Звуки [В], [B'] и буква "В, в"

Разделы: Логопедия


Цели: Закреплять знания детей о том, что буква В на письме передает твердый и мягкий согласные звуки [В], [В’]; учить проводить прямые и округлые линии по образцу, печатая буквы; упражнять в согласовании местоимения с существительным, в выполнении творческих заданий; развивать умения сопоставлять, сравнивать, проводить звуковой и слоговой анализы слов; воспитывать самостоятельность и старательность в выполнении самостоятельных заданий, командный дух, коммуникативные умения, любовь к чтению.

Какие два звука живут в домике буквы В? Почему они выбрали этот домик? Расскажи о звуках [В], [В’].

“Твердыш – Мякиш”.

Цель: активизация словарного запаса, развитие звукового синтеза.

Дети делятся на две команды. Придумывают своим командам названия: первая – на [В], вторая – на [В’]. За большее количество версий получают по одному очку.

Педагог называет слог с определенным звуком; дети каждой команды по очереди додумывают слово до конца.

Например, ВА – вагон, ваза, ватрушка…

1. Повтори скороговорки, назови в них слова со звуками [В], [В’]. Нанеси на рисунке штриховку по образцу.

“Тараторщики”.

Цель: Развитие умения выделять звука из фраз, вырабатывать командный дух и четкость звукопроизношения.

Дети делятся на две команды.

Педагог читает скороговорку на заданный звук и просит детей определить звук, который чаще других встречается во фразе, и повторить каждого играющего скороговорку. Бал получает та команда, игроки которой безошибочно и четче произнесут скороговорку.

– Варвара варенье доваривала, ворчала да приговаривала.

– Проворонила ворона вороненка.

– Ваня в гостях у Вали, Валя в гостях у Вани.

2. Обведи по контуру и допиши букву В.

Определите, любит ли загорать буква В: поворачивается она к солнышку или отворачивается от него? Вывод: буква В не любит загорать. Давайте ей поможем и спрячем солнце за тучку. Нарисуйте справа от солнышка синюю тучку так, чтобы тучка оградила букву “В” от солнышка.

Для закрепления правильного написания буквы В предлагаем выучить стихотворение:

В – похожа на очки:
Справа палочки – крючки.

Перед выполнением данного задания рекомендую провести пальчиковую гимнастику.

Сова мылом мыла лапку,
Каждый пальчик по порядку.
Вот намылила Большой,
Сполоснув потом водой.
Не забыла и Указку,
Смыв с него и грязь и краску.
Средний мылила усердно:
Самый грязный был, наверно.
Безымянный – терла пастой:
Кожа сразу стала красной.
А Мизинчик
быстро мыла:
Очень он боялся мыла.

3. Прочитай. Объясни, почему слова написаны с большой буквы? Придумай предложения с данными словами. Выполни звуковой и слоговой анализ слов, поставь ударение, придумай предложения.

Ваня, Вася, Витя, Вика, Вова, Савва – получили профессии: повар, воспитатель, проводник вагона, врач.

“Знаете ли вы?”

Цель: закрепление формы существительных винительного падежа.

Дети делятся на две команды, и им предлагают вспомнить, какие у людей могут быть профессии, а затем задать своим соперникам вопрос: “Что нужно людям данной профессии для работы?”. Соперники отвечают полными предложениями.

Например, что нужно Ване – парикмахеру для работы, используя слово “Знаете ли вы, что для работы Ване – парикмахеру нужны ножницы, расчески, фен…”

Аналогично придумываются профессии другим персонажам.

4. Игра “Любопытная Варвара”.

Цель: Развитие умения вспоминать слова на заданный звук.

Дети стоят по кругу. Педагог (впоследствии, ведущий или следующий играющий) бросает мяч и задает вопрос. Поймавший мяч, отвечает на вопросы словами, которые начинаются на заданный звук.

Например, В (В’).

– Как зовут твоих друзей?

– Вася (Витя)!

– Какая у Васи (Вити) фамилия?

– Волков (Веселкин).

– На какой улице живет Вася (Витя)?

– На улице Вахтангова (Веснина).

– Что любит есть?

– Творог (вишню).

– Какая у Васи любимая игрушка?

– Любимая игрушка Васи (Вити) – волчок (вертолет).

– Как Вася (Витя) назвал своего кота?

– Кота Вася (Витя) назвал Воронок (Ветерок).

– Какое животное понравилось ему в зоопарке?

– Волк (верблюд).

– Чей хвост понравился больше всех?

– Павлиний (коровий).

– Какие цветы любит рисовать.

– Василек (вьюнок).

– О жизни каких птиц любит читать Вася (Витя)?

– О вороне (о свиристели).

5. Разгадай ребусы.

“Дети капитана Врунгеля”.

Цель: закрепление согласования притяжательных местоимений с существительными.

Дети разгадывают ребусы и с каждым словом, используя слова “мой, моя, мое, мои”, по очереди придумывают предложения– небылицы, начиная их словами: “Представляете, однажды…” Например, “Представляете, однажды мой рукав сам убежал гулять на улицу”, “Представляете, однажды моя корова пела песню о лете”.

Отгадки: Вова, ива, витрина, рукав, восемь, ворота, воротник, клюква, провоз, раковина, корова.

6. Физкультминутка.

Топни правою ногой, вправо шаг, на месте строй!
Топни левою ногой, влево шаг и снова стой!
Повернись направо к другу, правую дай руку другу,
Повернись налево к другу, левую дай другу руку.

7. Переставь буквы, чтобы получилось слово, и напечатай его.

Асов – … (сова), аазв – .., твни – …, нзов …

8. Нарисуй картинки, в названии которых слышатся звуки [В], [В’].

“Поможем Золушке”.

Цель: Развитие умения выделять первый звук, дифференцировать понятия твердые и мягкие согласные.

Оборудование: две корзины, предметные картинки на звуки [В] и [В’].

“Злая мачеха дала Золушке задание: разложить одежду в шкафах, игрушки на полках и т.п.). В синий шкаф ту, названия, которых начинаются – на твердый согласный, в зеленый – на мягкий согласный. Давайте разделимся на две команды и поможем ей, иначе она не успеет на бал!”

Дети делятся на две команды, выполняют задание, и каждая команда по очереди объясняет свой выбор.

9. Подведение итогов занятия.

С какими звуками и буквой познакомились?