Тема: "Письменные приемы умножения и деления многозначного числа на однозначное число". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Основная задача современного образования заключается в том, чтобы качественно поднять уровень знаний и умений учащихся. Всем известно, что лучше усваивается тот материал, который вызывает непосредственный интерес и любознательность ребенка.

Для учащихся младших классов именно родной край является окружающим пространством, осознанным ими с детства, прочувствованным и принятым: семья, дом, друзья, город, лес, река.

Поэтому в своей работе я руководствуюсь принципом: мира не узнаешь не зная края своего.

Знакомство с родным краем мы начинали с первого класса:

  1. «Визитная карточка города» – экскурсия достопримечательности и памятники г. Шимановска.
  2. «История нашего города», «Растительность и животный мир края» – экскурсии в городской музей.
  3. «Земляки – участники Великой Отечественной войны» – библиотечный урок в КСК, посвященный дню Победы.

Включаю краеведческий материал в уроки русского языка, литературного чтения, окружающего мира.

Моя цель:

  • формирование у ребят чувства любви к малой родине;
  • эмоционально-положительного отношения к тем местам, где они родились и живут;
  • развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни;
  • желание больше узнать природу своего края, его историю.

Ценностно-смысловая компетентность помогает мне в этой работе.

Формируя ценностно-смысловую компетентность на уроках, во внеучебной деятельности добиваюсь, чтобы мои учащиеся:

  • овладели способностью лучше видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем;
  • осознавали свою роль и предназначение в обществе;
  • умели самостоятельно принимать решение в различных жизненных ситуациях.

Предлагаю вашему вниманию мастер-класс, где постараюсь показать, как формируется ценностно-смысловая компетентность через уроки математики.

Мы знаем, что наша Амурская область богата водоемами. Животный и растительный мир водоемов очень разнообразен. Также мы знаем, что наши водоемы нуждаются в защите и охране.

Сегодня на мастер-классе мы будем говорить об этом, а также закреплять письменные приемы умножения и деления многозначного числа на однозначное.

Цели мастер-класса:

  1. На основе знаний о своём родном крае показать разнообразие животного и растительного мира водоёмов Амурской области.
  2. Формирование у детей чувства любви к малой Родине, эмоционально-положительного отношения к тем местам, где они родились и живут. Желание больше узнать о природе своего края, его истории.

Ход мастер-класса

Приложение

Команды «Географов» и «Экологов» работают сегодня над этой проблемой.

I. Разминка.

Сосчитать, записать ответы:

  1. Раньше один человек расходовал в сутки 10 литров воды, а сейчас 500 литров. Во сколько раз больше стал человек расходовать воды? (50 раз)
  2. Лосось плыл 5 ч со скоростью 30 км/ч. Какое расстояние он проплывет? (150 км)
  3. За одну минуту крупная рыба прокачивает через жабры 6 л воды. Сколько литров воды прокачает рыба за один час? (360 л)
  4. Амурский осетр весит 40 кг, что в 10 раз меньше, чем калуга. Узнай массу калуги. (400 кг)

Сложите полученные результаты вместе и вы узнаете шифр:

  • 9060 – заповедники;
  • 960 – водоемы;
  • 9600 – полезные ископаемые.

II. Расшифруй название рек.

Вычисли в столбик, полученные ответы расположите так: «Географы» в порядке возрастания; «Экологи» в порядке убывания.

«Географы»
5090 * 7 = 35630   8320 : 8 = 1040   7082 * 4 = 28328   75166 : 4 = 1879
1040, 1879, 28328, 35630.
«Экологи»
4080 * 8 = 32640   7504 : 8 = 938   6705 * 6 = 40230   8274 : 3 = 2758
40230, 32640, 2758, 938.

III. Реши задачу. Главная река Амурской области.

«Географы»
Амур в пределах нашей области имеет длину 1246 км, что на 4 км больше, чем ее приток Зея. Чему равна длина Зеи? (1246 – 4 = 1242 км – длина Зеи.)

«Экологи»
Амур от истока Аргуни до устья – имеет длину 4444 км. На территории Амурской области длина Амура 1246 км. Узнайте длину Амура за пределами нашей области. (4444 – 1246 = 3198 км – длина Амура за пределами области.)

«Географы»
Большая Пера – река протекает через наш город и делит его на Городской поселок и Крестьянский поселок. Начало реки (исток) на Амурско-Зейской равнине к северо-западу от Шимановска. Впадает в реку Зею выше города Свободного. Длина Перы 145 км.

Амур – главная река нашей области. Одна из крупнейших рек мира. Протекает по южной границе Амурской области. Тунгусы, эвенки называют Амур «большая река», китайцы «река черного дракона». Исток – от слияния рек Аргуни и Шилки, впадает в Охотское море. На территории Амурской области Амур принимает 73 притока.

«Экологи»
За год во все водоемы попадает более 600 миллиардов тонн отработанных промышленных и бытовых стоков, а в Мировой океан выливается до 12 миллионов тонн нефтепродуктов. Из-за сильных загрязнений водоемов – купание во многих из них запрещено.

IV. Озера нашего края.

Зейское водохранилище имеет площадь более 2400 км, рядом расположено озеро Огорон. Чтобы его заморозить, Деду Морозу потребуется в 300 раз меньше льда, чем для водохранилища. Найдите площадь озера Огорон. (2400 : 300 = 8 км)

«Географы»
Озеро Огорон имеет ледниковое происхождение. Его глубина более 5-ти метров. Вообще крупных озер в Амурской области нет. Много небольших озер – стариц, остатков древних русел рек.
Зейское водохранилище – это искусственный водоем, который возник после сооружения Зейской гидроэлектростанции.

«Экологи»
Богат и разнообразен растительный и животный мир наших водоемов. Здесь можно встретить такие редкие растения, как лотос Комарова, водяной орех; птиц – утку мандаринку, белого аиста, японского журавля.

V. Рыбы наших водоемов.

Найдя корень уравнения, вы узнаете: «Географы» – сколько видов рыб обитает в наших водоемах; «Экологи» – сколько исчезающих, редких видов рыб.

«Географы»   «Экологи»
Х : 15 = 360 : 90
Х : 15 = 4
Х = 4 *15
Х = 60
60 : 15 = 360 : 90
4 = 4
  60 * Х = 180 * 2
60 * Х = 360
Х = 360 : 60
Х = 6
60 * 6 = 180 * 2
360 = 360

VI. Охрана водоемов.

Объясните, что обозначают следующие экологические знаки:

  1. Экономно расходуйте воду, уходя из дома проверяйте краны.
  2. Не загрязняйте водоемы, это ведет к гибели растений и животных.
  3. Нельзя ловить рыбу во время нереста.
  4. Помните о том, что водоемы это дом для рыб, птиц, насекомых.

Надо бережно относиться ко всем водоемам большим и малым.