в разработке (как воспоминание о пережитом). Победоносная тональность До мажор появляется в репризе Iчасти в побочной партии (надежда на победу); во 2-й теме из 2-й части, в трио из 3-й части. До-мажор звучит в главной партии, в разработке, репризе и коде 4-й части. Побочная партия 1-й части связана тонально с 1-й темой из двойных вариаций. Тема скерцо из трио по характеру интонаций схожа с темами из 4-й части (главная, побочная, кода), а тема – шествие из 2-й части ведет нас к гимну свободы из 4-й части. Таким образом, великий Бетховен показал нам – современникам – полную картину борьбы со злом и как выйти победителем в схватке.

Обучающиеся при выполнении домашнего задания слушают DVD диск, или CD диск, пользуются нотами, учебной литературой и используют визуально – дидактические таблицы. Данная инновационная методика приносит хорошие результаты на промежуточных  и итоговых аттестациях.