Программа дополнительного образования "Бумажное царство"

Разделы: Внеклассная работа


Срок реализации: 1 год.

Возраст: 9-12 лет.

«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончике их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерство в детской ладошке, тем умнее ребенок»
Сухомлинский В.А.

Пояснительная записка

Задача воспитательной работы – забота о нравственном воспитании наших детей, об их физическом и умственном развитии, о воспитании трудолюбия, о развитии способностей, эстетических дарований. Вопрос в том, как пробудить способности к жизни и как помочь им развиться. Поэтому необходимо уделять огромное влияние выявлению и созданию условий для развития способностей каждого ребенка с учетом его интересов и наклонностей.

Одним из любимых детьми видов деятельности являются занятия с бумагой. В листочке бумаги скрыты многие образы: и кораблик, бабочка, животные и другие интересные вещи. В руках ребенка бумага оживает. Сколько радости! Дети испытывают чувства эмоционального комфорта, ощущение радости, ни с чем несравнимое чувство удовлетворения от выполненной своими руками поделки. Такая игрушка мила сердцу, с ней играют, ее бережно берегут. Бумажные игрушки приобретают все новых и новых друзей, сложенных из бумаги. Как и в любой игре, главное удовольствие здесь - процесс, а не конечный результат.

Оригами – древнее японское искусство складывания бумаги. Искусство оригами – интригующая загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги.

Значение оригами для развития ребенка

  • Учит детей различным приемам работы с бумагой (сгибание, складывание, надрезание, склеивание);
  • Развивает у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера;
  • Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям;
  • Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;
  • Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: квадрат, круг, треугольник, угол, сторона, вершина, при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами;
  • Развивает пространственное воображение;
  • Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию;
  • Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.

Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделка, но и бумажные для повседневного обихода предметы (подставки под карандаши, вазы, корзинки и т.д.).

Любая работа с бумагой не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества.

В оригами огромный диапазон уровней сложности. Одним из таких уровней является «Модульное оригами». Это искусство является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач.

В программе предусмотрено не только постепенное усложнение материала, по и постепенное изменение видов работ: от создания фигурок до сочинения сказок, коллективных работ, сказочных персонажей с последующей драматизацией.

Занятия модульным оригами – уроки практического жизненного опыта, освоения и постижения окружающего мира, красоты и гармонии. Нет предела творчеству, ибо творчество – это та самая детская игра, которая сумела выжить во взрослом человеке.

Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, предусматривает развитие изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Основные идеи программы

Одно из условий освоения программы «Бумажное царство» – стиль общения педагога с детьми и на основе личностно-ориентированной модели. Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач. Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежат деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ.

На занятиях происходит тесное переплетение нескольких областей интересов. На занятиях кроме техники овладения оригами, дети углубляют свои познания о природе и географии.

Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным.

С первых же занятий дети начинают понимать, что понятие «мусор» для творца не существует. Любой предмет, любая находка могут быть преображены ими и стать художественным произведением. Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановки, что способствует выявлению индивидуальности каждого.

Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала.

Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.

Во время занятий оригами для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы можно использовать аудиозаписи со звуками живой природы. В результате этого, у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений. Ведь всем известно, что музыка влияет на эмоциональное состояние и настроение человека.

Цель программы:

  • всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей,
  • создание условий для самореализации ребенка в творчестве,
  • расширение кругозора.

Задачи программы:

Обучающие:

  • Знакомство с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;
  • Формирование умения следовать устным инструкциям, читать схемы изделий;
  • Обучение различным приемам работы с бумагой;
  • Знакомство с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства;
  • Формирование образного, пространственного мышления и умение выразить свою мысль с помощью объемных форм;

Развивающие:

  • Развитие внимания, памяти, пространственного воображения;
  • Развитие мелкой моторики рук и глазомера;
  • Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей;
  • Развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству;

Воспитательные:

  • Воспитание интереса к искусству оригами;
  • Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков;
  • Коррекция поведения, формирование умения общаться друг с другом, работать в коллективе, помогать друг другу и получать радость от общения.

Организационные принципы

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 9-12 лет.

Сроки реализации программы: 1 год (36 ч).

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 мин.

При формировании группы учитывается возраст, уровень развития ребенка. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного усвоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Оптимальное количество детей в группе должно быть не более 6-8 человек.

Учитывая комплексный подход к развитию ребенка, занятия ведутся во взаимосвязи с работой психологов, логопедов и педагогов других коррекционных занятий.

Формы и методы обучения:

В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, праздники, конкурсы и другие.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:

  • Словесные (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
  • Наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу);
  • Практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • Объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • Репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  • Частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
  • Исследовательский – самостоятельная творческая работа.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:

  • Фронтальный – одновременная работа со всеми;
  • Индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
  • Групповой – организация работы в группах;
  • Индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Место педагога в деятельности по обучению детей, работе с бумагой, меняется по мере развития овладения детьми навыками конструирования.

Информационный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед конструированием игрушек, так и во время работы.

Программа «Бумажное царство» предусматривает участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.

Характеристика ожидаемых результатов

Должны знать:

  • Что такое оригами;
  • Историю возникновения оригами;
  • Основные приемы работы, способ складывания базового треугольника.
  • Название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов.
  • Приемы складывания модулей;
  • Правила техники безопасности;

Должны уметь:

  • Подбирать бумагу нужного цвета;
  • Пользоваться чертежными инструментами, ножницами:
  • Выполнять разметку листа бумаги;
  • Пользоваться схемой, технологической картой;
  • Собирать игрушки – «оригамушки»;
  • Анализировать образец, анализировать свою работу;
  • Составлять композицию из готовых поделок.
  • Уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку.

Должны овладеть навыками:

  • Разметки листа бумаги;
  • Складывания базового модуля
  • Резания;

Кроме того, воспитанники разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомера; художественный вкус, творческие способности и фантазию; получат дополнительные сведения о месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека, об истории их возникновения и развития. улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Формы подведения итогов реализации программы

  • Составление альбомов готовых поделок, книжек – раскладушек с фотографиями работ.
  • Проведение выставок работ.
  • Участие в выставке детского прикладного и технического творчества.

Общий план занятий

Почти все занятия строятся по одному плану. На каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки, сведения о животных, птицах, насекомых и т.д. Все занятия объединены в несколько тем (насекомые, фрукты, овощи, новогодние игрушки, сказочные герои и т.п.).

  1. Подготовка к занятию (установка на работу, обратить внимание на
    инструменты и материалы, лежащие на парте).
  2. Повторение пройденного (выявление опорных знаний и представлений):
    • повторение названия базовой формы (модуль, виды модулей);
    • повторение действий прошлого занятия;
    • повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники
      безопасности.
  3. Введение в новую тему: загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории и т.п.);
    • показ образца;
    • рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали; дополнительные детали, их парность и расположение по отношению к основной; способ соединения деталей; отделка готовой фигурки)
    • повторение правил техники безопасности.
  4. Практическая часть:
    • показ учителем процесса изготовления поделки (работа по схеме, технологической карте - в зависимости от уровня подготовки и сформированности навыков);
    • самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической карте;
    • оформление, отделка игрушки, приклеивание ее на фон или в композицию;
    • анализ работы учащегося (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика).

Полностью текст работы приведен в Приложении.