Пособие "Речевая полянка" для развития речи детей

Разделы: Логопедия


В методической литературе ещё недостаточно широко освещены вопросы, касающиеся работы с детьми вне занятий, во время самостоятельной деятельности ребёнка. Идёт постоянный поиск педагогами новых приёмов, позволяющих детям более эффективно и качественно усваивать программный материал.

Нами предлагается пособие “Речевая полянка” для создания развивающей среды в группе. Игры и упражнения, которые используются при работе с ним, охватывают два основных направления работы по развитию речи: 1) упражнения, направленные на совершенствование ориентировки ребенка в окружающем, формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи; 2) игры и упражнения по формированию звуковой стороны слова.

Игры и упражнения можно использовать как для индивидуальной, подгрупповой работы, так и для самостоятельных игр детей. Пособие помогает педагогам сделать содержательнее не только процесс обучения, но и досуг старших дошкольников. Детям предполагается несколько видов заданий, ценность которых заключается в том, что они помогают детям овладеть наиболее сложным программным материалом, закрепить его усвоение на занятиях и в свободное время.

Каждое упражнение имеет свои учебные задачи. В то же время все упражнения связаны так, что четко прослеживается тенденция к тематическому объединению заданий. Пособие можно использовать при изучении каждой лексической темы: “Овощи”, “Фрукты”, “Осень” и т.д. При работе с пособием идёт обобщение словарного материала.

В пособии под определённым символом есть карман, в который вставляются картинки. Представлены такие виды символов для упражнений:

  • Мальчик, девочка, солнышко (родовые различения).
  • Весёлые тучки (определение количества слогов).
  • Звуковой домик (звукобуквенный анализ и синтез).
  • Цветик – многоцветик (подбор признаков, действий для подготовки к описанию).
  • Два шарика (подбор сложных слов из двух основ).
  • Два дерева (дифференциация по разным параметрам).
  • Цветочная клумба (составление предложений с предлогами).

Остановимся подробнее на каждом упражнении первого направления работы.

1 направление. Ознакомление с окружающим и формирование словаря.

Слово — основная единица языка. Совершенствование навыков речевого общения невозможно без расширения словарного запаса.

Известно, что, знакомясь с огромным количеством вещей, которые его окружают, ребенок зачастую не знает точного названия предмета. Научить точному названию предметов помогает основное упражнение “Картинки по теме подбираем и предметы называем”.

С помощью игры “Два шарика” дети тренируются точно объяснять значение сложного слова. Сложные слова, в каждом слове слова два. Например, кашевар – человек, который кашу варит.

Практические работники знают, как трудно научить ребенка составлять связный последовательный рассказ о том или ином предмете, учитывая всю совокупность его признаков, действий. Именно эти трудности помогает преодолеть игра: “Цветик – многоцветик”. Действия выбранного предмета надо изобразить схемой, разместить на лепесточках. Когда действия подобрали, от них образовываем признаки. Например, к картинке “мороз” подбираем вместе с детьми действия. Трещит, злится, жжёт, крепчает, щипает, кусает, колет. Образуем признаки. Трескучий, злой, жгучий, крепкий, щипающий, кусающий, колющий. Данные игры способствуют активизации в речи дошкольников слов, наиболее точно характеризующих цвет, размер, форму, материал, качества, действия предметов. Для развития умения учитывать совокупность признаков предмета хорош вариант игры “Угадай по описанию”, где предмет подбирается путем перечисления ряда признаков, действий. В итоговой игре “Реклама”, опираясь на полученные знания, дети упражняются в умении интересно и подробно рассказывать о различных предметах: овощах, игрушках, одежде, транспорте, городе и т.д. Эту игру удобно проводить перед занятиями по обучению рассказыванию, после целевых прогулок. Ребенок использует в своем описании усвоенные слова.

Всем известно, мышление неотделимо от речи. Поэтому развитию речи детей должно постоянно сопутствовать овладение мыслительными операциями. В игре “Два дерева” дети обучаются способам сравнения двух объектов (по количеству, качеству, размеру, наличию чего-либо). В упражнениях на дифференциацию дети тренируются в употреблении сложных синтаксических конструкций с сочинительной и подчинительной связью. Например, одна из целей упражнения “Каждую птицу на свое дерево” — обучение детей использованию сложноподчиненных предложений: “Я считаю, что сову надо разместить на одном дереве с дятлом, потому что они зимующие птицы”.

С помощью подобранных картинок, возможно, также совершенствовать умения классифицировать, обобщать, исключать предметы. Можно придумать другие игровые упражнения: “Лишнюю картинку убери”, “Сравни”, “Части найди”, “Отгадай по описанию”, “Двумя словами назови” и др. Дошкольники учатся осознанно использовать обобщающие слова типа: дикие звери, домашние животные, морские обитатели, перелётные птицы, лесные птицы, водоплавающие птицы, зимующие птицы, городские достопримечательности.

Особенность детей логопедической группы в том, что часто у них нарушены навыки согласования слов в роде, числе, падеже. Поэтому мы предлагаем распределять картинки по родам: к мальчику (свитер – м.р.), к девочке (блузка – ж.р.), к солнышку (пальто – ср.р.) и т.п.

Интересна “Цветочная лужайка”. Ставится картинка, составляются фразы с различными предлогами. Здесь также дети упражняются в употреблении словосочетаний в разных падежах.

2 направление. Воспитание звуковой культуры речи.

В понятие “звуковая культура речи” входит не только правильное звукопроизношение, но и речевой слух. Полноценное развитие этой стороны речи — необходимое условие подготовки ребенка к обучению грамоте. Игры на развитие фонематического слуха построены с постепенным усложнением игровых и учебных заданий. Вначале детей учим слышать, различать и определять первый звук в одном слове, упражнение “Определи первый звук”. Затем называем последний звук. Потом все звуки в слове: “Звуки по порядку”, “Отгадай слово по звукам”. Далее определяем любую позицию звука в слове, в игровом упражнении “Найди место звука в слове”. Кроме того, дошкольники упражняются в подборе слов с определенным звуком, в дифференциации звуков. Это игры “Что растёт на чудо-дереве со звуком а?”, “Два дерева”, “Кто быстрее нарядит дерево”. Можно подбирать картинки на дифференциацию разных вариантов звуков: т-ть, п-б, ы-и и др.

С помощью занимательной игры-головоломки “Весёлые тучки” дошкольники упражняются в определении количества слогов в словах. Так, на тучке с 1 капелькой располагаются слова с одним слогом: дом, мост. На тучке с 3 капельками: аб-ри-кос и т.п.

Полезна игра “Цветные слова”. На каждой картинке написано название предмета цветными буквами по слогам. Дети читают названия предметов, знакомятся со зрительным образом слова, соотносят слово с самим предметом.

В заключение следует подчеркнуть, что предложенные игры и игровые упражнения, дают педагогу возможность проводить занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром более живо и интересно. Почти все игры — многоцелевые. Следовательно, можно неоднократно, еженедельно возвращаться к ним, помогая детям усвоить новый материал и закрепить пройденный.

Ценность пособия заключается еще и в том, что игры можно использовать в работе не только логопедических групп, а также и массовых подготовительных групп. Пособие современное, эстетичное, очень яркое, украшает группу.

Как образец работы с “Речевой полянкой”, вниманию предлагается презентация работы по теме “Наш город”.