Урок-путешествие "Слагаемые здоровья"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цель занятия – приобщение детей младшего школьного возраста к ЗОЖ.

Предварительная работа: составление сценария, репетиции с ведущими и героями станций (ведущими могут быть дети совместно с родителями или учителями).

Оборудование: оформление стены в виде карты путешествия, предметы, костюмы и атрибуты для каждой станции, призы.

Ход мероприятия

Под музыку выходят ведущие (учитель и учащийся).

Ведущий 1. Здравствуйте! Улыбнувшись, мы друг другу сказали.

Ведущий 2. Здравствуйте! Что особого мы друг другу сказали?

Ведущий 1. Просто “здравствуйте!”. Больше ведь мы ничего не сказали.

Ведущий 2. Отчего же на капельку солнце прибавилось в мире?

Ведущий 1. Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Ведущий 2. Оттого, что друг другу мы все улыбнулись!

Ведущий 1. Оттого, что мы сегодня здесь собрались!

Дорогие гости, улыбнитесь соседу слева и справа. Вы сейчас друг другу подарили частичку солнца, хорошего настроения, а значит и здоровья.

Ведущий 2. Всем известна пословица:

“Деньги потерял – ничего не потерял,
Время потерял – много потерял,
Здоровье потерял – все потерял!”

Почему так говорят? (Ответы детей)

Ведущий 1. Сегодня мы еще раз вспомним компоненты здоровья и выясним, что мешает человеку быть здоровым. Как вы думаете, что такое здоровье? (Ответы детей и зрителей)

Можно раздать карточки с позитивными аффирмациями о здоровье: “Здоровье -

  • это когда ты готов выполнить любую работу””.
  • это когда у человека хороший аппетит”.
  • это когда ничто не мешает радоваться жизни”.
  • это гармония”.
  • это выносливость”.
  • это когда тебе хорошо”.
  • это когда ничего не болит”.
  • это когда человеку хорошо и комфортно”.
  • это слово “здорово!”.
  • это красота”.
  • это сила”.
  • это гибкость и стройность”.

Правильно! Здоровье – это самое дорогое, самый драгоценный дар, который получил человек от природы.

Ведущий 2. Уважаемые ребята, мы предлагаем вам путешествие по городу Здоровье.

Желаем успехов! Поехали!

Дети выполняют дыхательное упражнение “Паровозик”: Ходить, делая движения руками и приговаривать: чух – чух-чух!

Улица Питания – Встречает Веселый Молочник(ученик 10-го класса).

Веселый Молочник

– Здравствуйте ребята! Узнали, кто я?! А сейчас я проверю, как вы знаете пословицы и поговорки о здоровье, для этого вам нужно подумать и закончить предложение:

  • Береги платье снову, а здоровье … (смолоду).
  • Болен – лечись, а здоров – …(берегись).
  • Двигайся больше – проживешь… (дольше).
  • Лук семь болезней…(лечит).

Веселый Молочник:

– Молодцы! Разминка закончена. Чтобы моя корова давала полезное в и вкусное молоко, она ест сочную и свежую траву. А чтобы вы были здоровыми и хорошо учились надо употреблять в пищу полезные продукты. Отгадав загадки, вы узнаете эти продукты.

Загадки:

1. Длинный, зеленый
Свежий, соленый (огурец)

2. Само с кулачок,
Красный бочок.
Тронешь пальцем – гладко,
А откусишь – сладко (яблоко)

3. Сидит бабка на грядке
Вся в заплатках,
Кто ни взглянет –
Всяк заплачет (лук)

4. Каждый листик, как ладошка,
Схож он с бусами немножко.
Был зеленым, а поспел он –
Стал янтарным, красным, белым (виноград)

5. Раскололся тесный домик на 2 половинки.
И посыпались в ладошки бусинки – дробинки (горох)

6. Круглый бок, желтый бок
Сидит на грядке колобок.
Врос в землю крепко
Что же это? – (репка)

Веселый Молочник

– Чем полезны для людей эти продукты? (ответы детей)

Правильно! Ягоды, фрукты и овощи – это основные источники витаминов и минеральных веществ. Большинство витаминов не образуются в организме человека и не накапливаются, а поступают только вместе с пищей. Основные группы витаминов: водорастворимые (С В1 В2 В3) и жирорастворимые (А Д Е). А я знаю, что вы очень любите чипсы и газированную воду, жевательную резинку и чупа–чупсы. Если вы внимательно прочтете состав этих продуктов, то увидите следующие обозначения:

(Напечатано на карточках или используется мультимедиа)

Е-150 – красители (способствуют заболеваниям желудочно-кишечного тракта)

Е-450 – солеплавители (ведут к хрупкости костей и отложению камней в почках)

Е-621 – усилитель вкуса (вызывает слепоту, рост раковых опухолей)

Е-950 – ароматизаторы (провоцируют астму)

На прощание я вас хочу угостить вкусным и свежим молоком (наливает каждому участнику в одноразовые стаканчики немного молока).

Дети под руководством взрослого ведущего выполняют дыхательное упражнение

“Лыжник”: Вдох. Выдох через нос с произношением звука М –М –М -М.

Улица Движений – встречает детей Клоун Вася (родитель).

Клоун Вася

– В далекие времена для того, чтобы прокормиться, нашим предкам приходилось много ходить, бегать, охотиться. Сама жизнь ставила условие: чтобы не умереть, надо было двигаться. Сегодня фраза “Движение – это жизнь” остается верной. Почему? (ответы детей)

Правильно! При движении кровь перемещается в организме с большей скоростью и лучше снабжает клетки кислородом, питательными веществами – обмен веществ улучшается, укрепляется дыхательная система и сердце.

Конечно же вы меня узнали! Я клоун Вася. Моя формула здоровья – это смех, хорошее настроение и игра! Предлагаю поиграть в игру “Зонтики” (зонтик 3 шт, музыка). У меня в цирке есть любимые друзья – животные. Сейчас вам предлагаю их изобразить, используя мимику и движения. Достает игрушки, изображающие зверей, а дети показывают животных под музыку: лису, кошку, медведя, зайца, цаплю, обезьяну.

Улица Закалка – Встречает ребят Елена Малышева ведущая передачи “Здоровье” (играет роль родительница).

Елена Малышева

– Здравствуйте! Ребята, сегодня наша встреча посвящена закаливанию. Сядьте на стульчики и приступим. Наш девиз: “Если хочешь быть здоров – закаляйся!”.

Может быть, кто-нибудь из вас знает правила закаливания? (ответы детей)

Сегодня я вас расскажу и покажу простейшие приемы закаливания. Поможет мне в этом пупс Ваня………..

Сейчас пробуем еще один способ закаливания – обтирание……

Вам предлагается исправить неверно составленную инструкцию: уберите лишние правила (подчеркнутые ответы являются неверными), а остальные расставить по порядку (номера записаны в скобках).

  • Самыми первыми средствами закаливания являются воздушные и солнечные ванны. (2)
  • Закаливание начинайте сразу с обливания холодной водой.
  • Прежде чем приступить к закаливанию, нужно избавиться от “микробного гнезда” в виде больных зубов, насморка, кашля и т.д. (1)
  • Закаливание нужно начинать после консультации с лечащим врачом. (3)
  • Обтирание водой, ванночки для рук и ног – это самые первые из закаливающих водных процедур. (4)
  • Закаливаться нужно систематически, не пропуская ни одного дня; если заболел, то возвращайся к закаливанию только после выздоровления. (5)
  • Закаливание должно быть постепенным: нужно снижать температуру воды на 1 градус через каждые 2 дня. (6)
  • Температуру воды можно снижать резко, например, с 27 до 20 градусов.

Молодцы! Вы хорошо справились с заданием. Давайте в конце нашего занятии скажем такие слова:

“Я умею думать, я умею рассуждать,
Что полезно для здоровья, то и буду выбирать!”

До свидания! До новых встреч! Будьте здоровы!

Дети выполняют с ведущим дыхательное упражнение “Гуси – лебеди”: на вдохе руки поднять в стороны, на выдохе – опустить вниз с произношением длительного звука ГУ-У-У-У.

Улица Режима дня – Встречает Знайка и Незнайка (мама и сын)

Знайка

– Учеба – это тяжелый труд. И чтобы не переутомиться, нужно правильно организовать свой день. Ответьте мне на такие вопросы:

  1. Сколько должен спать ученик? (от 8 до 10 ч)
  2. Когда вы должны ложиться спать? (не позже 21 ч)

Но если проснуться все – таки тяжело, тогда можно выполнить специальное упражнение

“Просыпаюсь”. Давайте сделаем его. (Все вместе выполняют упражнение)

  • Тянем за верхнюю часть уха вверх.
  • Тянем мочки уха вниз.
  • Взяли сзади за уши и хлопаем ими, прикрывая ушные раковин, как слоны хлопают своими ушами.
  • Лепим пельмени. Массируем край уха от мочки до верхней кромки уха.

Выполняя это упражнение, улучшаем настроение и работу внутренних органов.

Сценка “Режим дня”

Знайка.А ты, незнайка, знаешь что такое режим дня?

Незнайка. Конечно! Режим…Режим – куда хочу, туда скачу!

Знайка. Режим – это распорядок дня! Вот ты, например, выполняешь распорядок?

Незнайка. Даже перевыполняю!

Знайка. Как же это?

Незнайка. По распорядку мне надо гулять 2 раза в день, а я гуляю – 4!

Знайка. Нет. Ты не перевыполняешь его, а нарушаешь! Знаешь каким должен быть распорядок дня?

Незнайка. Знаю! Подъем. Зарядка. Умывание. Уборка постели. Завтрак. Прогулка. Приготовление уроков. Прогулка. Обед – и в школу.

Знайка. Хорошо.

Незнайка. а можно еще лучше.

Знайка. Как же это?

Незнайка. Вот так! Подъем. Завтрак. Прогулка. Второй завтрак. Прогулка. Обед. Прогулка. Чай. Прогулка. Ужин. Прогулка. И сон.

Знайка. Ну, нет. При таком режиме получится из тебя лентяй и неуч.

Незнайка. Не получится.

Знайка. Это почему же?

Незнайка. Потому что мы с бабушкой выполняем весь режим.

Знайка. как это с бабушкой?

Незнайка. А так: половину выполняю я, половину – бабушка. А вместе мы выполняем весь режим.

Знайка. не понимаю, как это?

Незнайка. Очень просто. Подъем – выполняю я. Зарядку выполняет бабушка. Умывание – бабушка. Уборка постели – бабушка. Завтрак – я. Прогулка – я. Приготовление уроков – мы с бабушкой. Прогулка – я. Обед – я.

Знайка. И тебе не стыдно?! Теперь я понимаю, почему ты такой недисциплинированный.

Знайка. Конечно Незнайка неправильно распределил время: прогулка, обед, прогулка. Сплошной отдых. А где же труд? Надо запомнить, что правильное выполнение режима, чередование труда и отдыха необходимы. Они улучшают работоспособность, приучают к аккуратности, дисциплинируют человека и укрепляют его здоровье. Так что, ребята, у кого нет еще режима дня, обязательно составьте вместе с родителями, включая и чередуя все виды своей деятельности.

Ведущий 2. Вот и подошло к концу наше путешествие. Давайте назовем все слагаемые здоровья. (Дети называют: Улыбка + правильное питание + движение + закаливание + режим дня = здоровье)

Ведущий 1. Надеемся, что в вашей жизни найдется место для всех компонентов здоровья. А значит, на ваших лицах будет сиять счастливая улыбка здорового человека.

4 ученика читают стихотворение С. Островского “Будьте здоровы!”

Ты с красным солнцем дружишь,
Волне прохладной рад.
Тебе не страшен дождик,
Не страшен снегопад.
Ты ветра не боишься,
В игре не устаешь,
И рано спать ложишься,
И с солнышком встаешь.
Зимой на лыжах ходишь,
Резвишься на катке.
А летом – загорелый –
Купаешься в реке.
Ты любишь прыгать, бегать,
Играть тугим мячом,
Ты вырастишь здоровым!
Ты будешь силачом!

Раздаются призы за участие: детям – витамины, родителям – носовые платки и полезные советы.