Интегрированное мероприятие по МХК, литературе и искусству "Там шепчутся белые ночи…"

Разделы: Литература, МХК и ИЗО


Экскурсия по г.Санкт-Петербургу, посвященная его предстоящему юбилею, 200-летию Победы в Отечественной войне 1812 года.

Цели: познакомить учащихся с историей и культурой Санкт- Петербурга; расширять их кругозор; поддерживать интерес к истории, культуре и литературе родного края страны; воспитывать патриотизм у старшеклассников: развивать их, повышая культурный уровень.

I. Организационное слово учителей

– Здравствуйте, дорогие старшеклассники и гости. Вашему вниманию предлагается экскурсия по второй столице нашей страны – городу Санкт- Петербургу, который отмечает в этом году свое 309 - летие.

– Сегодня мы погрузимся в атмосферу культурной столицы, почувствуем аромат трех столетий, услышим диалог нескольких культур. Эпиграфом к воображаемому путешествию послужит стихотворение А.Ахматовой «Летний сад». (Читает М.Бычкова) [2]

II. Экскурсия по городу (архитектура)

Ведущий I: –Здравствуйте, наши экскурсанты! Считается, что в начале века в Петербурге оживал дух классицизма, дух уважения к преданию, дух строгости и стройности, который нашел отражение прежде всего в архитектурном облике города.

Ведущий II: – Мы предлагаем вам вместе с нашими экскурсоводами переместиться на Дворцовую площадь.

Экскурсовод - Сафиуллина Диана

Грандиозный и величественный архитектурный ансамбль Дворцовой площади возникает с середины 18 века и ныне занимает площадь около 8 гектаров. Ее северным рубежом является Зимний дворец, южным - полукружие здания Главного штаба с прорезной Триумфальной аркой, восток обрамляет здание Штаба Гвардейского корпуса. Визуальным центром Дворцовой площади является Александровская колонна.[4]

Чтение стихотворения В.Брюсова «Александрийский столп» (Хохлова Е.) [2]

Ведущий II: - Следующее архитектурное сооружение – Исаакиевский собор (Крюкова А.) Исаакиевский собор, построенный по проекту Огюста Монферана, и вправду можно считать центром Петербурга - его золотой купол виден даже с Финского залива, высота храма составляет 101,5м, что делает его самым высоким и величественным храмом России. (Так, золочение грандиозного главного купола Исаакия и куполов пяти его колоколен обошлось государевой казне в 100 кг червонного золота). Восхождение по старинной круговой лестнице (562 ступени) на колоннаду этого храма позволяет туристам с высоты 43 м. обозревать удивительную панораму всего города со смотровой площадки. По православным праздникам и воскресениям Исаакиевский собор может вмещать до 12тыс. прихожан. [4]

Чтение стихотворения И.Бунин «Просыпаюсь в полумраке» (Сафиуллина Д.) [2]

Ведущий I: -Прошу обратить внимание – Казанский собор (Прокопчук Л.)

Именно так - легкость и свобода - отметил Осип Мандельштам главное в Казанском соборе. Раскрытая в сторону Невского проспекта величественная колоннада в 96 колонн напоминает и распахнутые объятия друга, и могущественные крылья огромной птицы. Собственно эта колоннада и является архитектурным «козырем» Казанского собора. С одной стороны, она призвана напоминать величие собора Святого Павла в Риме, к чему стремился Павел I. [4]

Чтение стихотворения Б.Лившица «Казанский собор» (Хохлова Ю.) [2]

Ведущий II: - Следующий храм – Спаса-на-Крови (Борисова А.)

Этот Собор Воскресения Христова на Крови действительно возведен на месте покушения на цареубийство в 1881 году членом «Народной Воли» террористом И.Гриневицким. Часть тротуара, где была пролита кровь Александра II, вошла в пространство храма. Еще одним знаком, имеющим отношение к истории смертельного ранения государя, является «говорящая» высота собора - 81 метр, что указывает на дату - 1881 год.[4]

С приходом советской власти собор закрывают и даже решают его уничтожить. Остановила этот произвол война, во время которой в храме был устроен морг. Во время войны одна из авиационных немецких бомб попала в купол, под благословляющую руку Христа, и застряла там. Бомба осталась незамеченной в течение 40 лет и была извлечена лишь в 80-ые годы.

После 1945 года директор «Исаакия» Георгий Бутиков добивается принятия Спаса-на- Крови на баланс музея и организацию в нем его филиала. Так был предотвращена потеря исторического памятника и начаты работы по его восстановлению и реставрации. Через 90 лет Спас-на-Крови открылся для всех – 1997 год, а в 2004 году в нем была отслужена литургия, восстановившая с промежутком в 70 его православную сущность.

Сейчас в соборе проводят службы по редким праздничным дням, в остальное время Спас- на крови «работает» музеем мозаики. Здесь располагает одно из самых больших собраний мозаичного искусства на площади свыше 7кв. км, а также коллекции цветных поделочных камней.[4]

Ведущий I: Наша следующая остановка – Летний сад (Собянина Д.)

Звучит песня Б.Гребенщикова «Под небом голубым».

Обустраивая свой город, самодержец Всея Руси Петр I, кроме нужд военных, строительных и морских, имел идею создания собственной Летней резиденции, ему и принадлежит проект первой планировки Летнего Сада от 1704 года - самого старинного парка Санкт-Петербурга. За образец был взят, несомненно, Версальский парк, причем, Петр настойчиво хотел превзойти в этом деле своего французского «коллегу» - короля Людовика IV. Французский парк в садово-парковом искусстве отличает четкая планировка, подстриженные кусты и деревья - также зачастую в четких геометрических формах - пирамида, шар, куб. Аллеи в таком регулярном парке должны быть абсолютно прямые, на территории обязательны водоемы, фонтаны, скульптуры и другие виды малых архитектурных форм. [4]

Место для подобного строительства была выбрано удачно - Летний Сад с севера ограничен самой Невой, с запада - Лебяжьей канавкой, с востока - Фонтанкой. Кстати, именно устройством Летнего Сада, а точнее его фонтанов, к сожалению, разрушенных наводнением 1777, Фонтанка обязана и своим именем, и современным гранитным одеянием берегов.

С северной стороны Летний сад должно было отгородить от вплотную подходящей к нему Невы, для чего линия берега была перенесена на 50 метров далее, а на месте укрепленной набережной была возведена известная решетка - шедевр классицизма 18 века. Решетка Летнего сада имеет трое ворот, которыми заканчиваются центральные аллеи сада; 36 гранитных колонн, соединяющие ажурное плетение звеньев основных пролетов, увенчаны вазами и урнами, а в сами звенья вплетены позолоченные розетки. В свое время А.Ахматова писала - "Я к розам хочу в тот единственный сад, где лучшая в мире стоит из оград".

Прослушивание фрагментов из альбома «Времена года» П.И. Чайковского.

Летний сад был любимым местом многих известных людей. Здесь отдыхали Жуковский,Чайковский, Гончаров, Мусоргский, Крылов, Маяковский, Ахматова, Шевченко. В 1833 году недалеко от Летнего сада поселился Александр Сергеевич Пушкин. В саду он гулял и встречался с друзьями.

После двух с половиной лет реставрации 27 мая 2012 года Летний сад торжественно открылся для посетителей.

Ведущий II: - Сейчас вам расскажут о Петропавловской крепости (Погудина К.)

Удивительная судьба уникального защитного сооружения. Задуманная Петром I крепость имела важнейшее стратегическое значение, однако «повоевать» ей не довелось. Зато, собственно, с ее заложения в 1703 году и началась славная и прекрасная история северной столицы.

Петропавловская крепость расположена на маленьком острове - Заячий, который разделяет Неву надвое и уходящую на север острова небольшую протоку.

Петропавловская крепость на плане представляет собой неправильный 6-ти угольник. Сооружение Петропавловской крепости производилось достаточно быстро - военная ситуация того времени требовала интенсивных работ.[4]

Ведущий I: - И вот мы добрались до Медного всадника (Борисова А.)

«Герой и конь сливаются в прекрасного кентавра...» - писал об этом памятнике Петру I на площади Декабристов (ныне Сенатской) Денни Дидро. Но мы с младых лет, благодаря гениальному русскому поэту А.Пушкину, величаем этот монумент - «Медным всадником».

Кстати, есть чудесная легенда, которая легла в основу самой пушкинской поэмы «Медный всадник». Ее действие происходит в 1812году, когда существовала опасность вторжения Наполеона в столицу России. По приказу царя Александра I памятник должны были отвезти для сохранения из города. Некоего майора Батурина тогда преследовал один жутковатый сон - он видел, что фигура Петра съезжает с постамента и движется к Каменоостровскому дворцу царя и обращается к государю со словами, мол, до чего ты довел мою Россию? Но пока я стою на своем месте, этому городу нечего бояться. Отчитав Александра, Петр на коне вернулся назад. Разумеется, после такого сна решение об «эвакуации» памятника было отменено и тогда, и в следующую Отечественную войну 1941/45 гг. - он тоже простоял, охраняя свой город от врагов.[4]

Автор этого проекта Этьен Морис Фальконе проработал над ним в России 12 лет (с 1766года), для чего был приглашен Екатериной Великой по рекомендации того самого Дидро. Автор расположил монумент не в центре площади, а рядом с Невой, куда и смотрит Петр.[4]

Ведущий II: - Следующая остановка – Петергоф (Миронова Е.)

В 10 утра из оскаленной пасти льва взметается по нарастающей столб воды на высоту 21 метр, затем распускающимся, дрожащим на ветру цветком, вырастают 8 струй, исходящих из пастей дельфинов, которые резвятся у ног героя. Этот герой - Самсон, разрывающий пасть хищнику. Это заработал главный фонтан Большого каскада в Петергофе. Его подхватывают по очереди все 64 водомета, освежая водным потоком 255 скульптур, расположенных на этом красивейшем каскаде, украшенном 3-мя водопадными лестницами и каменным гротом.

Эта водная феерия стала уже «визитной карточкой» дворцово-паркового ансамбля «Петергоф», открытого в 1723 году в честь морских побед, распахнувших России выход в Балтику.

Столь знаменательные исторические события должны были быть также знаменательно увековечены и восславлены. Петр I желал видеть свою летнюю императорскую резиденцию «Русским Версалем», что, собственно, и было сделано.[4]

Ведущий I: - Мосты – удивительная особенность города (Тамплон О., Покровская М.)

В черте Санкт-Петербурга находится множество (в сумме 93) рек, рукавов, протоков и каналов (общей длиной ок. 300 км) и около 100 водоёмов (озёр, прудов, искусственных водоёмов), через которые перекинуто ок. 800 мостов, в том числе 218 пешеходных.

Мосты Санкт-Петербурга , особенно разводные, являются уникальными по своей красоте и техническим данным, что несомненно делает их визитной карточкой северной столицы. Туристы со всего мира приезжают в город, особенно в период белых ночей, чтобы полюбоваться на разведенные мосты, которые сотнями огней отражаются в водах Невы. Одними из самых красивых разводных мостов являются Дворцовый и Троицкий.

Чтение стихотворения О.Мандельштама «Адмиралтейство»[1]

Среди мостов города несомненным шедевром является Аничков мост на Невском проспекте через реку Фонтанку.

Поначалу эта скульптурная группа должна была украсить набережную Невы у Академии художеств. Но коней, ведомых юношами, опередили Египетские сфинксы. Тогда две скульптуры коней были установлены на западной части Аничкова моста, а восточную заняли их точные гипсовые копии. Через год Клодт изготавливает взамен них - бронзовые статуи, но они уходят в подарок королю Пруссии. Следующие статуи коней постигает такая же участь - их отправляют королю Сицилии.[4]

К 1850 году на Аничковом мосту появляется 4 статуи, показывающие «покорение коня» в разных стадиях. Сами же «скакуны» покидали свои места на Аничковом мосту только в блокаду и на реставрации к 300-летию города.

Чтение стихотворения В.Нарбута «Аничков Мост» (Тамплон О.) [2]

История самого Аничкова моста богата перестройками и реконструкциями. В 1716 году, по велению Петра I здесь был сделан первый деревянный мост. Деревянная переправа на нынешнем месте Аничкова моста строилась силами инженерного батальона полковника Михаила Аничкова. Посему название моста должно читаться как Аничков.

Во время блокады Ленинграда конные группы были закопаны во дворе Дворца пионеров. На гранитных постаментах были выставлены ящики с засеянной травой. От прямых попаданий бомб мост сильно пострадал. 6 ноября 1942 года 250-килограммовая бомба попала в переправу, отчего 30 метров чугунной решётки и гранитная тумба оказались в Фонтанке.

В современном С.-Петербурге реставрацию Аничкова моста проводили в 2000 г. Но в память о Великой Отечественной войне след от снаряда, повредивший постамент одной из конных статуй, решили оставить.[4]

III. Экскурсия по городу (литература)

Ведущий II: - Вашему вниманию предлагается романс «В лунном сиянии…» в исполнении Мироновой Елены.

Ведущий I: - С именем Петербурга связано еще одно знаменитое место – Невский проспект. Вашему вниманию предлагается фрагмент из повести Н.В.Гоголя «Невский проспект».[5]

Танец «Венский вальс» исполняют Латыпов Д., Водопьянова С.

Чтение стихотворения И.Анненского «Петербург» (Гатауллина)[1]

Ведущий I: - В стихах русских поэтов о Петербурге всегда звучали и благословения, и проклятия. Не только петербуржцы писали о Городе и нев­ских берегах. "Пророки приходят с окраин"... Надо заметить, что самые великие русские поэты не родились в Петербурге, но он стал для них родным. Ясным днем и белыми ночами, на проспектах и темных окраинных улицах поэты разглядели многое. И дворяне, и разночинцы, ходившие в "рассохлых" сапогах…

Ведущий II: - Со дня основания Санкт-Петербург - один из двух духовных центров во всем двой­ственной России. С самого начала в его судьбе было нечто необыч­ное, мистически-таинственное, всеевропейское, всемирное. То, что писалось в нем (и часто о нем), это ведь и есть русская литература в ее движении, развитии, все стремлении к правде.

И если убийственно-непосредственные некрасовские стихи мож­но уподобить работе репортера, то - лишь в том высоком смысле, в каком репортажем из Ада и Рая является и "Божественная комедия" Данте.

Ведущий I: - Была великая "петербургская" проза Пушкина, Гоголя, Достоев­ского, Андрея Белого, позже проза Зощенко и Добычина. Но и в великих русских стихах - тот же трагизм, биение того же напряжен­ного пульса событий. "Блажен, кто посетил! сей мир / В его минуты роковые..." Столетие спустя многие русские стихотворения кажут­ся пророческими. "11етербург" Иннокентия Анненского, "Па башне" и "Медный всадник" Вячеслава Иванова... Многие и многие стихи Александра Блока.

Ведущий II: - Отношение к действительности и отношение к событиям может быть самое разное. Но в стихах, творившихся на протяжении трех столетий, с волнением запечатлены важнейшие мгновения в жиз­ни Города. И великие наводнения, и мятежи, и цареубийства. И вос­стание на Сенатской площади, и гражданская казнь Чернышевско­го, и расстрел 9 января 1905 года, и все три революции, и граждан­ская война, и убийства Распутина и Кирова, и Большой Террор, и блокада. Смерть Пушкина, Блока, Ахматовой...

Ведущий I: - В поэзии, всегда живущей ожиданием, ощущались и страх и жажда перемен. «И всегда в духоте морозной, /Предвоенной, блудной и грозной/ Жил какой-то будущий гул…» Еще ничто не предвещало конца империи и конца имперского Санкт-Петербурга, но смутно мерещилось замедление исторического времени, подобное затишью перед бурей. Нечто верное и важное передано в стихах Валерия Брюсова.

Ведущий II: - Некогда итальянский гуманист Пьетро Аретино, человек льсти­вый, но гениальный, писал живописцу Тициану, что Венеция кажет­ся созданной из несуществующего материала и нарисованной художниками, Тициану подражающими. Конечно, северное диво, чудесное создание зодчих и ваятелей, живет и в живописи, и в гра­фике русских художников. И все же Россия      - страна великой словесности, и образ имперской столицы во всей славе всегда будет жить и воскресать в долговечном, огнеупорном слове поэтов.

Прослушивание песни А.Розенбаума «Город на Неве».

Ведущий I: - Говоря о городе на Неве невозможно не вспомнить о прекрасной поэтессе, чье имя навсегда связано с Петербургом. Анна Ахматова.

Ведущий II: - Случилось так, что Ахматова была со своим городом во все его вре­мена. По счастью, жила долго, и ее уход всё еще невероятен... «По­чти не может быть, / Ведь ты была всегда.." Голос Ахматовой, про­износившей единственно нужные, необходимые, как воздух, слова в суровейшие мгновения, был неизменно звучнее других голосов века. Голос Кассандры, о котором сказано, что он "души расковыва­ет недра". Это был голос Верности и Мужества. "Я всегда была с моим народом / Там, где мой народ, к несчастью, был". Это был и голос Сострадания.

Ведущий I: - И не зря черты Ахматовой запечатлел в аллегоричес­ком образе "Сострадание", изобразил на лондонской церковной сте­пе тот художник-мозаичист, к которому обращены самые жгучие слова ахматовской лирики... Расставшись с любимым на долгие десятилетия, Ахматова сохранила верность Городу и России.

Еще на уте дней, на блаженном и смутно-тревожном рассвете, веря и не смея верить, что становится наследницей всего минувше­го, и "славы и беды", Ахматова предугадала и приняла будущее. Она сама была Музой.

Ведущий II: - Наступили новые времена, в мелькании иных эпох явились и осуществились новые поэты. И, конечно, главным явлением ленинградской, петербургской и вообще русской поэзии конца столетия стало творчество Иосифа Бродского.

Ведущий I: - Свои ранние стихи Бродский разлюбил. И все-таки некоторые из них не умрут, не забудутся.

Ведущий II: - Кто, как ни Бродский, смог отобразить мысли и выразить чувства человека XX века, оценивавшего себя и свое предназначение?

Чтение стихотворения И.Бродского «Мы не пьем вина…» (Покровская М.) [2]

Ведущий I: - Санкт-Петербург и сейчас вдохновляет своих исполнителей и гостей. Неразрывно связано с городом на Неве творчество Виктора Цоя, поэта, исполнителя своих песен.

Ведущий II: - Предлагаем вашему вниманию репортаж с выставки фоторабот Сергея Берменьева, посвященной 50-летию В.Цоя. [6]

Ведущий I: - Огромный отклик в душе современной молодежи нашло творчество певца. Вашему вниманию предлагается танец учащихся 9 класса « Видели ночь».

IV. Экскурсия по нашему городу

Ведущий II: - А знаете ли вы, что архитектура Санкт- Петербурга повлияла на облик нашего города? Сообщение об архитектуре нашего города (Вигонт К.)

Наш город - поэзия весны: рожденный весной и созданный архитекторами Весниными в классических традициях античности, он всегда созвучен этому времени года.

Неоклассицизм - этим понятием в европейском искусстве объединяют развитие традиций классицизма 17-19 веков и оживление этих традиций в 20- м веке. Это стиль и направление, обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Архитектуре этого стиля свойственны строгость формы, ясность пространственного решения, геометризм интерьеров, мягкость цветов и лаконизм внешней и внутренней отделки сооружений (Дворец молодёжи). Архитектуру часто называют застывшей музыкой.

Наш город - это солнце, ядро которого - площадь, а лучи - улицы. Здания украшены бетонными шпилями и дополнены декоративными карнизами (Муз. училище). Главная улица города - проспект Ленина. Слово «проспект» означает прозор, перспектива.

Архитектура Октябрьского насыщена классическими элементами (колонны, портики, фронтоны, вазы). Колонны придают зданиям особую величественность и могущественность (поликлиника №1). Архитектура Октябрьского человечна - она даёт каждому горожанину возможность чувствовать себя уютно и в тоже время ощущать свою значимость в каждом уголке «старого города».

Ведущий I: - И наш город способен вдохновлять, окрылять. Послушайте стихотворение выпускницы 2012 г. Понумаревой Даши «Мой город»:

Я люблю свой город!
Он красив и молод!
Счастливо живу я в нем-
Мой родной и милый дом!
Много мест прекрасных там:
Парк Победы и фонтан,
Дом культуры и музей,
Бесконечный парк аллей!

Ведущий II : - Завершается трехвековой крут Город, трижды переменивший название вернулся к первоначальному: Санкт-Петербург. Будет ли он,нынешний, достоин великого имени? Храни его Господь от новых великих потрясений!.. Но незабвенны дни вселенских катастроф, когда в сердце усиливалась неодолимая тяга к подлинно родному.

Ведущий I: - Когда, по слову Мандельштама, людей влекли не "Соборы вечные Софии и Петра", но сумрачный Исаакий.

Один ленинградский поэт написал в стихах о Пискаревском клад­бище: "Здесь лежит половина города. / И не знает, что дождь идет..." В сущности, потомственных ленинградцев осталось немного. Но важно, что Город, потерявший и многое,и многих, все-таки, в основном, сохранил свои святыни. Дворцы, памятники, мосты.

Ведущий II: - В отличии от Москвы, сберёг архитектурный ансамбль, пусть десятилетиями пребывавший в небрежении, косневший в запустении. И сама ар­хитектура будет воспитательницей и наставницей рождающихся здесь и приходящих сюда [2]

Чтение стихотворения Г.Иванова «Поблекшим золотом…» (Якимова Ю.) [4]

V. Экскурсия (видеотека)

Ведущий II: - Город вдохновил режиссера Оксану Бычкову на создание легкого музыкального фильма «Питер FM», в котором весенний Петербург напоминает Париж. Питер FM – это название музыкального канала, и город, увиденный глазами жителя XXI века, - это не застывший в своей прекрасной архитектуре Петербург Пушкина и не болезненно- желтый город Достоевского, а романтичный современный мегаполис, атрибутами которого является сотовая связь и музыкальный канал, спешащие молодые люди, влюбляющиеся и ищущие друг друга.

Фрагмент из фильма «Питер FM».

Ведущий I: - А в завершении нашей экскурсии послушаем песню «Город на Неве» в исполнении группы «7Б»

VI. Заключительное слово учителей

Сегодня, во время нашей воображаемой экскурсии, мы посетили культурную столицу нашей страны – Санкт- Петербург, познакомились со многими архитектурными шедеврами, послушали стихотворения поэтов XIX–XX веков, которые писали о городе на Неве с любовью.

– Я надеюсь, что те, кто еще не бывал в Петербурге, захотели непременно его посетить, почувствовать дух творчества, который невольно возникает, наверное, у многих, посетивших северную столицу. Все ваши главные путешествия впереди.

Спасибо за внимание.

Литература

  1. Петербург в русской поэзии. XVIII – начало XX в. Составитель М.В.Отрадин – Л., Издательство Лен. Университет, 1988
  2. Санкт- Петербург, Петроград, Ленинград в русской поэзии – С.-П., Лимбус Пресс, 1999
  3. Там шепчутся белые ночи мои, Избранные стихи поэтов серебряного века – Л., Детская литература, 1991
  4. Энциклопедия для детей. Искусство – М., «Аванта +», 1999
  5. Гоголь Н.В. Невский проспект- Л., «Художественная литература», 1976
  6. Молодежная газета от 14.06.2012 г. стр.21

Фоторяд