Программа развития "Наш школьный музей"

Разделы: Внеклассная работа


Пояснительная записка.

Любовь к своей стране начинается с любви к малой Родине – месту, где человек родился и вырос. Научившись любить и беречь свой родной край, он сможет научиться так же любовно и бережно относиться к нашей огромной прекрасной стране, ее природе, истории, традициям и обычаям предков. А это немаловажно в эпоху, когда люди во всем мире становятся слишком похожи друг на друга, теряют присущие только им особенности. Мир в результате становится беднее.

Сохранить свою самобытность, индивидуальность, сохраняя в то же время уважение к культуре других народов – вот одна из главных задач воспитания юных граждан нашей страны. Решить эту задачу поможет осуществление программы “Наш школьный музей”, рассчитанной на учащихся 5–9-х классов.

Необходимым условием для успешного осуществления программы является наличие в школе базы для создания небольшого музея по истории родного края. Это позволит привлечь учащихся к практической краеведческой работе, участию как в краеведческих экспедициях по окружающей школу местности, так и в оформлении музейных экспозиций. Старшие ребята могут принимать участие в лекторской и экскурсоводческой работе.

Создание и развитие школьного музея, ставшее коллективным творческим делом, будет способствовать формированию у ребят патриотизма, навыков общения и работы в коллективе, а в перспективе – активной жизненной позиции. При этом немаловажно не замыкаться в узких рамках, строить свою работу в сотрудничестве с другими учреждениями культуры (в нашем случае – сельская библиотека и СДК), установить контакт с городским краеведческим музеем, использовать возможности Интернета.

Многое из того, о чем говорилось выше, мы уже используем в краеведческой работе школы, а данная программа является попыткой привести наши многолетние наработки в этой области в стройную и результативную систему.

Для того, чтобы создать школьный музей и четко наладить его работу, понадобится около 5 лет. Оптимальный вариант – 70 часов занятий в год (2 часа в неделю).

Организационный этап работы по созданию школьного музея (1 год осуществления программы) – 70 ч.

На этом этапе целесообразно планировать лишь основные направления работы и мероприятия. Важно, чтобы план помогал систематизировать, направлять работу в нужное русло, но не делал ее формальной, не сковывал инициативу и не ставил ненужных ограничений.

Для начала необходимо следующее.

1) Создать инициативную группу из 5–6 учащихся (лучше всего старших) под руководством взрослого (руководителя музея). Это будет Совет музея, каждый член которого станет отвечать за одно из направлений его деятельности (поисковую работу, оформление экспозиции, лекторскую и экскурсоводческую работу, создание банка данных, работу музейной странички в Интернете).

2) Руководителю музея желательно предварительно создать для него хотя бы минимальную базу, т.к. начинать “с нуля” детям будет трудно, нужен хотя бы слабенький “маяк” для дальнейшей деятельности.

3) Должно быть отдельное, пусть даже небольшое, помещение под музей.

4) На первом этапе разумнее всего будет привлекать к работе старшеклассников, разбить их на небольшие группы по направлениям деятельности и работать с каждой из них отдельно.

5) Решающее значение для судьбы всего проекта на первом этапе работы имеет мотивация деятельности, руководитель музея должен уделить этому вопросу особое внимание. Дети должны видеть результаты своих усилий и быть убежденными в важности проделанной работы.

6) Важно также не разбрасываться, как бы ни был велик соблазн, а выбрать для начала какую-то одну тему поисковой работы, а дальше уже добавлять новые. Логичнее всего начать с темы “Наш край в годы Великой Отечественной войны”, т.к. живых свидетелей тех событий с каждым годом становится все меньше, и велик риск безвозвратно потерять возможности узнать бесценные событий тех трудных и героических времен. Кстати, ядром нашего школьного краеведческого музея является именно Зал боевой славы.

7) В поисковой работе по этой теме также необходима градация. Например, можно выделить такие разделы, как “Земляки-ветераны”, “Труженики тыла”, “Дети и война” и другие. В их рамках идет сбор фотографий, биографий и воспоминаний ветеранов, писем и других документов. Ценный материал о судьбах погибших на фронте земляков можно получить на сайте Министерства обороны “Мемориал”.

8) Далее нужно систематизировать полученный поисковый материал и правильно его оформить. Этот этап самый рутинный, поэтому потребуется действенная помощь взрослых. На основе имеющихся материалов можно и нужно разработать серию лекций и бесед для учащихся, а в качестве иллюстраций к ним – мультимедийные презентации. Со всем этим уже можно “идти в народ”, т.е. знакомить с результатами своей деятельности учащихся школы, родителей и т.д. Это, в свою очередь, позволит привлечь к делу новых участников и расширить сферу поисковой работы.

В результате мы получаем на многие годы интересное и полезное коллективное творческое дело. Важно не дать ему “застояться”, всегда стремиться к обновлению форм и методов работы, не замыкаться в себе. Когда работа наладится и появится достаточная фактическая база, можно завести в Интернете свой блог или сайт, где помещать информацию о текущей работе школьного музея, материалы поисковой работы, сценарии музейных мероприятий и т.д. Это даст детям дополнительный стимул к работе.

2. Основной этап работы (2–5-е годы осуществления программы) – по 70 часов в год (2 часа в неделю).

 Дальнейшая ежегодная работа может строиться по следующим направлениям:

Организационная работа (5 ч.). Заседания Совета музея. Составление плана работы на год, на четверть. Отчетное заседание Совета музея в конце года.

Поисковая работа (18 ч.). Краеведческие экспедиции по местности, расположенной вокруг школы. Сбор и запись рассказов и воспоминаний старожилов, фотографий, материалов периодической печати и т.д. Примерные направления поисковой работы: “Моя родословная” (изучение учащимися истории своей семьи, запись рассказов взрослых членов семьи о семейных традициях и реликвиях); “Мир ремесел” (сбор материалов о ремеслах, распространенных в родном крае в прошлом, и о современных мастерах декоративно-прикладного искусства); “По родному краю” (изучение прошлого и настоящего родного края); “Школьные годы” (сбор материалов по истории школы, об учащихся и учителях); “Память огненных лет” (сбор фотографий, биографий и воспоминаний ветеранов, писем и других документов времен Великой Отечественной войны).

Оформительская работа (14 ч.). Оформление стендов, витрин, альбомов, тематических выставок, мультимедийных презентаций. Ведение “Краеведческого дневника” с записями и фотографиями важнейших текущих событий своей малой Родины. Ведение “Краеведческой странички” в школьной газете. Оформление школьной “Книги памяти”, “Летописи школы”.

Лекторская и экскурсоводческая работа (12 ч.). Проведение краеведческих лекций, бесед с учащимися, экскурсий в школьный музей. Теоретические занятия с лекторской и экскурсоводческой группами.

Внеклассные краеведческие мероприятия (12 ч.). Подготовка и проведение одного внеклассного краеведческого мероприятия в четверть (тематику продумать при планировании работы на год).

Работа с музейными фондами (9 ч.). Систематизация материалов музея, ведение учетной документации, ведение “Тетради записи рассказов и воспоминаний” (переписывание набело материалов поисковой работы с последующей проверкой и подписью авторами записанных рассказов и воспоминаний).

Приложение.

Литература:

  1. “Краеведение” под ред. А.В. Даринского, М., “Просвещение”, 1987.
  2. Смирнов В.И. “Мы – егорьевцы” М., 1999.
  3. Семенова М. “Мы – славяне!” СПб., “Азбука”, 1998.
  4. “Егорьевский городской голова Н.М. Бардыгин” М., 1992.
  5. Сборник методических материалов для руководителей школьных музеев Московской области. М., 2005.
  6. “Краеведческие исследования. Выпуск 2.” Рязань, “Русское слово”, 2004.

Информационная база:

1) Публикации в районной газете “Знамя труда”.
2) Блог музея http://popovskaya-musey.blogspot.com.
3) “Краеведческая страничка” в ежемесячной школьной газете "Школьная планета".