Развитие литературных способностей учащихся как средство формирования творческой личности

Разделы: Русский язык, Литература


Все, что создано на земле не природой, а человеком , создано человеком творческим. На мой взгляд, из всех способностей личности самая главная – это способность к творчеству. Она необходима в любой работе. Но, чтобы развить в себе способность к творчеству, нужен труд с постоянным поиском элементов нового, с подключением фантазии к любому процессу. Современный творческий человек должен уметь не только нестандартно мыслить, но и обладать определенными знаниями, уметь добывать и усваивать нужную информацию.

Одним из источников знаний является слово (учебники, справочники, художественная публицистическая литература и д.р.), одним из способов реализации мыслей , чувств, идей также является слово (стихотворение, рассказ, сочинение и т.д.) Значит, современный человек должен обладать читательсткими и творческими способностями.

Приняв детей в 5 класс, я начинаю работу с диагностики: проверяю технику чтения, выявляю уровень развития литературно-творческих способностей учащихся. На основе результатов проведенной диагностики определяю приемы, методы и формы работы. Для каждого периода развития учащихся, для каждого класса, для каждого ребенка необходим индивидуальный подход в обучении. Но существуют такие приемы, которые можно использовать на всех этапах.

А. Развивая читательские способности детей, тем самым развиваю и собственно творческие их способности. Мною разработаны уроки, в которых применяю

  • приемы развития читательских эмоций (приложение 1);
  • приемы развития читательского воображения (приложение 2);
  • приёмы осмысления содержания произведения (приложение 3);
  • приемы развития реакции на художественную форму (приложение 4).

Б. Особое место в развитии литературных способностей школьников принадлежит литературным играм. Мною проведена классификация литературных игр.

Регулярно провожу исследовательские игры, которые условно делю на читательские и исполнительские. Читательские игры: в имена и названия (М. Пришвин «Кладовая солнца»), путешествия (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»), викторины, кроссворды. Исполнительские игры: маленькие инсценировки (Н.В. Гоголь «Ревизор»), пантомимы (М.Е. Салтыков-Щедрин «Как один мужик двух генералов прокормил»).

Уделяю особое внимание состязательным играм: «Умники и умницы», «Поле чудес», «Что? Где? Когда?».

Но особенно любимы мной и моими учениками творческие литературные игры.

  • Художественное домысливание наиболее типичный вид литературного творчества школьников, требующий исследования текста. (Какова дальнейшая судьба Онегина, Татьяны).

  • Когда знакомлю ребят с видами рифм, то провожу игру «Буриме». Это стихотворная задача, когда на заданные рифмы пишется стихотворение. Рифмы могут быть специально подобраны или взяты из любого сборника стихов. Второе очень интересно детям, так как, сочинив, а затем, зачитав своё и авторское произведение, можно сравнить их. (Приложение 5)

  • Чтобы легче было разобраться со стихотворными размерами, предлагаю следующее: потренироваться в определении стихотворного размера собственных имён и фамилий.

    Катя, Саша – хорей;
    Артём, Антон – ямб;
    Марина, Тамара – амфибрахий;
    Лебедев – дактиль;
    Пушкарёв – анапест;
    Шарапов – амфибрахий;

  • С пятого класса провожу игры, развивающие воображение, речь, смекалку: рифмованные загадки «Доскажи словечко», «Буква заблудилась», «Слово в рифму», «Шарады».

  • Более сложная литературная игра «Центон». Так называлось у древних римлян одеяло из цветных лоскутков. Желая выразить своё уважение к какому–либо знаменитому поэту, друзья составляли из строк его произведения стихотворение. Изучив творчество поэта, ребята с удовольствием составляют «центоны» из басен И.А. Крылова, сказок А.С. Пушкина. Благодаря этой игре, дети учатся видеть и слышать рифму и расширяют знания о творчестве поэта. (Приложение 6)

  • Учу своих воспитанников писать акростихи. Акростихом называется стихотворение, каждая строка которого начинается на определённую букву. Прочитанные затем подряд, буквы эти должны составить определённое слово. Наиболее удачные стихи получились у детей на тему «Саргатка». Готовясь к вечеру памяти А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, С.А. Есенина, ребята написали акростихи «ПУШКИН», «ЛЕРМОНТОВ», «ЕСЕНИН». (Приложение 7)

  • С большим удовольствием ребята пишут друг на друга эпиграммы. Внушаю: самое главное, чтобы эпиграммы были добродушные, без едкой иронии, с тонким юмором.

  • Знакомлю с фольклорными жанрами: загадкой, частушкой, учу детей их сочинять, так как они несут в себе воспитательный заряд. Ученики моего класса создали целый цикл частушек и загадок «О самих себе с улыбкой»

  • Увлечённо работают дети, когда на уроке литературы им даются задания на развёртывание мысли через заглавие. На доске записано предложение, представляющее собой пословицу или поговорку. Необходимо устно передать основной её смысл, а письменно «развернуть» мысль в форме небольшого стихотворения, рассказа, сказки. При этом нужно помнить, что в предложении-опоре выражена основная мысль будущего текста. Умелое использование мудрых выражений делает творческие работы учеников более выразительными, эмоциональными, глубокими по содержанию. К тому же они воспитательны по своей сути. Вместе с детьми мы собрали более трёхсот пословиц и поговорок, которые используем на уроках русского языка и литературы.

  • Интересно наблюдать свободу детского самовыражения, когда им даётся задание творческого характера: «Подберите к слову весна слова-рифмы. Используя в качестве «строительного материала» слова, словосочетания из своего словарика рифм, попытайтесь придумать небольшие стихотворения».

  • Обращаю особое внимание на эмоциональное восприятие детьми литературных произведений. Часто детям просто не хватает слов, чтобы выразить настроение, которое вызвало стихотворение, рассказ, басня, сказка, поэтому мы создали словарик настроений (радостное, бодрое, приподнятое, торжественное, равнодушное, тревожное, угрюмое, печальное, шутливое и другие). Причём, к каждому слову-настроению ребята сделали рисунок. Забыв слово, можно выбрать нужный рисунок, прочитав на обороте то, что он обозначает. Такая работа позволяет привлечь к анализу произведения учащихся с плохой памятью, обогащает их словарный запас.

  • Иногда дети заимствуют сюжет у поэта и сочиняют на этот сюжет свои стихи, используя прием литературной стилизации. (Приложение 8)

Важнейший результат игр проявляется в самих играх – в увлечённой художественной работе, протекающей как бы на грани реальности и сказки. Но и суждения, к которым приходят дети, бывают достаточно содержательны.

В. Одна из целей обучения русскому языку – познавательно – практическая, т.е. дать учащимся знания о родном языке и формировать у них языковые и речевые умения. Это означает, что на уроках русского языка педагогу необходимо подготовить учащихся, грамотных в широком смысле слова, вооружить их навыками пользования устной и письменной речью в такой степени, в которой это будет им необходимо для активной творческой, производственной и общественной деятельности. Для достижения этой цели необходима такая постановка преподавания русского языка при которой сам процесс его изучения становился бы процессом активного увязывания теоретических и практических умений с жизнью. Важным средством выполнения этой задачи может стать осуществление связей в преподавании русского языка с другими школьными предметами: литературой, историей, географией, музыкой, изобразительным искусством и др.

Преподавание русского языка во все времена не мыслилось вне связи с литературой. Назову основные требования (рекомендованные С.Львовой в пособии «Уроки словесности»), которые предъявляю к работе с художественным текстом на уроках русского языка.

  1. Любая работа с текстом начинается с того, что художественное произведение воспринимается детьми на слух или зрительно. И на этом этапе важно создать особый настрой, который помог бы ввести ученика в систему художественных образов этого текста.
  2. Осмысление лингвистических средств создания образности художественного текста. Основная цель такой работы: ученики должны осознать изобразительно – выразительные возможности тех языковых явлений, которые изучаются на уроках. Красота и богатство языка открывается детям в процессе такой работы.
  3. Отработка навыков выразительного чтения художественного текста. Эти навыки формируются в процессе чтения не объёмных текстов, а небольших отрывков из них, при чтении предложений. При этом отрабатываются понятия «интонация», «выразительное чтение».
  4. Заучивание текста наизусть и подготовка к письму по памяти. Данный вид работы способствует не только тренировке памяти ребёнка, но и тому, что при этом происходит интенсивное обогащение словарного запаса. К тому же он способствует развитию грамотности ученика. На основе выученных текстов, предложений провожу небольшие диктанты, которые диктую сама или текст диктуется каким-либо учеником по памяти. Эта работа развивает культуру обращения с художественным текстом, т.к. дети привыкают к тому, что любой отрывок из художественного произведения сопровождается указанием на автора этих строк, школьники учатся правильному оформлению на письме цитат, эпиграфов. Кроме того, ученики узнают все новые имена, связанные с русской литературой.
  5. Проведение какой-либо творческой работы на основе проанализированного литературного образца: сочинения загадок, описание сценки, случая из жизни, сочинение сказки, портретный очерк, составление киносценария, ответ на проблемный вопрос, постановка вопросов к тексту, письмо от имени героя, сочинение по предложенному началу.

Межпредметные связи участвуют в процессе обучения как существенный фактор активизации учебно-познавательной деятельности учащегося, который качественно преобразует все её компоненты.

«Повышение творческого потенциала межпредметных связей достигается путём обучения обобщённым способам познавательной деятельности. Обобщённые понятия и действия при всей своей универсальности не должны утрачивать своего предметного смысла» (Н.А. Шарова «Нестандартные уроки» Волгоград, «Учитель», 2008 г.). Обобщенность знаний и способов действий, повышая активность и успешность деятельности, усиливает и её познавательную мотивацию, особенно при решении творческих задач.

Какие же предметы можно интегрировать:

  • литература и история (А.С. Пушкин «Капитанская дочка» – восстание Пугачёва; М.Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова» – время царствования Ивана Грозного; Н.А. Некрасов «Русские женщины» – восстание декабристов и др.);
  • литература и география (А.С. Пушкин «Капитанская дочка» – маршрут движения Гринёва от родового имения до Белогорской крепости);
  • литература, музыка, изобразительное искусство (И.С. Тургенев «Бежин луг», П.И. Чайковский «Времена года», фотографии скульптур Микеланджело «Утро», «День», «Вечер», «Ночь»). Данное направление межпредметных связей способствует развитию связной речи, формирует у учащихся образное мышление.

Мной разработана серия интегрированных уроков. (Приложение 9)

Все интегрированные уроки заканчиваются выполнением творческих работ или творческое задание дается на дом.

Г. Важнейшие социальные институты, центры, формирующие человека, – это школа, семья, ближайший «кусочек» социальной среды-социума. Школа среди них наиболее целенаправленный, профессионально организованный институт. Но, как показывает жизнь, сегодня результаты (качества личности выпускников) определяются не только школой, сколько совместным действием всех трёх источников воспитания.

  • Стараюсь не замыкаться в рамках класса. На уроках литературы организую встречи с интересными людьми: местными писателями и поэтами (Н.П. Рупп, Н.Г. Сермус, Д.М. Нелединский, Н.П. Фёдорова), провожу читательские конференции («Жизнь и творчество писателей и поэтов Саргатского района»).
  • В нашем поселке есть музей. Совместно с работниками музея мной разработана тематика бесед: «Как жили, как отдыхали наши деды и прадеды», «Флора и фауна Саргатского района», «Саргатчане – участники Великой Отечественной войны», «Дети-герои-антифашисты», «Литературное прошлое, настоящее и будущее Саргатского района».
  • В поселке 3 библиотеки, в которых регулярно проводим литературные вечера и праздники, презентации детских творческих работ: юных художников, поэтов, музыкантов.
  • Большинство учащихся посещают школу искусств и спортивную школу. Многие преподаватели этих школ помогают мне в подготовке интегрированных уроков.
  • Ребята моего класса принимают активное участие в районных и областных конкурсах. Их литературные опыты периодически печатаются в местной газете. А один из репортажей с муниципального митинга, посвященного Дню Победы, был построен на стихотворениях, написанных моими учениками после проведенной подготовительной работы: беседы о войне, экскурсии в музей, к «Вечному огню», встречи с ветеранами и тружениками тыла, детьми войны, чтение стихотворений о войне.
  • Иногда удаётся мне «заразить» стихотворением не только учащихся, но и их родных: братьев, сестёр, мам и пап. Некоторые семьи стали выпускать свои журналы. Бабушки и дедушки тоже смогли выразить себя в этих журналах. Участвуют родители в проведении предметных недель, литературных вечеров.
  • Несколько раз в год мои учащиеся посещают театры г. Омска. За последние годы смотрели балеты «Щелкунчик», «Песня про купца Калашникова», оперетту «Барышня-крестьянка», «Принцесса Перлипат», спектакль «Три сестры», «Орфей и Эвридика», «Чума на оба ваших дома». Под впечатлением увиденного ученики на уроках литературы пишут сочинения, стихотворения, получая эстетическое и эмоциональное удовлетворение.
  • Использую в своей работе возможности местного архива, совместно со специалистами которого разработала цикл бесед о прошлом нашего района (в том числе и литературном). В районном архиве создали фонд «Коллекция документов творческой деятельности учащихся Г.В. Гондаренко, учителя русского языка и литературы». В этот фонд в конце учебного года сдаю лучшие работы своих воспитанников. Фонд существует уже 16 лет. Опыт моей работы по теме «Развитие литературных способностей учащихся» обобщен в журнале «Отечественные архивы» в статье «Необычная архивная коллекция».

Преимущество моего опыта заключается в том, что творческая деятельность строится как принципиально совместная, ведется в обстановке тесного межличностного креативного взаимодействия: учитель+ученик+социум.

Приложения.