Интегрированные занятия учителя-логопеда и инструктора физической культуры в кружковой деятельности

Разделы: Работа с дошкольниками


Роль движений чрезвычайно велика. От работающих мышц импульсы постоянно поступают в мозг, стимулируя центральную нервную систему и тем самым способствуя ее развитию. Чем более тонкие движения приходится осуществлять ребенку и чем более высокого уровня координации движений достигает он, тем успешнее идет процесс его психического и речевого развития [9]

Вместе с тем, исследования И.П. Павлова, А. А. Леонтьева, А. Р. Лурии показали: отставание речевого развития нередко сочетаются с отклонениями в физическом, психическом и социально – личностном развитии детей.

У детей с речевыми недостатками отмечается:
– нарушение общей и мелкой моторики,
– заторможенность,
– повышенная утомляемость,
– нарушение координации,
– отставание в возрастных показаниях физических качеств: силы, скорости, ловкости.

Наряду с физическими показателями отмечается отставание в формировании познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления. Все это ставит перед педагогами ряд задач, при исполнении которых, можно добиться максимального коррекционного воздействия.

Ни для кого не секрет, что сочетание речи и движения является очень важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков у детей. Речь и движения очень тесно связаны, дополняют друг друга. Артикулярный аппарат детей укрепляется, развивается фонематический слух, формируется культура речи. Дети учатся вслушиваться в слова, звуки, слышать составные части слова, развивается культура речи, умение контролировать свою речь. Развиваются детские эмоции, которые повышают интерес к занятиям и речи. Поэтому успешное преодоление речевого недоразвития возможно только при условии тесной взаимосвязи в работе учителя – логопеда и инструктора по физической культуре.

Приоритетное направление деятельности нашего учреждения: физическое развитие, коррекция речевых отклонений у детей старшего дошкольного возраста. Многолетняя статистика набора детей в логопедические группы детского сада свидетельствует о разнообразии речевых патологий детей: ОНР второго и третьего уровня, ФФН, дизартрии.

Необходимость дополнительной работы, направленной на исправление наиболее сложных нарушений, подтолкнула к разработке цикла интегрированных физкультурно-речевых занятий, проводимых в рамках кружка совместно учителем – логопедом и инструктором по физической культуре.

Цель. Коррекция речевого развития детей с помощью развития, воспитания и коррекции двигательной сферы.

Задачи.

1. Развитие сенсорного уровня детей старшего дошкольного возраста, организации их речи и движений.

  1. Оптимизация мышечного тонуса. Релаксация.
  2. Формирование речевого и физического дыхания.
  3. Работа по развитию моторики:
    а) общей,
    б) мелкой,
    в) лицевой и артикуляционной.

2. Закрепление познавательно-речевого и грамматического материала.

3. Предупреждение нарушения зрения детей, используя здоровьесберегающие упражнения (зрительная гимнастика).

Основные направления:
– оздоровительное;
– физическое;
– коррекционное.

Было решено применять следующие коррекционно-оздоровительные виды деятельности:

Общеразвивающие упражнения позволяют укрепить опорно-двигательный аппарат, дыхательную и сердечно-сосудистую систему, развивать координацию движений общей моторики и двигательную память, формировать правильную осанку. Подбираются с учетом лексической темы, или в форме игры с речевым сопровождением.

Артикуляционная гимнастика проводится в виде артикуляционных сказок с целью развития функций речедвигательного аппарата, добиваясь усвоения верных артикуляционных поз и преодоления трудностей переключения с одного положения языка на другое.

Пальчиковая гимнастика для тренировки пальцев и кистей рук, развития “ручной умелости”, стимуляции деятельности речевых зон коры головного мозга. Подбираются с учетом лексической темы, с речевым сопровождением.

Дыхательная гимнастика способствует выработке правильного диафрагмального дыхания, развития продолжительности выдоха, его силы и плавности.

Зрительная гимнастика включает в себя упражнения на профилактику нарушения зрения. Также подбирается с учетом лексической темы.

Речевые игры на закрепление лексико-грамматического материала, проходимого на фронтальных логопедических занятиях.

Оздоровительно-развивающие игры применяем для решения двигательных задач, координации речи и движений, снятия психоэмоционального напряжения, воспитания навыка взаимодействия в группе и подчинения инструкциям.

Релаксация включает в себя упражнения на расслабление мышц рук, ног, лица, шеи, туловища, снятие мышечного и эмоционального напряжения. В основном проводится в положении лежа, под музыку.

Учитывая лексические темы, по которым работают логопедические группы и, используя виды деятельности, описанные выше, был составлен перспективный план работы кружка (Приложение 1), который соответствует программе Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной “Логопедическая работа по преодолению фонетико – фонематического недоразвития у детей в подготовительной группе”.

Работа кружка предусматривает небольшую по количеству наполняемость (8–10 человек). Отбираются нуждающиеся в дополнительной коррекции дети, с низким уровнем усвоения программы, с нарушениями моторики. Они обычно не активны на фронтальных занятиях, боятся ответить неправильно, невольно сравнивая себя с более успешными сверстниками, страдают от заниженной самооценки. Поэтому необходимо ставить их в условия “успешности”, что проще сделать в подгруппе примерно одного уровня речевого развития.

Занятия кружка были разработаны в виде игры – путешествия, объединенными одним сюжетом, чтобы дети воспринимали их скорее как развлечение, а не как обучение. В гости к детям приходит персонаж – клоун Клепа, кукла, изготовленная из резины и ткани, с подвижными руками и ногами. Клепа выполняет задания и упражнения вместе с детьми, пытается разобраться с понятиями. Помогая ему справится, ребята стараются выполнять все максимально хорошо, пытаясь быть примером.

В занятиях присутствует рациональное сочетание статических и дидактических нагрузок, что особенно важно для детей с нарушением речи, которым необходима частая смена деятельности, закрепление и повторение пройденного материала.

Занятия проводятся еженедельно, с последней недели сентября по первую неделю мая. Конспекты занятий № 1, 2 представлены в Приложении 2, Приложении 3. В мае месяце проводится обследование моторики и речи.

В результате данного курса дети, посетившие от 50% до 100% занятий, значительно улучшили свои показатели в речевом развитии. Следует отметить, что в упражнениях, напрямую связанных с развитием моторики: тесты на развитие мелкой моторики и графических навыков, нормативы общего физического развития, развитие подвижности артикуляционного аппарата, результаты детей данной группы соответствуют возрастной норме или очень близки к ней. Так же, обращает на себя внимание, возросшая познавательная и речевая активность детей, как на занятиях кружка, так и на фронтальных занятиях основной программы логопедических групп. У детей, которые по ряду причин не посетили большинство занятий кружка, присутствовали не регулярно, увеличение познавательной и речевой активности не отмечено.

Занятия кружка “Речевичок” помогли достигнуть поставленной цели благодаря систематичности, продуманности и целенаправленности данного вида работы. Анализ результатов указывает на необходимость их продолжения с нуждающимися детьми подготовительных логопедических групп, и позволяет рекомендовать подобные виды коррекции для интегрированной работы учителей – логопедов и инструкторов по физической культуре.

Список литературы.

  1. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопр. психологии. – 1986. – 6. – С.75 – 78.
  2. Коровина И.М. Совершенствование двигательных навыков у детей в упражнениях и играх с использованием элементов соревнований и творческих заданий // Физическая подготовка детей 5-6 лет к занятиям в школе. – М., 1984.
  3. Лескова Г.П. Роль умственной деятельности в освоении детьми физических упражнений // Педагогическая практика студентов по курсу “Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста”. – М., 1984.
  4. Лапп Е.А. Зрительная гимнастика на занятиях учителя-логопеда. “ Логопед в детском саду” № 8 2008 год.
  5. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. – М., 1986.
  6. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М.: Издательский центр "Академия" 2001. – 368с.
  7. Степаненкова Э.Я. Воспитание творческой направленности деятельности детей старшего возраста в подвижных играх // Роль физического воспитания в подготовке детей. – М., 1980.
  8. Харченко Т.Е. Утренняя гимнастика в детском саду. Упражнения для детей 5–7 лет.
  9. Шишкина В.А., Мащенко М.В. “Какая физкультура нужна дошкольнику”.