ННОД по образовательным областям "Здоровье", "Безопасность" по теме "Путешествие с Незнайкой"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель:

  • Формирование у детей основ здорового образа жизни и предпосылок экологического сознания.

Программные задачи:

  • Расширять и закреплять представления детей о полезной для здоровья пище
  • Формировать представления о значении для здоровья человека прогулок на свежем воздухе и выбора места для них.
  • Формировать представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способа поведения в них, закреплять умение правильно вести себя в природе.
  • Расширять представления детей о животных луга, раскрыть взаимосвязь живых организмов.
  • Дать детям представление о лекарственных свойствах подорожника.
  • Развивать любознательность, связную речь. Расширять кругозор детей.
  • Воспитывать экологическую культуру детей.

Результат:

  • Заинтересованность детей темой о здоровье, безопасности в природе, проявление их познавательной активности: вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду.

Оборудование:

  • Картинки с изображением полезных и вредных для здоровья человека продуктов.
  • Макеты кустов, кустарников, травы, вагончики поезда.
  • Игрушки: жук, божья коровка, червяк, бабочка, стрекоза.
  • “Речка” из ватмана или ткани.
  • Запрещающие и разрешающие знаки в природе.
  • Лист подорожника.

ХОД ЗАНЯТИЯ

В группу пришел Незнайка. Он грустный.

- Здравствуйте, ребята.

- Здравствуй, Незнайка! Что это ты такой невеселый, бледный.

- Ребята, Незнайка говорит, что он часто болеет и сам не знает почему. Ведь целую зиму свое здоровье сберегал, в доме сидел, на улице не гулял.

- Как вы думаете, дети, почему Незнайка так часто болеет?

- Правильно. Все, кто мало гуляют на свежем воздухе, становятся слабыми, бледными и часто болеют. Поэтому нужно много гулять на свежем воздухе.

- Давайте расскажем Незнайке, что еще надо делать для того, чтобы быть здоровым?

- Правильно дети, надо кушать полезную для здоровья пищу, делать по утрам зарядку, заниматься физкультурой и спортом, и конечно же, много гулять на улице.

- Дети, Незнайка не знает, какие продукты считаются полезными для здоровья. Давайте ему о них расскажем (Игра “Полезные и вредные продукты”).

- Ребята, Незнайка спрашивает, где вы больше всего любите отдыхать?

- Я предлагаю вам и Незнайке поехать на луг. Он находится вдалеке от города, автомобильных дорог и поэтому там самый чистый свежий воздух, полезный для здоровья. А еще на лугу много всего интересного, удивительного. Садитесь в вагончики поезда и поехали.

Вот мы и приехали. Посмотрите, как красиво на лугу. Что вы видите?

(Трава, цветы, на стебельках – пчела, жук, на цветах – бабочка.)

- А вот посмотрите, какая красивая бабочка. Незнайка хочет взять ее в руки. А можно это делать? Как вы думаете, почему нельзя?

- Правильно дети, если взять бабочку в руки, она дальше жить не сможет. У нее очень нежные крылышки, покрытые хитином, и, если их повредить, бабочка летать не сможет, а значит и жить. Бабочка – полезное насекомое. У нее есть прозрачный хоботок, через который она пьет цветочный нектар. Перелетая с цветка на цветок, бабочки переносят пыльцу и опыляют растения. Цветам очень нужны бабочки.

(Показываю игрушку дождевого червяка)

- А это кто?

- Незнайка говорит, что этот червяк не кому не нужен. Как вы думаете, прав Незнайка?

- Дождевые червяки очень полезные.

(Выставляю картинку с изображением дождевого червяка и холмиков земли вокруг него.)

- Посмотрите внимательно. Видите крохотные холмики земли? Это червяк их насыпал, когда после дождика выползал наверх подышать. Представляете, сколько ему пришлось потрудиться! Червяк под землей просверливает длинные тоннели-ходы, рыхлит и удобряет почву. Когда в земле есть такие ходы, она становится мягкой и рыхлой, по этим подземным ходам к корням растений поступает воздух и вода. Корни растений хорошо дышат, расправляются, растут. Без червяков растения сразу чувствуют беду, их корешки начинают задыхаться без воздуха, а стебельки вянуть без воды. Земля становится твердой и все растения сохнут. Так что всем растениям нужна работа червяка. Если бы растения могли говорить, они бы пожаловались на тех людей, которые не жалеют дождевых червяков. На них бы пожаловались и пчелы, которые собирают нектар цветов. (Показываю пчелу). Нектар – душистая, сладкая жидкость. Из нее потом пчела делает мед. Прилетит пчела на полянку, полетает над увядшими цветами и улетит ни с чем. И сама останется голодной, и нас медом не угости. А мед полезный и целебный продукт. Когда болеешь простудой, полезно пить чай с медом. Но более важно то, что пчелы опыляют растения. Без помощи этих насекомых- опылителей ни клевер, ни огурец, ни вишня, ни гречиха просто не давали бы хорошего урожая. Пчелы повышают урожайность растений. Благодаря им, в этом лесу созреет много ягод, а значит больше будет разных животных, питающихся этими ягодами.

(Обращаю внимание детей на сделанную из ватмана речку).

- Посмотрите, какая замечательная речка. Вода в ней такая чистая! Что вы видите в речке? (водоросли, рыбы, рак).

- Дети, Незнайка предлагает сейчас же искупаться. А я предлагаю сразу отдохнуть. Как хорошо на берегу реки. Чистый воздух, зеленая, сочная трава. Хорошо и полезно здесь побегать, порезвиться. Только по травке пожалуйста не бегайте, не мните ее. Бегайте лучше по тропинкам.

- А как вы думаете, почему нужно беречь траву, ведь ее и так тут много?

- Когда бежишь по траве, она мнется, ломаются ее стебельки, земля становится слишком твердой, не пропускает к корням воздух и воду, и растения погибают. А еще многие растения обладают лечебными свойствами и полезны людям и животным. Кроме того, в траве живет много насекомых. Бегая по ней, мы тревожим насекомых, можем их поранить и даже задавить нечаянно.

Видите стрекозу? (сидит на стебле травы). Что можно сказать о ней?

- Стрекоза не только красивое насекомое. Она очень полезная. Ведь стрекозы прямо на лету ловят мух и комаров. А мухи и комары – переносчики разных болезней, доставляют много неприятностей животным и людям.

- Давайте поиграем в очень интересную игру на внимание. Игра называется “Летает - не летает”. Я буду говорить разные слова, а вы, если услышите слово, обозначающее предмет или животное, которое умеет летать - будете бегать и его изображать. Если назову слова, обозначающие нелетающий предмет, то надо стоять (или “Птица летит! Пчела летит!” - и каждый раз поднимаю руки, и вы поднимаете за мной. А потом вдруг скажу “Кастрюля летит!” и тоже подниму руки, а вы не поднимайте).

Воспитатель называет разные слова, а последние – “Бутылка летит!” - Незнайка поднимает руки.

- Дети, прав Незнайка?

- Ребята, Незнайка говорит, что бывают летающие бутылки.

(Незнайка бросает бутылку в речку).

- Что ты делаешь?! Дети, скажите Незнайке, можно так поступать? А почему так нельзя поступать?

Давайте научим Незнайку, как нужно и как нельзя вести себя в природе.

Проводится игра “Экологический светофор”. (В центре игрового поля нарисованный светофор, с двух сторон – поля красного и зеленого цвета. Дети берут знаки, называют их и распределяют на определенном поле. На красном поле располагают запрещающие в природе знаки, на зеленом – разрешающие).

- Дети, Незнайка сказал, что запомнил правила поведения в природе и теперь хочет купаться. А я хочу напомнить вам всем, что детям в воду одним входить нельзя.

(Незнайка “входит в воду” и тут же кричит “Спасите!”)

- Что случилось, Незнайка? Почему ты так кричишь?

- Незнайка говорит, что у него болит нога, он не может на нее наступить. Да Незнайка порезал ногу. Как вы думаете, дети, чем Незнайка порезал ногу?

- Откуда в речке стекло?

- Да! Ты же сам бросил в речку бутылку. Очень плохой поступок по отношению к природе и другим людям. Ведь сюда придут купаться другие дети и тоже могут пораниться.

- Дети, скажите, пожалуйста, кому еще будет плохо, если загрязнять речку, озеро, море? Почему?

- Ну не плачь, Незнайка, потерпи. Сейчас я вымою этот листочек, приложу к ранке. А когда приедем в детский сад, то обратимся за помощью к врачу. Это лист подорожника. Подорожник - лекарственное растение. Он обладает многим лечебными и целебными свойствами для организма человека. Свежие листья подорожника способствуют быстрому заживлению ссадин, ран, порезов. Их прикладывают к укусам комаров. А еще настоем подорожника лечат кашель.

ИТОГ ЗАНЯТИЯ

- Дети, Незнайка, нам пора возвращаться в детский сад. Садитесь в вагончики и поехали.

- Вот мы и в детском саду. Сегодня вы узнали сами и научили Незнайку, что нужно делать, чтобы быть здоровым, как надо вести себя в природе. Незнайка говорит, что теперь он будет заботиться о своем здоровье и всегда будет беречь природу, ведь природа – наш общий дом.