Развитие речи учащихся в средней школе

Разделы: Русский язык


Поступив по окончании университета в аспирантуру и оставшись работать на кафедре русского языка, я занялась исследованием проблемы анализа смыслового пространства текста. Тогда мне казалось, что главная задача филолога – научится “расшифровывать” тексты, созданные авторами, уметь проникнуть в глубинный смысл написанного, исследовать все смысловые пласты, которые существуют в произведении.

Прошли годы, в моей жизни многое изменилось, в том числе и место работы, вот уже одиннадцать лет я работаю в школе учителем русского языка и литературы.

За это время я убедилась в том, что наиболее трудной задачей для учащихся является не анализ произведения, а создание собственных текстов, в первую очередь, сочинений. Именно этот вид работы вызывает большие трудности у учащихся, и именно этой проблеме я уделяю особое внимание при подготовке к урокам.

Я уверена, что несмотря на огромное количество методической литературы, каждый учитель должен выстроить собственную систему преподавания, основываясь на тех идеях, которые ему близки. За основу в своей работе я взяла концепцию известного волгоградского методиста А.М.Грининой-Земсковой. В своих работах этот автор утверждает, что только строго продуманная система обучения сочинениям, заранее рассчитанная на три года (6, 7, 8 классы), может дать хороший результат. Ребята в течение трех лет работают над одними и теми же темами, при этом задания из года в год усложняются, а навыки работы закрепляются. Но, взяв за основу идею Грининой-Земсковой, я позволила себе самостоятельно подобрать материал к урокам, изменив темы сочинений и остановившись на тех из них, которые кажутся мне наиболее перспективными не только для общего речевого развития учащихся, но и для их подготовки к итоговым экзаменам в выпускных классах.

Сохранив основные постулаты данной методической системы (работа в течение трех лет над одними и теми же темами с постоянным их усложнением, написание каждого сочинения в трех вариантах и некоторые другие), я полностью изменила темы сочинений, добавила в программу некоторые современные формы работы на уроках по развитию речи (работа с ассоциативным рядом, конструирование текста) и апробировала методику на своих уроках. Ожидаемый результат – приобретение учащимися стойких навыков написания творческих работ.

Мною были выбраны четыре темы (по количеству учебных четвертей), и в течение каждой четверти ребята работали над одной из тем. Если представить систему работы в виде таблицы, то она будет выглядеть так:

Тема 1 четверть.
Природа
2 четверть.
Портрет человека
3 четверть.
Мир вещей
4 четверть.
Мир искусства
6 класс 1. Сочинение-этюд об одном явлении природы.

2. Урок-экскурсия “Живые краски осени”.

3. Изложение “Осень”.

4. Сочинение по картине И.С.Остроухова “Золотая осень”

1. Сочинение-этюд “Портрет товарища”.

2. Сочинение по картине В.А.Серова “Девочка с персиками”

Сочинение “Вещь, сделанная руками мастера” (описание матрешки) 1. Изложение “Книжная иллюстрация”.

2. Сочинение “В чем красота оформления книги?”

7 класс 1. Сочинение-этюд “Вечер”.

2. Сочинение по картине И.И.Левитана “Вечерний звон”

1. Изложение “Быстрый карандаш Пушкина”.

2. Сравнительная характеристика портретов А.С.Пушкина, написанных О.А.Кипре-
нским и В.А.Тропининым.

1. Сочинение-этюд “Моя комната”.

2. Изложение “Тарханы.Дом-музей Лермонтова”.

3. Сочинение-описание помещения по картине К.Ф.Юона “Августовский вечер. Последний луч”

1. Изложение на музыкальную тему (о композиторе Григе).

2. Сочинение-отзыв о классическом произведении.

3. Рецензия на современное музыкальное произведение

8 класс 1. Изложение  “В праздничный день”.

2. Описание местности и памятников архитектуры. Сочинение по картине К.Ф.Юона “День Благовещения”

1. Понятие о психологическом портрете.

2. Сочинение-
описание по картине, написанной в эпоху сентиментализма (В.Л. Борови-
ковский “Портрет М.И.Лопухиной”

1. Изложение А.А.Ахматова “Слово о Пушкине”.

2. Сочинение по фотонатюрморту Б.Янки-
левского “Мир вещей Пушкина”

1. Изложение “Язык танца”.

2. Сочинение об одном из видов искусства (“В мире живописи”, “Музыка в нашей жизни”)

Как видно из таблицы, из года в год работа над четырьмя основными темами усложняется. Так в 6-м классе ребята учатся описывать с натуры одно-единственное дерево, затем – маленький уголок осеннего леса (сочинение по картине И.С.Остроухова). В 7-ом классе они уже работают над описанием широкого пейзажного полотна, а в 8-ом описывают не только природу, но и памятник архитектуры – Успенский собор Троице-Сергиевой Лавры. Работая по теме “Портрет человека”, ребята сначала учатся описывать внешность (6 класс), затем сравнивать два портрета одного и того же человека (7 класс), а затем работают над темой “Психологический портрет”, учатся видеть во внешнем облике черты характера, настроение, мысли и чувства. Точно так же усложняется работа и по двум оставшимся темам (“Мир вещей” и “Мир искусства”).

В качестве раздаточного материала к сочинениям по картине я использую выписки из словарей эпитетов, высказывания поэтов и писателей по теме, различные вспомогательные упражнения. В последние годы неотъемлемой частью преподавания в школе становится использование ресурсов интернета. В качестве домашнего задания я предлагаю учащимся следующий вид работы. На специально созданном сайте (это был проект, который учащиеся готовили самостоятельно) я выкладываю черновик одного из сочинений. Ребята читают его дома, оставляют на сайте свои комментарии, замечания и советы. Эти комментарии становятся основой следующего урока, на котором мы редактируем сочинения.

Написанию почти каждого большого сочинения предшествует изложение по теме. Это способствует накоплению знаний и впечатлений в определенной области и накоплению речевого материала к предстоящему сочинению. Так, например, в 5-ом классе учащиеся знакомятся с разными видами творческих работ и при этом активно используют тексты изложений при написании сочинений. Перед тем как писать сочинение по картине А.Пластова “Первый снег”, пятиклассники пишут изложение “Летят снежные пушинки”, и самая трудная часть сочинения, описание снега, не вызывает у них серьезных трудностей. При правильно организованной подготовке к сочинению дети активно используют слова и словосочетания из предыдущего текста изложения. Пусть этим работам не всегда хватает самостоятельности, но многие найдут “свой стиль” только в старших классах, главное, чтобы это все же произошло. Сочинению о животном предшествует изложение “Мой некрасивый друг” (описание жабы), творческой работе “Легенда о географических названиях” – изложение “Пичугин мост”. А после изложения “Скрипка Паганини” ребята успешно справляются с такой сложной работой, как сочинение по картине У.Хагарта “Музыка и удача”.

Важное место на уроках по развитию речи занимают уроки по стилистике. Только усвоив представление о функциональных стилях, можно продуктивно работать на уроках литературы, изучая тот или иной авторский стиль. Ученикам пятого класса я предлагаю задания, направленные на определение особенностей того или иного стиля речи. В шестом классе проводится более сложная работа по теме "“Средства связи предложений в текстах разных стилей”. Наиболее трудными для анализа являются тексты художественной литературы, им необходимо уделять особое внимание. Привожу фрагмент урока, на котором проводилась работа по анализу отрывка из рассказа М.М.Пришвина.

Учащимся предлагается прослушать небольшой текст:

“Ранней весной иду берегом лесного ручья, наблюдаю, как прозрачная вода задевает бутоны подснежников. Чудесные белые цветы сверкают каплями воды и кажутся ослепительными на фоне потемневшего апрельского снега”.

Далее учитель предлагает заменить словосочетание “чудесные белые цветы” повтором слова “подснежники”, местоимением “они” или оставить вариант “цветы”, но убрать прилагательные “чудесные”, “белые”.

Учитель: Зачем нужно определение “белые”, ведь итак ясно, что подснежники белого цвета? (Учащиеся затрудняются ответить на вопрос). А каков снег весной?

Ученик: Рыхлый, тусклый, темный, грязноватый.

Учитель: А какое определение употреблено в тексте?

Ученик: Потемневший.

Учитель: Почему же подснежники кажутся ослепительными?

Ученик: Потому что они отличаются от снега.

Учитель: Какой же художественный прием использует автор?

Ученик: Автор противопоставляет потемневший апрельский снег и ослепительные белые цветы. Это антитеза.

Учитель: Итак, с помощью прилагательного “белые” автор достигает особой выразительности текста. А прилагательное “чудесные”? О чем оно говорит?

Ученик: Тому, кто описывает эти цветы, они очень нравятся, иначе он не назвал бы их чудесными. Это слово показывает нам отношение автора к тому, что он описывает.

Учитель: Теперь вы видите, что если бы мы убрали из текста любое из этих прилагательных, текст потерял бы частицу своего смысла.

Такая работа с отдельными фрагментами текста помогает ребятам понять, что каждое слово в художественном произведении несет особую смысловую нагрузку, формирует у учащихся внимательное и бережное отношение к слову и является подготовительным этапом к работе над комплексным анализом художественного текста, без обучения которому немыслимо преподавание русского языка и литературы в современной школе.