Заочное путешествие по пушкинским местам. 9-й класс

Разделы: Литература

Класс: 9


Тип урока: Урок-путешествие

Цели урока:

  1. Ознакомить обучающихся с местами, связанными с жизнью и творчеством А.С.Пушкина, особенно с тверскими местами, прививать любовь к Тверскому краю, воспитывать патриотические чувства к «малой родине».
  2. Повторить произведения, с которыми учащиеся знакомились ранее при изучении творчества А.С.Пушкина.
  3. Развивать навыки овладения технологией проектирования.

Задачи урока: реализация проекта «Путешествие по пушкинским местам»

Оборудование урока: оформление доски портретами Пушкина и фотографиями памятников Пушкину в Москве и Твери, эпиграф на доске; компьютер, мультимедийная установка; проекты учащихся и презентации.

Эпиграф:

Долго ль мне гулять на свете
То в коляске, то верхом,
То в кибитке, то в карете,
То в телеге, то пешком!
«Дорожные жалобы» (1829) А.С.Пушкин

Комментарий к уроку: учащиеся готовили в группах проекты «Пушкинские места».

Были определены этапы реализации проекта:

  1. Погружение в проект: определение темы и целей проекта; подбор творческих групп.
  2. Организация деятельности: определён источник информации; способ сбора информации; распределение обязанностей между учащимися
  3. Презентация результата: защита проекта на уроке литературы и участие в школьном конкурсе проектов.

Ученики использовали материалы на темы: 1 группа. Москва. 2 группа. Тверь. 3 группа. Верхневолжье. 4 группа. Болдино.

В задание входило не только подобрать материал по теме, но сформулировать вопросы по творчеству поэта. Итогом стали презентации учащихся.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Все творчество Пушкина пронизано его дорожными впечатлениями. Всю жизнь он торил творческий путь. Молдавия, Кавказ, Крым, Украина, Псковщина, Тверской край, Поволжье, Приуралье – это страницы и его биографии, и его произведений. В повести «Станционный смотритель» авторским признанием звучат строки: «…в течение двадцати лет сряду изъездил я Россию по всем направлениям…несколько поколений ямщиков мне знакомы, редкого смотрителя не знаю в лицо, с редким не имел дела; любопытный запас путевых моих наблюдений надеюсь издать в непродолжительном времени».

«Характеристическая черта гения Пушкина – разнообразие. Не было почти явления в природе, события в обыденной общественной жизни, которые бы прошли мимо него, не вызвав дивных и неподражаемых звуков его лиры; и поэтому простор и свобода, для всякого человека бесценные, для него были сверх того могущественнейшими вдохновителями», - так писал его «первый друг, друг бесценный И.И. Пущин.

Ощущением простора и свободы одаряла его дорога. Она же давала ему подлинное знание своей страны, ее преданий, обычаев, чаяний. Подсчитано, что только по почтовым трактам Пушкин проехал свыше 30 тысяч верст. Для начала XIX века это очень много, по нашим меркам это тоже немало. Например, в то время дорога от столицы до Луги длилась около суток.

Первый биограф Пушкина П.В.Анненков писал, что Пушкин иногда «делал прогулки пешком из Петербурга в Царское Село…Верст пятьдесят дневного пути…».

Среди прижизненных пушкинских портретов особенно интересен рисунок Челищева, которому удалось схватить поэта в движении.

Вопрос классу: - Каким предстает поэт перед нами? (Поэт на рисунке неказист, невысок ростом, но его шаг размашист, походка легка, крепка рука, сжимающая трость.)

Рассказать обо всех местах, где бывал Пушкин, на одном уроке невозможно. Мы поговорим лишь о некоторых.

2. Презентации проектов учащихся.

1 группа. Москва.

С Москвой у Пушкина связаны самые первые, самые яркие и живые «впечатления бытия». Ведь Пушкин был, по словам близкого друга поэта П.А.Вяземского, «родовой москвич». Несомненно, на формирование творческого таланта оказало частое присутствие в доме родителей Н.М.Карамзина, И.И.Дмитриева, В.А.Жуковского, К.Н.Батюшкова. 20-летний Пушкин создает выразительную зарисовку московских нравов. Эти строчки могли бы стать эпиграфом к грибоедовской комедии «Горе от ума»:

В почтенной кичке, в шушуне,
Москва, премилая старушка.
Разнообразной и живой
Она пленяет пестротой,
Старинной роскошью, пирами,
Невестами, колоколами,
Забавной, легкой суетой,
Невинной прозой и стихами.

Вопрос группы классу: Что общего в московских нравах видят Пушкин и Грибоедов?

После Михайловской ссылки 8 сентября 1826 года по распоряжению Николая I Пушкин был доставлен в Москву. В лирических строфах «Евгения Онегин» он выразил то удивительное чувство окрыленности, восторга, какое охватило его при въезде в родной город:

Ах! Братцы! Как я был доволен,
Когда церквей и колоколен,
Садов, чертогов полукруг
Открылся предо мною вдруг!

Вопрос группы классу: Продолжите пушкинскике строки.

Вопрос группы классу: С каким чувством поэт говорит о Москве?

В 1828 году, в декабре, он познакомился с юной Натальей Гончаровой; весной 1830 она стала невестой поэта, а в феврале 1831 года он женился на Н.Н. Гончаровой.

Последний раз в Москве Пушкин был в 1836 году, надеясь вернуться вновь: здесь были его ближайшие друзья, здесь ему легче дышалось.

В 1880 году на народные средства в Москве был сооружен первый памятник поэту.

(Сообщение ученика об авторе памятника А.М.Опекушине).

2 группа. Тверь.

Тверь – столица губернии в пушкинские времена – один из древнейших русских городов на Волге. Долгое время Тверское княжество соперничало с Московским.. Подлинный расцвет Твери, лежащей на главной внутренней дороге страны, между двумя столицами – Москвой и Петербургом, приходится на вторую половину XVIII века.

В Тверской губернии жили многие друзья Пушкина, у которых он часто гостил. С Тверской землей связано много произведений, рисунков, рождение творческих планов и замыслов, начало работы над художественной прозой.

В 1974 году в день 175-летия поэта в Твери, на набережной Волги, открыли памятник Пушкину, автор которого скульптор Олег Комов.

Памятник, по словам гостей города и тверитян, удивительно гармонирует со всем окружением – старыми деревьями аллеи, простором мощной реки, виднеющимся Путевым дворцом Екатерины II. Нам, жителям Твери, трудно представить, что раньше на набережной этого памятника не было. По набережной прогуливался поэт, по ступенькам спускался к Волге, вдыхал влажный воздух, возвращался в лучшую тогда гостиницу Гальяни. Итальянскую кухню Гальяни поэт находил недурною и навсегда прославил ее в шутливых стихах, адресованных своему другу С.А. Соболевскому:

У Гальяни иль Кальони
Закажи себе в Твери
С пармазаном макарони,
Да яишницу свари.

Часто Пушкин заходил к своему другу участнику Отечественной войны 1812 года, видному декабристу и поэту Федору Николаевичу Глинке.

(Звучит романс «Вот мчится тройка удалая» на стихи Ф.Н. Глинки)

3 группа. Верхневолжье.

Тверской край с его старинными русскими городами Торжком, Старицей, речками Тьмою, Тьмакой, Тверцою, Жаленкой занимал особое место и в жизни, и в творчестве Пушкина. Здесь жили многие его знакомые и друзья, с которыми он поддерживал теплые дружеские отношения до последних дней своей жизни.

Из Твери дорога ведет в Торжок. Здесь Пушкин бывал свыше 20 раз. Останавливался в гостинице Пожарских. Из Торжка в ноябре 1826 года поэт послал княгине Вере Федоровне Вяземской шитые золотом «поясы». Известен Торжок и в наши дни своим «золотным шитьем».

Вопрос группы классу: Какие вы знаете строки стихотворений, написанных на Тверской земле или посвященных тверским друзьям Пушкина?

(На досуге отобедай у Пожарского в Торжке…)

В 1972 в Торжке открыт музей Пушкина в бывшем доме Олениных, знакомых Пушкина по Петербургу. Мы не раз посещали этот музей и писали сочинение по впечатлениям о посещении музея. Поддерживаем связь с сотрудниками музея, замечательными людьми, влюбленными в свою профессию и творчество А.С.Пушкина.

Далее Митино. Здесь похоронена Анна Керн.

Вопрос группы классу: Какие строки поэт посвятил ей? Почему Пушкин, умевший несколькими словами создать запоминающийся образ человека, в данном случае отступил от выработанных им же правил?

Великий русский композитор М.И. Глинка посвятил дочери А.П. Керн романс, написанный на стихи Пушкина. Это стихотворение стало классическим образцом высокой любовной поэзии.

Звучит романс М.И. Глинки.

Для поэта не прошли бесследно впечатления ни от прекрасных тверских пейзажей, ни от сердечности и ласки друзей и близких поэта, кто принял его под свой кров в лихую годину гонений.

Верхневолжское пушкинское кольцо: Тверь – Торжок – Митино – Грузины – Берново – Пвловское – Курово - Покровское – Глинкино – Малинники – Старица – Чукавино – Коноплино. Это 6 лет жизни Пушкина. Это 5 его приездов в период с 1828 по 1833 годы. Считается, что «Старицкие осени» являются прообразом Болдинской.

Центром Верхневолжского пушкинского кольца является село Берново Старицкого района, в прошлом самое богатое родовое поместье Вульфов. Они стали владеть им с начала 18 века. Дом, в котором размещается музей, выглядит так, как при жизни его хозяев. Музей был открыт 6 июня 1971 года. Экспонаты, документы, гравюры рассказывают о той эпохе. В музее много подлинных вещей Вульфов.

Рядом с прудом и домом старинный Берновский парк. Многолетние ели и липы хранят многие тайны. По преданию сюда часто ходил Пушкин и сидел у могучей сосны.

В Бернове поэт никогда подолгу не задеживался. Погостит денек-другой и уедет в Малинники или в Павловское.

В Малинниках поэт бывал не раз. «Глухоманные « Малинники станут отныне его любимым местом уединения, местом отдыха от суеты и суетности «большого света». Здесь написаны многие замечательные произведения поэта («Поэт и толпа», «Цветок», «Анчар» и другие).

Ученик читает стихотворение «Цветок»

Не менее Малинников полюбилась Пушкину усадьба П.И.Вульфа в Павловском, находившаяся в пяти верстах от Малинников. Здесь он написал стихотворения «Зима. Что делать нам в деревне?..», «Зимнее утро».

4 группа. Болдино.

Среди многих пушкинских мест особую привлекательность имеет Болдино.

Перед свадьбой отец выделил поэту небольшое имение Болдино в Нижегородской губернии. 31 августа 1830 года Александр Сергеевич выехал из Москвы в Нижний Новгород. Путь до Болдина занял около 3 дней. Сельская жизнь, любимая поэтом осень, целительное обаяние деревенской природы действовали на поэта благотворно. Образы жителей Болдино, картина в книжном магазине, письмо от невесты – все окрыляло его, строки рождались одна за другой. По утрам он брал лошадь и скакал куда глаза глядят. О творческой активности можно судить по датам написания стихотворений: 7 сентября «Бесы», 8 сентября «Элегия», 9 сентября повесть «Гробовщик», 13 сентября «Сказка о попе и работнике его Балде», 14 сентября «Станционный смотритель», 20 сентября окончил повесть «Барышня-крестьянка», 25 сентября 8 глава «Евгения Онегина».

«Повести Белкина» - жемчужина Болдинской осени. Книга, подобно которой не было в русской литературе.

В октябре написаны «Маленькие трагедии». Тогда же было получено известие, что в Москве эпидемия холеры, и Пушкин был вынужден оставаться в Болдине до снятия карантина. Здесь он завершил работу над «Евгением Онегиным».

Второй раз он в Болдине в 1833 году, где завершил «Историю Пугачева», создал «Медный всадник», повесть «Пиковая дама», повесть «Дубровский». Это второй период творческого подъема.

В 1949 году в 150-летие поэта в Болдине открылся музей.

3. Заключительное слово учителя и чтение стихотворения «Осень».

В болдинских просторах легли на бумагу знаменитые строки:

Ведут ко мне коня; в раздолии открытом,
Махая гривою, он всадника несет,
И звонко под его блистающим копытом
Звенит промерзлый дол и трескается лед.
И забываю мир – и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута – и стихи свободно потекут

Академик Д.С. Лихачев писал: «Поэтические памятники той или иной местности позволяют лучше понять поэзию. а поэзия, в свою очередь, умножает, учетверяет красоту родных нам мест. Именно учетверяет, ибо прошлое, особенно поэтическое прошлое, - это четвертое измерение видимого нами мира. Минувшее объемлет нас в пушкинских местах, и кажется, что только вчера бродил здесь Пушкин».

Домашнее задание: эссе на тему «Моя работа над проектом: трудности и достижения». (Комментарий к домашнему заданию: в 9 классе на уроках русского языка по программе М.М.Разумовской изучается тема «Эссе»)