Изготовление стенда "Тренажер электрооборудования автомобиля"

Разделы: Технология


Возникновение проблемы

  • При изучении обучающимися раздела “Электрооборудование автомобиля” предмета “Устройство автомобиля” у них должны сформироваться знания и навыки по устройству и принципу действия элементов электрооборудования автомобиля, в том числе и системы зажигания.
  • В результате низкого уровня знаний у обучающихся соответствующих разделов физики, формируется боязнь непонимания устройства и принципа действия электрических цепей автомобиля.
  • Выпускник, обучавшийся по профессии “Автомеханик”, должен уметь выявлять простейшие неисправности в электрооборудовании автомобиля и устранять их.

Цель разработки

Создание простого по конструкции, малогабаритного, универсального стенда, с помощью которого было бы возможно изучение устройства и принципа работы, как простейших электрических схем, так и более сложных, к которым в частности относится система зажигания автомобиля, по принципу “от простого к сложному” путем последовательной замены одних съемных модулей другими.

Задачи проекта

  • Изучение справочной литературы и материалов сети Интернет.
  • Анализ собственного опыта преподавания по предмету “Устройство автомобиля”.
  • Изучение различных конструкций стендов аналогичного назначения в учебных заведениях НПО и ВПО.
  • Эскизная проработка возможных вариантов реализации.
  • Определение необходимых материалов и комплектующих для изготовления стенда.
  • Определения технологической последовательности изготовления стенда.

Банк идей

  • Изображение на доске простейшей электрической цепи и подробный разбор принципа действия схемы.
  • Сборка простейшей электрической цепи из реальных элементов методом навесного монтажа и анализ работы схемы.
  • Изготовление стенда по системе зажигания с постоянно закрепленными деталями, соединенными в соответствии со схемой.
  • Изготовление универсального стенда, конструкция которого должна отличаться простотой и в то же время многофункциональностью.

Анализ идей

1 идея: Изображение на доске простейшей электрической цепи и подробный разбор принципа действия схемы (Рисунок 1).

Достоинство: Простота реализации. Не требуются дополнительные комплектующие и расходные материалы. Возможно проведение урока в любом кабинете, где имеется школьная доска.

Недостаток: Низкая наглядность, т.к. элементы схемы изображаются с помощью условных графических обозначений, что вызывает трудности у обучающихся при работе с реальными узлами электросхем автомобиля.

2 идея: Сборка простейшей электрической цепи из реальных элементов методом навесного монтажа и анализ работы схемы.

Достоинство: Относительная простота реализации.

Недостаток: Возможность ошибочных соединений при сборке схемы. Необходимо наличие свободного места на столе учителя. Каждый раз заново приходится выполнять соединения, на что тратится время урока.

3 идея:: Изготовление стенда по системе зажигания с постоянно закрепленными деталями, соединенными в соответствии со схемой (Рисунок 2, Рисунок 3).

Достоинство: Все приборы системы зажигания закреплены на стенде и соединены между собой. Стенд закреплен на стене в учебном кабинете.

Недостаток: Невозможность реализации принципа обучения “от простого к сложному”. На основании стенда нельзя собрать другую электрическую цепь.

4 идея: Изготовление универсального стенда, конструкция которого должна отличаться простотой и в то же время многофункциональностью.

Достоинство: Возможность реализации принципа обучения “от простого к сложному”. Оперативность изменения схемы заменой модулей. Возможность сборки электросхем различных потребителей на автомобиле.

Недостаток: Необходимость наличия набора соответствующих модулей для сборки конкретных электрических схем автомобиля.

Проведя анализ идей, было принято решение о разработке конструкции и изготовлении универсального многофункционального стенда (Рисунок 4).

Этапы реализации идеи

  1. Эскизная проработка компоновки стенда.
  2. Подбор материалов и комплектующих для изготовления стенда.
  3. Изготовление стенда.
  4. Подбор материалов и комплектующих для изготовления съемных модулей.
  5. Изготовление съемных модулей.
  6. Проверка работоспособности отдельных модулей и стенда в целом.
  7. Испытание эффективности использования стенда при проведении уроков.

Изготовление стенда

Изготовление основания стенда выполняется из деревянных брусков и листа фанеры по технологической карте (Таблица 1).

Таблица 1
Технологическая карта на изготовление стенда

Операция Материалы Кол-во
1 Изготовление основы стенда. Деревянные бруски 30х30 и фанера s=4 L=2м

600х500

2 Окраска стенда. Эмаль серого цвета 0,4 кг
3 Разметка и сверление отверстий под приборные зажимы, установка зажимов. Приборные зажимы 8 шт.
4 Соединение зажимов с обратной стороны в соответствии со схемой. Провод медный луженый Ø1 мм. L=2м
5 Разметка и нанесение разноцветных линий соединения зажимов на лицевой стороне. Нанесение названия стенда. Маркеры синего и красного цвета. 2 шт.

Основа стенда

Основа стенда изготовлена из деревянных брусков (Рисунок 5). Сверху основа закрыта фанерой.

По эскизной проработке просверлены отверстия и установлены приборные зажимы, соединенные с обратной стороны проводниками.

Съёмные модули стенда (Рисунок 6).

  • Модуль “лампа накаливания” – 1 шт.
  • Модуль “предохранитель” – 1 шт.
  • Модуль “включатель” – 2 шт.
  • Модуль “замок зажигания” – 1 шт.
  • Модуль “прерыватель-распределитель” – 1 шт.
  • Модуль “катушка зажигания” – 1 шт.

Со стендом можно использовать и другие (дополнительно изготовленные) модули с элементами электрооборудования автомобиля.

Изготовление модуля

Изготовление модуля стенда выполняется из листового текстолита путем закрепления на основе комплектующих будущей схемы и соединением их с контактными пластинами с помощью заклепок и навесным монтажом проводниками по технологической карте (Таблица 2).

Таблица 2
Технологическая карта на изготовление модуля

Операция Материалы Кол-во
1 Изготовление основы модуля. Текстолит листовой s=6 600х500 – 1 шт
2 Разметка и сверление отверстий для крепления элементов на модуле и модуля на зажимах. Станок сверлильный, сверла Ø3 мм, Ø8 мм.
3 Установка и закрепление элементов на модуле, соединение их с контактными пластинами. Заклепки Ø3 мм. Лист стальной s=0,7 мм (полосы шириной 12 мм.) 28 шт.

200х300

4 Выполнение навесных соединений на модулях. Провод медный многожильный Ø75 мм², провод высоковольтный L=0,1м L=0,2м

Работа со стендом

  • 1 этап: Сборка простейшей электрической цепи, состоящей из источника тока, предохранителя, выключателя и лампочки (Рисунок 7).
  • 2 этап: Сборка электрической цепи, состоящей из источника тока, двух выключателей и лампочки (Рисунок 8).
  • 3 этап: Замена верхнего модуля с включателем на модуль с замком зажигания (Рисунок 9).
  • 4 этап: Замена нижнего модуля с включателем на модуль с прерывателем-распределителем (Рисунок 10).
  • 5 этап: Замена модуля с лампой накаливания на модуль с катушкой зажигания и свечой (Рисунок 11).

Анализ разработки

Созданный универсальный стенд позволил реализовать принцип обучения “от простого к сложному” при изучении устройства и принципа работы как простейших электрических схем, так и более сложных, к которым в частности относится система зажигания автомобиля.

Цель разработки проекта достигнута.

Результаты выполнения проекта

Представленный в проекте стенд с успехом применяется на уроках спецтехнологии в Североморском технологическом колледже.

В 2008 году стенд был представлен на областной смотр-конкурс, посвященный 70-летию Мурманской области. В номинации “Учебные наглядные пособия” занял второе место (Рисунок 12).

Список литературы

  1. Росс Твег. Системы зажигания легковых автомобилей. Устройство, обслуживание и ремонт. – М.: Издательство “За рулем”, 1998.-96 с.
  2. Шестопалов С.К. Устройство, техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей: Учеб. для нач. проф. образования; Учеб. Пособие для сред. Проф. образования.-2-е изд.стер. – М.: Издательский центр “Академия”; ПрофОбрИздат, 2002.-544 с.
  3. Тимофеев Ю.Л., Тимофеев Г.Л., Ильин Н.М. Электрооборудование автомобилей: Устранение и предупреждение неисправностей.-М.: Транспорт, 2000.-301 с.