Конспект образовательной развивающей ситуации на игровой основе по логопедии

Разделы: Логопедия


Цель: активизировать знания детей об Африке, ее климате, животном и растительном мире.

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательная: обогащение лексического словаря детей за счет слов “континент”, “Африка”, “джунгли”, “травоядные животные”, “хищные животные”, “гепард”, “черная пантера”.
  2. Коррекционно-развивающая: упражнять детей в согласовании имени числительного с именем существительным, в образовании относительных прилагательных со значением соотнесенности к продуктам питания (“ананасовый”, “апельсиновый”, “мандариновый”, “банановый”, “кокосовое”); развивать мелкую моторику пальцев рук; вырабатывать длительный ротовой выдох.
  3. Коррекционно-воспитательная: воспитывать у детей наблюдательность, самоконтроль за речью.

Интегрирование.

Образовательная область “Безопасность”

Цель: воспитывать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям в природе.

Образовательная область “Познание”

Цель: обогащать представления детей о многообразии природного мира, познакомить с континентом Африка, с особенностями существования животных и растений.

Образовательная область “Коммуникация”

Цель: упражнять в использовании в речи разных типов предложений (простые, распространенные). Развивать самостоятельное речевое творчество (придумать название корабля).

Оборудование и материалы.

Раздаточный: на каждого ребенка палочка со шнурком для мелкой моторики, иллюстрация с африканского пейзажа.

Демонстрационный: экран; видеопроектор; слайды с видеороликом, с изображением африканских животных; натуральные фрукты и плоды (ананас, апельсин, мандарин, кокос, банан); корзина, два альбома, фотографии животных (жираф, слон, зебра, антилопа, носорог, бегемот, одногорбый верблюд, страус, горилла, черная пантера, гепард, лев, крокодил, черепаха); карточки с цифрами от 1 до 5, фотоаппарат, бинокль, косынка, кепка, футболка, пластмассовая кружка, тарелка, ложка, салфетка, зубная щетка и паста, строительные блоки (мягкие модули), схема корабля, мачта с парусом, якорь, музыка с африканскими ритмами.

Ход образовательной ситуации

Логопед: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

Логопед: Догадайтесь, кто я! Посмотрите, как я одета? Кто так одевается?

Дети: … моряк, капитан…

Логопед: Правильно! Я капитан дальнего плавания. Меня зовут Сирина Тагировна! Проходите ко мне. Я плавала по разным океанам и морям, была на разных континентах. Я вам привезла видеописьмо.

(На экране фильм об Африке)

Как вы думаете, где я была? (дополнительным вопросом: “На каком континенте?”)

Дети: В Африке.

Логопед: Я была в Африке. А что такое Африка? (дети перечисляют, что они думают об Африке).

На экран слайд с изображением глобуса

Логопед: - Ребята, вы правильно сказали, что в Африке много пальм. Подумайте и скажи, как называются леса в Африке? (Джунгли). В джунглях обитает много животных. Давайте посмотрим на доску и назовем их.

(Дети по слайдам перечисляют изображенных животных).

- Ребята, а это животное я сфотографировала на реке Конго. Это ОКАПИ. Посмотрите внимательно, на кого похоже это животное?

На экране слайд с изображением окапи

(Ответы детей)

- Правильно ближайшими родственниками окапи являются жираф и зебра. А питается окапи травой, срывая ее длинным , змеевидным языком.

Логопед: Ребята! А вы хотите отправиться в Африку? (Ответы детей). Тогда оправляемся. Что нужно для путешествия?

Дети: Купить билеты, собрать чемодан….

Логопед: Правильно, чтобы отправиться в путешествие, нужно подготовиться. Без чего нельзя отправиться в путешествие? Что нужно взять с собой? (Еду, воду, вещи).

(Логопед предлагает детям подойти к столику с рюкзаком.)

Логопед: Ребята, посмотрите, для путешествия у меня есть рюкзак, но он пустой. Перед нами предметы и цифры, которые обозначают количество предметов. Называем сначала количество, а потом предмет и складываем все в рюкзак. Но не забывайте, на вопрос отвечаем полным предложением. Что ты положишь в рюкзак, имя ребенка?

Дети: Я положу в рюкзак 2 фотоаппарата.

Я положу в рюкзак 5 кепок… и т.д.

Логопед: Вот теперь рюкзак почти полон и мы настоящие путешественники. Но чтобы наше путешествие было безопасным, нам нужно ответить на вопросы:

- Как найти верную дорогу домой? (По компасу, по звездам, по карте).

- Что делать если мы пораним ногу? (Перебинтовать).

- Что обязательно взять с собой в жаркую Африку, кроме этих предметов? (Воду, еду).

(Коллективные ответы детей).

Логопед: Ребята, вы правильно ответили. Мы положим в наш рюкзак лекарства, чистую питьевую воду, потому что нельзя пить из неизвестных источников, а вот еду можно и не брать с собой. Почему? (дети: потому что в Африке много вкусных плодов).

- Я привезла из Африки некоторые из них. Возьмите по одному плоду и назовите их .

(Апельсин, банан, кокос, мандарин, ананас).

- Эти плоды можно есть и они очень сочные, из них можно делать сок.

Какой сок можно сделать из апельсина? – апельсиновый сок.

А теперь каждый скажите, какой сок вы будете делать из своего фрукта? Не забывайте, отвечаем полным предложением.

Я сделаю из банана банановый сок… и т.д.

- Ребята! Давайте уберем наши плоды в корзиночку и возьмем с собой в путешествие.

Логопед: - Африку окружают моря и океаны.

На чем мы можем передвигаться по воде? (Дети: на лодке, корабле, паруснике).

Логопед: - Да! Нас очень много! Давайте построим корабль! А эта схема поможет вам построить правильно корабль.

(Дети совместно с логопедом строят борт корабля из мягких модулей).

На экране слайд с изображением – корабля.

Логопед: А мачта у меня уже готова! (Ставит мачту в нос корабля). Пора поднять швартовые. Давайте дружно закрутим судовые канаты.

(Дети закручивают веревки, привязанные к стульчикам).

Наш корабль уже готов к отплытию. Не хватает только попутного ветра, чтобы надуть паруса. Сейчас мы с вами подуем на паруса. Встали прямо, вытянули губы трубочкой, щеки не надуваем, плечи не поднимаем. Приготовились! Дуем!

- Молодцы! Проходим и занимаем места на корабле. Как мы назовем корабль?

(Дети предлагают свои названия “Россия”, “Звезда” …)

(Шум волн)

- Слышите …Это волны поют свою песню.

- Давайте, и мы с вами споем веселую песенку “У жирафа пятнышки” (Е. Железнова “Музыка с мамой”).

Логопед: Вот мы и добрались, вот она какая Африка.

(На экране появляется иллюстрация африканских джунглей)

Африка – это один из самых больших континентов Земного шара. В Африке деревья круглый год покрыты листвой. В джунглях обитает очень много животных.

- Ребята, путешествуя по Африке, я много фотографировала животных. Помогите мне сделать два альбома. В один альбом нужно сложить фотографии животных, которые едят траву и плоды. Как можно назвать их одним словом? (Травоядные животные). Повторите: травоядные животные. А другой альбом соберем животных, которые питаются мясом. Как назвать их одним словом? ( Наводящие фразы: у них есть клыки, когти, они ведут себя агрессивно) (хищных). Повторите: хищные животные. Раскладываем. Спасибо, ребята, за помощь. А нам уже пора возвращаться домой.

(Дети проходят на корабль)

Логопед: Вот мы и дома. Ребята, вам понравилось наше путешествие? Но это еще не все, я приготовила для вас вот такие фото-рамочки (Приложение 1, Приложение 2). Вернувшись в группу, вы дорисуете себя на фоне африканского пейзажа. Эти фото-рамочки будут напоминать вам о нашем жарком путешествии на континент Африка.

Презентация

Приложение 4