Интегрированная деятельность по изобразительной деятельности и развитию речи "Русская березка"

Разделы: Работа с дошкольниками


Пояснительная записка

Интегрированная образовательная деятельность для детей подготовительной группы, составлена в соответствии с Программой воспитания и обучения в детском саду “Радуга”, авторы Т.Н. Доронова, Т.И.Гризик и др.

Представленный конспект – является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:

  • Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих занятий и совместных действий воспитателя и детей)
  • Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес)
  • Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям)
  • Принцип психологической комфортности

Для достижения программного содержания были использованы такие методы и приемы:

  • Наглядный метод (мультимедийная презентация, картинки с изображением деревьев, модель березы).
  • Наглядно-практический метод (творческие упражнения с карточками , моделирование ситуации – почему ты так думаешь, а моги такие деревья расти у нас).
  • Словесный метод (рассказ-сопровождение для презентации).
  • Прием эмоциональной заинтересованности (письмо от Лунтика).
  • Игровой прием (игра-физмкультинутка).

По содержанию занятие является интегрированным, так как части занятия объединены знаниями из нескольких областей. Решение задач осуществляется через такие образовательные области:

  • социализация (игра “Наряди дерево”);
  • коммуникация (игра “Подбери ласковые слова”, игра “Скажи, что где?”);
  • здоровье (физкультминутка);
  • познание (рассказ воспитателя, просмотр презентации).

Применение инновационных технологий – использование мультимедийной презентации, позволило заинтересовать и привлечь внимание детей. На протяжении всей образовательной деятельности у детей поддерживалась мотивация. Поэтапно происходит смена видов деятельности. Дети сами являются участниками игровых моментов и активными помощниками во время занятия. Это позволяет сохранить у детей положительный эмоциональный настрой.

На организационном этапе реализуется мотивационная задача – усилить интерес к занятию через участие детей в мероприятии (Клуб для любознательных “Хочу все знать, получение посылки от Лунтика).

Интегрированная образовательная деятельность состоит из этапов, к каждому из которых даются четкие инструкции. Она началась, с организационного момента, где активизировалось внимание детей и поддерживалось на протяжении всего времени. Дети посещают “Художественную галерею, где закрепляют знания о деревьях нашего края. Наряжают березу словами прилагательными, превращаясь в волшебников. Смотрят мультимедийную презентацию с необычными деревьями мира: колбасное дерево, конфетное дерево, гигантский бамбук, железное дерево, молочное дерево, Секвойя, Баньян, деревья-лес.

Затем дети посещают игровую комнату, где закрепляют предлоги и образовывают ласковые слова. Дети обсуждают, какой подарок можно подарить Лунтику и решают нарисовать русскую березу.

Чтобы заинтересовать детей был использован необычный способ рисования березы – пеной для бритья + зеленой гуашью, путем примакивания смятого целлофана.

Всем детям хотелось порадовать Лунтика, рисовать аккуратнее. Поэтому работали дети с интересом. На протяжении хода образовательной деятельности прослеживается реализация личностно-ориентированной модели. Учитывалась точка зрения, чувства, эмоции детей, а также налажены партнерские отношения с детьми.

После проведения интегрированной образовательной деятельности вместе с детьми подведен итог посещения клуба для любознательных детей “Хочу все знать!” .

Цель. Использование нетрадиционных техник рисования в интегрированной образовательной деятельности.

Задачи.

  • Расширять знания детей о деревьях.
  • Учить детей правильно передавать строение дерева в рисунке.
  • Учить детей нетрадиционным техникам рисования.
  • Развивать речь и словарный запас детей.
  • Развивать фантазию, воображение у детей.
  • Развивать коммуникативные навыки у детей.
  • Приобщать детей к миру искусства.
  • Воспитывать любовь к природе.

Предварительная работа.

  • Беседа о деревьях нашего края.
  • Рассматривание иллюстраций, энциклопедий и заучивание стихотворений о деревьях.
  • Работа с предлогами, именами прилагательными, преобразование существительного в ласкательное.
  • Рисование дерева на занятиях по изобразительной деятельности и в самостоятельной художественной деятельности.

Оборудование. Мультимедийная презентация “Необычные деревья мира”, иллюстрации деревьев, карточки со словами прилагательными на аппликации из листьев, картинка с изображением дерева для работы с предлогами, черный картон, мел, палочки, краска гуашь, пена для бритья, баночки под воду, целлофан. салфетки.

Атрибуты. Объемный модуль “Береза”, игрушка-Степашка, ТСО, посылка – картонная коробка, сюрпризы для детей.

Ход образовательной деятельности

Организационный момент.

Дети входят в группу и встают в полукруг. Их встречает воспитатель со сказочным героем Степашкой.

Воспитатель. Здравствуйте ребята!

(Дети здороваются.)

У нас сегодня гость. Вы узнали кто это?

Ответы детей (Степашка).

Степашка приглашает вас в клуб для любознательных детей “Хочу все знать!”. Посетив клуб “Хочу все знать” вы не только многое узнаете интересного, но и сами ответите на вопросы Степашки.

Вы знаете, где находится Степашкин дом?

Ответы детей (Степашкин дом находится в лесу).

Молодцы! Ребята, предлагаем вам посетить “Художественную галерею” клуба “Хочу все знать!”.

Воспитатель предлагает детям пройти к иллюстрациям с изображением деревьев.

– Что изображено на картинах?

Ответы детей (на картинах изображены деревья).

Да. Вы правильно отметили, что в галерее размещены картины с изображением разных деревьев.

– Какие виды деревьев вы знаете?

Ответы детей (деревья могут быть лиственные и хвойные).

– Какие лиственные деревья вы знаете ?

Ответы детей (береза, дуб, липа, клен, яблоню, тополь, осина).

– Какие хвойные деревья вы знаете?

Ответы детей (ель, пихта, сосна, можжевельник, лиственница, кедр).

– Молодцы, ребята! Степашка вместе с вами вспомнил виды деревьев.

У Степашки есть любимое дерево, которым восхищаются многие поэты и писатели. А какое, вы догадаетесь сами, когда прослушаете музыку.

Звучит музыка на русскую народную песню “Во поле береза стояла”.

О каком дереве поется в этой песне?

Ответы детей (в этой песне поется о березе).

Игра “Наряди дерево”.

Звучит спокойная музыка.

Воспитатель

Ребята, вы когда-нибудь мечтали стать волшебниками?

Ответы детей (да).

– Зачем? Для чего?

Ответы детей.

– Степашка может исполнить ваше желание.

Закройте глаза и представьте, что сейчас “Весна”. Тепло, хорошо, кругом растет трава и березки. Но вот, досада….. Злая волшебница заколдовала березки, и листья не могут появиться на дереве.

– Жалко вам березки?

Ответы детей (да).

– Расколдуем их! А для этого ответьте на вопросы.

– Назовите слова-прилагательные к слову “Береза”.

Ответы детей (береза белоствольная, красивая, нарядная, высокая, статная, стройная, пышная, тонкая, гладкая, гибкая… кудрявая раскидистая, лиственная).

Дети наряжают березку листьями.

В какое время года на деревьях появляются листочки?

Ответы детей (листья на дереве появляются весной).

Молодцы, ребята! Мы убедились, что вы настоящие волшебники. Вы вернули “Весну” березкам.

Презентация “Необычные деревья”.

Воспитатель. У Степашки есть друг Лунтик. Он прислал вам необычный подарок.

Ребенок достает диск из посылки.

Давайте пройдем в кинозал и посмотрим что интересное на этом диске прислал нам Лунтик.

Дети со Степашкой рассаживаются на стульчики, смотрят мультимедийную презентацию о деревьях.

– О чем этот сюжет?

Ответы детей (сюжет о деревьях).

– У нас растут такие деревья?

Ответы детей (у нас такие деревья не растут).

– С какими необычными деревьями вы сегодня познакомились?

Ответы детей (я увидел колбасное дерево, конфетное дерево, гигантский бамбук, железное дерево, молочное дерево, Секвойя, Баньян, деревья-лес).

Физкультминутка.

Воспитатель. А сейчас встанем в круг и представим себя деревьями.

Дети встают вкруг и выполняют движения, согласно текста.

Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны.)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх.)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками.)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед.)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад.)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем.)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы.)

Игра “Назови ласково слово”.

Дети приглашаются в игровую комнату.

Воспитатель. Ребята, вы любите, когда вас называют ласковыми именами?

Ответы детей (Да).

– Я буду называть дерева или части дерева, а вы должны произнести их ласково.

Дети по очереди называют деревья и части дерева ласково.

Ель – елочка, сосна – сосенка, береза – березка, иголка – иголочка, ветка – веточка, шишка – шишечка и др.

– Молодцы, ребята! Хорошо справились с заданием.

Игра “Скажи, что где?”

Дети называют предлоги по картине.

– Что вы видите перед дубом? (Перед дубом грибы.)
– Что справа от дерева? (Справа от дерева лежат желуди.)
– Что слева от дерева? (Слева от дерева растет ромашка.)
– Где находится солнце? (Солнце над деревом.)
– Кто ползет по коре? (По коре ползет жук.)
– Выше сова или белка? (Выше белка чем сова.)
– Над ромашкой кто? (Над ромашкой бабочка.)
– Что справа от большого гриба? (справа от большого гриба маленький гриб.)
– Где находится дупло? (Дупло в центре ствола.)
– Что под землей? (Под землей корни.)
– Где лежат желуди? (Желуди лежат на траве.)
– Молодцы, ребята! Мы со Степашкой видим, что вы хорошо знаете предлоги .

Изостудия “Фантазия”.

Воспитатель. Степашка рассказал, что у Лунтика есть мечта – увидеть русскую березу.

– Давайте сделаем ему подарок, детские рисунки, и отправим ему их по почте. Обратный адрес у нас есть.

Дети рассаживаются за столы, которые стоят по кругу.

Воспитатель. Прежде чем начать рисовать, давайте повторим все, что мы знаем о строении дерева.

– Назовите части дерева?

Ответы детей (у дерева корни, ствол, ветки, крона, листья).

– Чем береза отличается от других деревьев?

Ответы детей (у березы белый ствол в виде извилистой ленты с черными пятнами, сужающий к верху, ветки гнуться к низу).

– С чего нужно начинать рисовать дерево?

Ответы детей (дерево нужно рисовать со ствола, с верхней части ствола).

Правильно, ветки растут от ствола, а не отдельно от него.

Показ рисования ствола дерева мелом на доске.

Звучит музыка ансамбля Сябры “Вы шумите березы”.

Перед детьми на столах мел и черная бумага.

Воспитатель предлагает нарисовать крону нетрадиционным способом: пеной для бритья и зеленой гуашью.

Показ рисования кроны нетрадиционным способом на доске.

Работа за столами.

  1. Дети рисуют ствол березы мелом на черном картоне, сверху вниз.
  2. Простым карандашом рисуют черные пятна .
  3. В тарелочке смешивают пену для бритья с зеленой гуашью.
  4. Дети берут целлофан сминают, окунает в полученную смесь и путем примакивания, рисуются листья.
  5. На готовых рисунках дети простым карандашом пишут свое имя.

Воспитатель. Наше занятие подошло к концу.

– Ребята, Степашка благодарит вас за интересную встречу, правильные и интересные ответы на вопросы!
– Сейчас мы отправим посылку его другу. Я думаю, наши необычные березки ему очень понравятся.

Дети складывают рисунки в посылку и находят сюрприз от Лунтика (наклейки и желуди).

Итог образовательной деятельности

Воспитатель: Вам понравилось занятие, ребята?

– Что вы нового узнали о деревьях?
– Какие необычные деревья вы запомнили?
– Какой подарок мы сегодня приготовили Лунтику?
– Чем рисовали деревья?

Приложение 2. Музыка к занятию.

Приложение 3. Фото к занятию.

Приложение 4. Приложение к занятию.