Худо тому, кто добра не делает никому

Разделы: Внеклассная работа, Школьная психологическая служба


Цель занятия: поддержание мотивации совершать добрые поступки, через расширение спектра представлений о возможностях проявлять доброту.

Оснащение занятия: магнитофон, мяч, листы с высказываниями о добре и зле по числу малых групп, доска.

Ход занятия

1. Приветствие. Игра-активатор “Добрый, добрая, доброе”.

– Здравствуйте. Рада всех вас видеть. Сегодня мы поговорим о том, как важно в жизни проявлять такие качества, как: доброта, сострадание, милосердие. А для того, чтобы вы активнее включились с работу, предлагаю сыграть в игру и составить словосочетания с прилагательными добрый, добрая, доброе. Кому бросаю мяч, тот говорит свой вариант ответа.

2. Основная часть

1. Вниманию группы предлагается притча о морской звезде:

Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.

– Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? – спросил человек, подходя ближе.

– Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, – ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

– Но это же просто глупо! – закричал человек. – Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:

– Нет, мои попытки изменят очень много... Для этой звезды.

Вопросы для обсуждения:

  • Как вам кажется, о чем эта притча?
  • Согласны ли вы с позицией главного героя? Почему?
  • Как вы думаете, какой характер у истинно доброго поступка?
  • Молодцы. Вы сделали правильные выводы: ценен даже единственный добрый поступок, важно помнить, что не бывает “маленького добра” и ещё, что добро всегда носит бескорыстный характер.

2. Упражнение “Согласен – не согласен”.

Участники делятся на группы, каждая из которых получает лист, на котором приведены несколько высказываний о добре и зле. Необходимо сформулировать свое мнение по поводу этих высказываний.

Обсуждение.

  • Делая доброе дело, не смущайся мыслью, что оно мало
  • Добро не лихо: бродит по миру тихо
  • Жизнь дана на добрые дела
  • Добро поощряй, а зло порицай
  • Истинное добро всегда просто
  • Доброта сердца лучше щедрости
  • Учись доброму, так худое на ум не пойдёт
  • Злой человек будет наказан собственной злобой
  • Лишь добро одно бессмертно, зло подолгу не живет!
  • За доброе жди добра, за худое – худа
  • Капля добра долбит и камень за пазухой
  • Добро начинается с улыбки, зло – с ухмылки
  • Добро существует там, где его постоянно творят
  • Добра желаешь, добро и делай
  • Доброму везде добро
  • Добрые дела человека переживут его самого

3. Музыкальная физкультминутка “Помощники”.

Дружно помогаем маме,
Мы бельё полощем сами. (Имитируют полоскание белья в воде.)
Раз, два, три, четыре – потянулись. (Имитируют развешивание белья – тянуться вверх.)
Раз, два, три, четыре – вновь согнулись. (Наклонились вперёд – берут бельё.)
Раз, два, три, четыре, пять –
Высохло, пора уж снять! (Тянут руки вверх, стряхивают, укладывают бельё.)
Хорошо мы потрудились,
Маме дружно улыбнулись.

4. Упражнение “Аукцион”

Каждому участнику необходимо предложить как можно больше ситуаций и поступков, в которых человек может проявить свои лучшие качества: доброту, сострадание, милосердие.

Ответы детей записываются на доске.

– Ребята, посмотрите, сколько у каждого из нас есть возможностей проявить доброту: помочь, поддержать, пожалеть.

Предлагаю детям по желанию ответить на вопросы:

– какие добрые дела ты сделал за последнее время?

– какие чувства ты при этом испытывал?

5. Работа в малых группах:

Задание: составь из слов высказывание.

1 группа: без, не, добрых, свет, людей. (Свет не без добрых людей.)

2 группа: доброта, не, пользы, не, зря, подлость, пропадёт, принесёт. (Подлость пользы не принесёт, доброта зря не пропадёт.)

3 группа: в, беде, друзья, познаются. (Друзья познаются в беде.)

4 группа: помни, а, зло, дружбу, забывай. (Дружбу помни, а зло забывай.)

3. Подведение итогов занятия.

По кругу каждый участник высказывается на тему:

– Что нового и интересного он узнал для себя время занятия?

– Что удивило, оказалось неожиданным?

Ведущий, подводя итоги, подчеркивает ещё раз:

  • Добро и зло проявляются, прежде всего, в человеческих поступках.
  • Добро носит бескорыстный характер.
  • Если человек совершил неблаговидный поступок, то это совсем не значит, что он плохой, наверное, причина в том, что человек просто не подумал обо всех последствиях своих действий.
  • Задавайте себе как можно чаще вопрос “А могу ли я назвать себя добрым человеком?

4. Домашнее задание.

Детям предлагается сделать три добрых дела для окружающих его людей, а на следующем занятии рассказать о них.

Список литературы:

  1. Вакуленко. Ю.А. Физкультминутки: упражнения, игры, комплексы движений, импровизации. – Вып. 3. – Волгоград: Учитель, 2007. – 106 с.
  2. Вачков И. Притча о морской звезде//Школьный психолог, 2009, №21, 3.Клюхина.И.В. Пословицы, поговорки и крылатые выражения. – М.: ВАКО, 2009, – 96 с.