Урок математики "Уравнение. Решение линейных уравнений". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Цели урока:

  1. Обобщить и систематизировать знания по данной теме.
  2. Научить анализировать, осмысливать материал, наблюдать и делать выводы.
  3. Содействовать рациональной организации труда; воспитывать сознательное отношение к учебному труду; развивать творческие способности, самостоятельность, умение работать в команде.

Содержание темы: Данная тема программы 5 класса по учебнику: Математика: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И Шварцбурд. – 28-е изд. – М.: Мнемозина, 200 . -280 с.: ил.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации.

Организационные формы общения: Индивидуальная, коллективная.

Структура урока:

  1. Мотивационная беседа с последующей постановкой цели.
  2. Актуализация опорных знаний:
    – повторение вопросов теории;
    – устная работа.
  3. Решение уравнений, задач на составление уравнений, диагностирующее уровень усвоения темы. Самостоятельная работа капитанов.
  4. Самостоятельная работа учащихся.
  5. Анализ домашних сочинений и кроссвордов.
  6. Подведение итогов урока.
  7. Домашнее задание.

Оборудование к уроку:

  1. Список вопросов для повторения; жетоны для выбора вопроса.
  2. Карточки с заданиями для капитанов.
  3. Компьютер, проектор.

За несколько дней до открытого урока ученики получают список вопросов по данной теме и готовятся по ним самостоятельно. На уроке ученик вытаскивает жетон с номером, зачитывает вопрос под этим номером и отвечает на него. За каждый правильный ответ он получает 1 балл, который заносится в таблицу. Учет ведут присутствующие на уроке гости. Кроме вопросов ученики получили задание: написать сочинение или составить кроссворд по теме. Урок сопровождается показом презентации.

Ход урока

1. Мотивационная беседа и постановка цели.

2. Актуализация опорных знаний.

– Повторение вопросов теории:

  1. Какое выражение называется числовым?
  2. Как называется результат, полученный при выполнении действий в числовом выражении?
  3. Сколько значений может иметь числовое выражение?
  4. Какое выражение называется буквенным?
  5. Сколько значений может иметь буквенное выражение?
  6. Запишите и сформулируйте законы сложения.
  7. Запишите и сформулируйте законы вычитания.
  8. Как называются компоненты при сложении?
  9. Как называются компоненты при вычитании?
  10. Как найти неизвестное слагаемое?
  11. Как найти неизвестное уменьшаемое?
  12. Как найти неизвестное вычитаемое?
  13. Какое равенство называется уравнением?
  14. Какое число называют корнем уравнения?
  15. Что значит решить уравнение?
  16. Как проверить, верно ли решено уравнение?

Устная работа.

На экране по очереди появляются уравнения, которые ученики решают устно с подробным объяснением. Учитель записывает ответы на доске. Затем ученики располагают их в порядке возрастания и сравнивают правильность с ответами на экране.

Решите уравнения:

1. х + 15 = 43 (28);

2. 52 – b = 51 (1);

3. с – 30 = 100 (130);

4. 19 – y = 0 (19);

5. 25 + а = 25 (0);

6. х – 8 = 13 (21).

Расположите числа в порядке возрастания и прочитайте слово:

0; 1; 19; 21; 28; 130.

У М Н И Ц Ы

3. Задания командам на карточках.

(По одному представителю от команды берут карточку с заданиями и в течение трех минут решают командой. Потом предлагают решения на доске. У каждого в тетради должно быть решение обоих заданий.)

1-я карточка. Решите уравнение двумя способами:

1-й способ

243 – (y + 83) = 112;
y + 83 = 243 – 112;
y + 83 = 131;
y = 131 – 83;
y = 48;

2-й способ

243 – y – 83 = 112;
243 – 83 – Y = 112;
160 – Y = 112;
y = 160 – 112;
y = 48.

Ответ: 48. Ответ: 48.

2-я карточка. Решите задачу с помощью уравнения.

В вагоне было несколько пассажиров. После того, как на остановке сошли 16 человек и вошли 8 человек, в вагоне стало 27 пассажиров. Сколько пассажиров было в вагоне первоначально?

Решение.

Пусть первоначально в вагоне было х пассажиров. После того, как на остановке сошли 16 человек и вошли 8 человек, в вагоне стало ((х-16)+8) или 27 пассажиров.

Составим уравнение:

(х – 16) + 8 = 27;

x – 16 = 19;

x = 35.

Итак, первоначально в вагоне было 35 человек.

Ответ: 35 человек.

Задания для капитанов (Игровой момент: кто-то из гостей зачитывает письмо, якобы пришедшее для учеников 5 класса. Его содержание может быть таким: “Здравствуйте, дорогие пятиклассники! Я тоже учусь в 5 классе и знаю, что сегодня вы заканчиваете тему “Уравнения”. Я думал, что умею решать уравнения, но, как оказалось – не все. Я бы не побеспокоил вас, но сегодня мне приснился сон. Вот какой: утром я умылся и, позавтракав, как обычно отправился в школу. Но туда не дошел, а попал в какой-то город со странным названием “Уравнялкино”. И жители этого города тоже были необычные: числа, цифры, буквы разные, слагаемые, уменьшаемые и т. д. Ну это все понятно – все они из математики. Но что среди них делал восклицательный знак, я так и не понял. Они шумели, спорили и только восклицательный знак стоял в стороне и молча наблюдал за всем этим. Оказывается, жители этого города не могли решить уравнения с ним. Я тоже не могу. Помогите мне, пожалуйста. И сделать это я прошу капитанов команд. Думаю, что они-то решат. Заранее вас благодарю”)

№ 1. Решите уравнение:

3!*х = 72;

1*2*3*х = 72;

6*х = 72;

х = 72:6;

х = 12.

Ответ:12.

№ 2.

4!y = 24;

1*2*3*4*y = 24;

24y = 24;

y = 1.

Ответ:1.

4. Самостоятельная работа учащихся.

(Задания записаны на доске в двух вариантах.)

1-й вариант.

1. Решите уравнение. (38 + y) – 18 = 31.

2. Петя задумал число. Если его вычесть из числа 333, то получится 195. Какое число задумал Петя?

2-й вариант.

1. Решите уравнение: 63 – (25 + х) = 26;

2. Если из задуманного числа вычесть242, то получится 120. Каково задуманное число?

5. Анализ домашних сочинений и кроссвордов.

6. Подведение итогов урока.

7. Домашнее задание.

Приложение. Презентация.