Урок по теме "Виды алгоритмов"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Образовательная: закрепить понятие о линейном, ветвящемся, циклическом алгоритме; закрепить умение составлять алгоритмы разных видов.
  • Развивающая: развивать внимание, память, речь, логическое мышление, интерес к предмету; развивать умение работать с мышью и клавиатурой; формировать навыки самоконтроля.
  • Воспитательная: воспитывать чувство уважения и сотрудничества при работе в группах; воспитание усидчивости, аккуратности, внимательности при выполнении практических работ.

Оборудование:

  • Учебник “Информатика в играх и задачах”. 3-й класс: в 2-ух частях. А.В.Горячев, К.И.Горина, Т.О.Волкова;
  • Карточки с заданиями для индивидуальной и групповой работы;
  • Тетради;
  • Компьютер, проектор, маркерная доска; компьютерная презентация к уроку (в среде MS POWER POINT).

Ход урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учеников
1. Организационный момент. Нам урок пора начать.
Пришло время алгоритмы составлять.
И на трудные вопросы
Вы ответ сумейте дать.
 
2. Сообщение темы урока, целей урока. – Тема нашего урока: “Виды алгоритмов”/

Приложение 1, Слайд 1

На этом уроке мы с вами закрепим понятие “алгоритм”, знания о видах алгоритма.

 
3. Актуализация знаний о видах алгоритма. Пресс-конференция.

– А сейчас мы с вами проведем пресс-конференцию. Дома вы готовили вопросы по видам алгоритма.

1 ученик читает вопросы, подготовленные дома. Остальные ученики отвечают на вопросы
1. Что такое алгоритм? Алгоритм – система точных и полных предписаний (указаний) исполнителю для совершения им последовательности действий, направленных на достижение указанной цели или решения поставленной задачи.

Командой.

2. Как называется каждый шаг в алгоритме?

3. Какие способы записи алгоритма существуют?

4. Какой алгоритм называется линейным?

Словесный, графический, программирование.

Линейный алгоритм-это алгоритм, действия (команды) которого выполняются строго друг за другом.

5. Когда в алгоритме используется ветвление? В алгоритме используется ветвление, если в нем есть команды, которые выполняются не всегда, а при соблюдении некоторого условия.
6. Когда в алгоритме нужен цикл? В алгоритме используется цикл, когда в нем есть шаги, которые нужно выполнять несколько раз до соблюдения некоторого условия.
7. Какой алгоритм называется циклическим алгоритмом с параметром? Если в алгоритме известно число повторений одного и того же действия, то такой алгоритм называют циклом с параметром.
8. Какую команду принято записывать в начале и в конце алгоритма? “Начало” и “Конец”.
Дополнительные вопросы к ученику.

– Придумай условие к данному алгоритму. Слайд 2

– Какой это вид алгоритма? Почему?

Есть нужные билеты?

Ветвящийся, потому что встретились слова “если”, “то”, “иначе”.

4. Работа в группах. – У нас 2 команды. Каждая команда приготовила задание для другой команды.  
– Составьте алгоритм заданного вида, используя карточки с записанными на них командами из файла у вас на столе.

Определите вид алгоритма.

Рисунок 1

Рисунок 2

1 группа – алгоритм с ветвлением, встретились слова “если”, “то”, “иначе”.

2 группа – циклический алгоритм. Встретилась команда “Повторяй несколько раз”.

– Проверьте, правильно ли вы составили алгоритмы. Слайды 3, 4
5. Творческая работа. Отгадайте загадку.

Разные ношу одежды,
Но внутри я, как и прежде:
Карамельна, шоколадна,
И сгущенна, мармеладна,
И с изюмом, и с орешком,
Вместе с кремом, вперемешку…
Во всём мире знают дети,
Нет вкусней меня на свете!
Разверните, посмотрите,
И сразу в рот меня кладите.
Тут уж точно нет секрета.
Как зовут меня? (Конфета.)

 
– Молодцы! Вы правильно отгадали загадку и за это получаете по конфете. Съешьте конфету. Дети едят конфету.
– А сейчас мы с вами составим линейный алгоритм “Съешь конфету”.

1 ученик выйдет к доске, он будет исполнитель, а вы проговорите еще раз команды (по цепочке).

Ученик выполняет действия по командам детей.

Запись алгоритма.

– Какой вид алгоритма изображен на доске? Измените алгоритм так, чтобы он стал полным.

Ветвящийся алгоритм, неполный.

Если в коробке есть конфеты, то я возьму конфету, иначе…

Я останусь без конфеты.

Возьму печенье.

Возьму новую коробку.

6. Постановка проблемы. – Как вы думаете, можем ли мы линейный алгоритм превратить в циклический алгоритм?

– Запишите этот алгоритм.

1 ученик записывает алгоритм на доске.
7. Творческая работа. Составление схемы по тексту.  
– Я вам предлагаю составить блок-схему к тексту.

Слайд 5

Дети составляют блок-схему в своих тетрадях,

1 ученик работает у доски.

– Проверьте выполнение работы на доске. У вас также?

– Сверим работы по образцу.

Слайд 6

Дети проверяют свои работы по образцу.
– Какой вид алгоритма? Почему? Вид алгоритма – ветвящийся. Встретились слова “если”, “то”, “иначе”.
8. Физкультминутка. Приложение 2 Дети выполняют физкультминутку для глаз.
9. Работа с учебником. – Откройте учебник на стр. 18. Прочитайте задание 21.

– Какое условие запишем?

– Выполните работу самостоятельно.

1 ученик читает задание вслух.
– А теперь поменяйтесь тетрадями со своим соседом по парте и проверьте работу.

– Какой вид алгоритма выполняли? Почему?

Дети меняются тетрадями и проверяют работу.

Вид алгоритма – циклический. Встретилась команда “Повторяй несколько раз”.

10. Практическая работа на компьютере. – Помните о правилах работы за компьютером. Ученики пересаживаются за компьютеры.
11. Итог урока. – Какие виды алгоритма мы знаем? Линейный, ветвящийся, циклический, алгоритмы с параметрами.
– Сегодня мы с вами закончили тему: “Алгоритмы”. Более подробно вы будете изучать эту тему в старших классах.

В заключение хочу сказать, что вся наша жизнь – это алгоритм сложной структуры. Я желаю, чтобы каждое ваше действие было обдуманным и приводило к правильному, достойному результату.

Спасибо всем за урок. Вы хорошо потрудились, молодцы!

 
12. Домашнее задание. Инструктаж выполнения. – Вам необходимо составить дома блок-схему к алгоритму, который вы получаете на листочках.

Приложение 3

Дети записывают домашнее задание в дневники.