"Кодирование информации". 5-й класс

Разделы: Информатика

Класс: 5


Раздел программы: Информация вокруг нас.

Тема урока: Кодирование информации.

Цель урока: Освоение способа кодирования и декодирования информации.

Задачи урока:

образовательные:

  • активизация и закрепление знаний по теме «Действия с информацией»;
  • знакомство учащихся с многообразием кодов, окружающих человека;
  • контроль уровня знаний, умений и навыков учащихся по теме «Способы кодирования информации»;
  • пропедевтика новых понятий: код, кодирование, декодирование.

развивающие:

  • развитие логического мышления – умений выделять главное, существенное; обобщать имеющуюся информацию:
  • развитие внимания, воображения, наблюдательности;
  • развитие навыков самостоятельной работы.

воспитательные:

  • формирование познавательной потребности, интереса к предмету;
  • формирование чувства коллективизма;
  • повышение грамотности устной речи учащихся;
  • воспитание информационной культуры учащихся.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Вид урока: комбинированный.

Метод обучения: проблемный, дифференцированный.

Форма учебной работы:

  • фронтальная работа;
  • практическая работа;
  • групповая работа;
  • индивидуальная работа.

Обоснование метода обучения и форм работы:

Перечисленные выше метод обучения и формы работы:

  • помогают активизировать внимание учащихся;
  • создают обстановку сотрудничества, взаимопомощи;
  • служат формированию у обучаемых творческого подхода к решению задач, четкости и организованности, умения оценить свою деятельность.

Оформление кабинета: стенд – плакаты «Хранение информации», «Передача информации», «Обработка информации» «Правила поведения в кабинете информатики», «Техника безопасности» из комплекта плакатов по информатике для 5-7 классов.

Средства обучения:

  1. Босова Л.Л. Информатика: учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  3. Босова Л.Л. Преподавание информатики в 5-7 классах, 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
  4. Электронное издание образовательного назначения: “Мир информатики» – 4 год обучения, раздел “Кодирование как способ обработки информации”.
  5. Технические средства обучения: персональные компьютеры.
  6. Раздаточные материалы: зачетные книжки (Приложение 1); модель клавиатуры.
  7. Презентация «Кодирование информации».

План урока:

  1. Организационный момент – 3 мин.
  2. Актуализация знаний по теме «Действия с информацией» – 5 мин.
  3. Объяснение нового материала – 10 мин.
  4. Контроль уровня знаний, умений и навыков по теме «Кодирование информации» – 10 мин.
  5. Физкультминутка – 2 мин.
  6. Практическая работа за компьютером – 12 мин.
  7. Подведение итогов. Домашнее задание – 3 мин.
  8. Рефлексия (самооценка).

Ход урока

I. Организационный момент

Здравствуйте! Я очень рада всех вас видеть. Улыбнемся друг другу и начнем урок. Ребята, давайте посмотрим на экран, здесь написана тема сегодняшнего урока. Прочитайте тему! (дети читают).

(Слайд 1)

Тема: Rjlbhjdfybt byajhvfwbb.

? – Как выдумаете, что зашифровано? (Ответ не знают)

У вас на столах лежат подсказки – модель клавиатуры, с помощью которой вы сможете отгадать тему сегодняшнего урока (тема урока записана русскими буквами с помощью латинского алфавита).

Групповая работа 1 ряд – 1-е слово, 2 ряд – 2-е слово.

Действительно, тема нашего урока: КОДИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ Она напрямую связана с темами предыдущих уроков.

Запишем тему урока в тетрадь (учащиеся записывают тему урока в тетрадях)

? – Судя по теме урока, какую задачу поставим перед собой? Чему вы должны научиться на уроке? (научиться понимать закодированные записи, кодировать информацию).

Да, действительно, сегодня на уроке мы будем учиться кодировать и декодировать, т.е. расшифровывать разные виды информации. Познакомимся с многообразием кодов, окружающих нас в повседневной жизни.

(Слайд 2)

Существует наука, которая занимается изучением кодов, называется криптология.Если вас заинтересует тема сегодняшнего урока, то вы можете найти дополнительную информацию в библиотеке или в сети Интернет.

Прежде чем приступить к знакомству с новой темой, повторим материал, изученный на предыдущих уроках.

Приготовьтесь, пожалуйста, внимательно слушать и активно работать. Сегодня вы сможете сами оценить свою работу на уроке. Перед вами на столах лежат зачетные книжки (ПРИЛОЖЕНИЕ 1), в которые вы будете проставлять оценки на каждом этапе работы на уроке.

II. Актуализация знаний по теме «Действия с информацией»

(Слайд 3)

Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

? – Что такое информация? (Информация для человека – это знания, которые он получает из различных источников).

? – Какие виды информации вам знакомы? (текстовая, числовая, звуковая, графическая).

? – Какие действия можно совершать с информацией? (по­лучение, передача, хранение, об­работка и др).

? – Как человек хранит информацию? (на разных носителях).

? – Какие носители информации вы знаете? (бумага, диски, дискеты, флэш-карты и др).

? – Как происходит передача информации? (от источника информации к приемнику через информационный канал (биологический или технический)).

Визуальная проверка домашнего задания РТ: №6 с.12 с последующим обсуждением (Приложение 2).

? Какой характер передачи информации представлен в первом случае? (односторонний). Приведите пример двусторонней передачи информации (учитель – ученики).

? – Является ли природа источником информации для человека? Приведите примеры передачи информации в живой природе. (Свет и тепло солнечных лучей указывают растениям, когда нужно распускать почки, а когда сбрасывать листву на зиму; Пчела, нашедшая цветущую поляну, сообщает об этом своим собратьям с помощью «танца» и т.п.).

Оценивание своих знаний в зачетной книжке ученика: давал правильные ответы – 5, учитель поправлял мой ответ – 4, не отвечал – пустая клетка.

– Молодцы! Вижу, что вы хорошо подготовились к уроку!

А теперь перейдем к знакомству с новой темой.

III. Объяснение нового материала (с показом презентации)

(Слайд 4)

Итак, ребята, передаваемая информация может поступать от источника к приёмнику с помощью условных знаков

(Слайд 5)

Это могут быть сигналы самой различной физической природы: тепловые, звуковые, электрические, световые. Это могут быть сигналы в виде жестов, которые мы иногда используем в общении, это наши движения и слова.

Однако, для того, чтобы произошла передача информации, приемник информации должен не только получить сигнал, но и расшифровать его.

(Слайд 6)

Рассмотрим следующие примеры и попробуем расшифровать сигналы.

? – О чем нам сообщает звонок будильника? (пришло время просыпаться и собираться в школу)

? – А звуковой сигнал телефона? (кому-то нужно с вами поговорить)

? – Школьный звонок? (начался урок или долгожданная перемена)

Совершенно верно!

(Слайд 7)

Чтобы люди понимали одинаково значение того или иного знака, нужно заранее договариваться, проще, говоря требуется разработка кода. Так что же такое код?

(Слайд 8)

Код – это система условных знаков для представления информации.
Кодирование – процесс представления информации с помощью кода.

Множество кодов очень прочно вошли в нашу жизнь.

(Слайд 9)

  • Для общения в нашей стране используется код – русский язык

(Слайд 10)

  • Код используется для оценки знаний в школе: 2 – код плохих знаний, 3 – удовлетворительных, 4 – хороших, 5 – отличных знаний.

(Слайд 11)

  • С помощью нотных знаков кодируют любое музыкальное произведение.

(Слайд 12)

  • Правила дорожного движения кодируются с помощью графических рисунков – дорожных знаков.

(Слайд 13)

  • Следующий пример из жизни – это индекс на почтовом конверте. В данном случае код записан с помощью цифр. У каждого города и населенного пункта есть свой индекс. Работники почтового отделения, зная эти кодировки, отправят письмо по назначению.

(Слайд 14)

Рассмотрим еще несколько интересных примеров кодирования информации.

  • Азбука Брайля
  • Азбука Морзе

Азбука Брайля. Луи Брайль – французский педагог разработал специальную азбуку для незрячих людей. Каждая буква алфавита закодирована определенным образом. Она занимает два столбика, в каждом из которых выдавлены три точки. С помощью кончиков пальцев рук люди могут читать.

Следующий способ кодирования – азбука Морзе. Используется для передачи информации с корабля на берег. На слайде вы можете увидеть аппарат, с помощью которого кодируется информация. Закодировать можно не только текстовую информацию, но и числовую. Каждому символу поставлен в соответствие тот или иной код, который состоит из точек и тире. Точка – это один короткий сигнал. Тире означает длинный сигнал. Например, буква «С» – это 3 точки, а значит три коротких сигнала. Буква «О» – три длинных сигнала.

(Слайд 15)

В памяти компьютера информация представлена в виде двоичного кода, т.е. в виде цепочки, состоящей из нулей и единиц. Так, каждому символу на клавиатуре соответствует уникальная цепочка из 8 нулей и единиц. Двоичный код является универсальным средством кодирования информации. С помощью кода из 0 и 1 можно закодировать разные виды информации: текстовую, графическую, звуковую.

(Слайд 16)

А сейчас еще раз вспомним и повторим самое главное.

  • Код – это система условных знаков для представления информации.
  • Кодирование – процесс представления информации с помощью кода.
  • Передаваемая информация может поступать от источника к приёмнику с помощью условных знаков, сигналов, т.е. в закодированном виде.
  • Информация достигнет цели только тогда, когда будет понятна получателю, т.е. он может расшифровать информацию, которую ему передали.

Подумайте и ответьте на такой вопрос:

? – К какому действию с информацией относится кодирование? (обработка).

Верно! Обрабатывать информацию – значит преобразовывать ее из одной формы представления в другую: из символьной в графическую, из числовой в символьную и т.д. Например, перевод текста с иностранного языка на русский – преобразование символьной информации в символьную.

IV. Контроль уровня знаний, умений и навыков по теме «Кодирование информации»

Устно решим 2 задачи. Но, сначала познакомимся еще с одним понятием.

(Слайд 17)

Декодирование – процесс обратный кодированию. Декодировать – значит расшифровать информацию по коду.

(Слайд 18)

1) Задача №1

Задание: По первым буквам написанных слов прочтите новое слово.

КОТ, НОРА, ИГЛА, ГВОЗДЬ, АЛЬБОМ (КНИГА)

? – В какой форме была представлена информация первоначально? (в символьной).

? – В какую форму преобразовали? (тоже в символьную).

(Слайд 19)

2) Задача №4 стр. 30, учебник

Задание: Декодировать (расшифровать) предложение с помощью русского алфавита

(Слайд 20, 21)

3) Самостоятельная работа в РТ №18 стр.22 Объяснение учителя. Задания № 1, 2, 4, 5, 7 ,9 – 1 группа; № 3, 6, 8, 10 – 2 группа.

Проверка задания.

? – Что закодировано с помощью азбуки Морзе? (компьютерные устройства).

Усложним задачу, будем называть компьютерное устройство и функцию, которую оно выполняет.

  1. Винчестер (устройство хранения информации)
  2. Джойстик (устройство ввода информации)
  3. Дискета (устройство хранения информации)
  4. Дисковод (устройство ввода информации)
  5. Клавиатура (устройство ввода информации)
  6. Модем (устройство обработки информации)
  7. Монитор (устройство вывода информации на экран монитора)
  8. Мышь (устройство ввода информации)
  9. Принтер (устройство вывода информации на бумажный носитель)
  10. Сканер (устройство ввода информации)

? – Как называется компьютерное устройство, которое преобразовывает информацию в двоичный код? (процессор).

Человек обрабатывает разную информацию в своей памяти, компьютер выполняет это действие с информацией с помощью процессора. Процессор образно можно назвать «мозгом» компьютера.

Самооценка уч-ся своих знаний в зачетной книжке.

(Слайд 22)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Давайте действиями и словами передадим информацию. На каждый вопрос дети отвечают хором: “Вот так!” и жестом показывают нужное движение (действие):

– Как живешь? – Вот так! (Показ большого пальца.)
– Как идешь? – Вот так! (Прошагать двумя пальцами по ладони)
– А бежишь? – Вот так! (Согнуть руки в локтях и показать, как работают ими при беге.)
– Ночью спишь? – Вот так! (Руки под щеку и положить их на голову.)
– Как шалишь? – Вот так! (Надуть щеки и слегка стукнуть по ним ладонями)
– А грозишь? – Вот так! (Погрозить пальчиком своему соседу.)

V. Практическая работа за компьютером “Мир информатики 4 класс, Кодирование”

(Слайд 23)

Учитель объясняет условия выполнения заданий

№1, №2, №3 – распределение заданий между учениками (задания разного уровня сложности), ответы к заданиям записывают в рабочих тетрадях.

(Слайд 24, 25, 26)

Ответы:

  • №1 элементарно, Ватсон!
  • №2 впереди земля,
  • №3 продается двухместная летающая тарелка

(Слайд 27)

VI. Домашнее задание

А теперь, ребята, откройте дневники и запишите домашнее задание:

Читать §1.6, §3.6 (дополнительно). В рабочих тетрадях закодировать новогоднее поздравление любым известным способом.

VII. Подведение итогов

? – Что нового узнали на уроке?

? – Что такое код? Кодирование информации?

? – Зачем люди кодируют информацию?

  • Чтобы ее удобнее было обрабатывать и передавать.
  • Чтобы скрыть ее от других (все случаи шифров и тайнописи)
  • Чтобы записать информацию короче (аббревиатуры: ПК в информатике – персональный компьютер; ЭВМ – электронно-вычислительная машина; ОС – операционная система).

Рефлексия

Оцените свою работу в зачетных книжках и закодируйте свое настроение на уроке с помощью графических значков – смайликов, выделив значок галочкой.

(Слайд 28)

Спасибо за урок, молодцы, вы сегодня хорошо поработали.

Используемые литература и интернет-ресурсы:

  1. Босова Л.Л. Информатика: учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  3. Босова Л.Л. Преподавание информатики в 5-7 классах, 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
  4. Физкультминутка trainings72.ru/ozdorovitelnye/fizkultminutka-vot-tak-2.html

Приложение 3.