"Наброски с фигуры человека". 6-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 6


Цели урока:

  • Познакомить учащихся с художественными приемами выполнения наброска.
  • Научить анализировать пропорции анатомического строения тела человека.

Задачи:

  1. Обучающие – обучить приемам изображения.
  2. Развивающие – развивать композиционное мышление, образное воображение, логическое мышление.
  3. Воспитывающие – воспитывать любовь к изобразительному искусству.

Оборудование.

Для учителя:

  • методические таблицы:
    • Пропорции человека,
    • Наброски фигуры человека,
    • Динамическая модель фигуры человека,
    • «Живая модель» – ученики из класса,
  • бумага А3, уголь.

Для учащихся: бумага, мягкий карандаш, ластик.

План урока:

  1. Организация – 1 минута.
  2. Объяснение нового материала – 10 минут.
  3. Педагогический рисунок – 2 минуты.
  4. Практическая работа учащихся – 25 минут.
  5. Обсуждение работ, выставка – 5 минут.
  6. Задание на дом – 2 минуты.

Ход урока

Учитель: Ребята, расскажите, что вы знаете о набросках в изобразительном искусстве? (Возможные ответы детей: быстрый рисунок; рисунок, передающий самое главное в объекте изображения; быстрое изображение отдельной части натуры.) Набросок является средством выражения первоначального впечатления от восприятия натуры. Полезно рисовать на улице, в учреждениях, в гостях. Помимо накопления впечатлений, такое рисование развивает умение «видеть» действительность, подмечать характерные особенности предметов, явлений.

Сегодня мы с вами будем выполнять наброски фигуры человека с натуры в положении «сидя».

Учитель: Давайте посмотрим наброски известных мастеров: И. Е. Репина <рисунок 1, 2> и В. А. Серова <рисунок 3, 4>.

Рисунок 1 Рисунок 2
Рисунок 3 Рисунок 4

Учитель: Ребята, а какими художественными материалами можно выполнять наброски? (Возможные ответы: карандашом, углем, акварелью, гуашью, пером, тушью, фломастером.)

Чтобы правильно выполнить рисунок нам с вами необходимо провести анализ конструктивно-анатомического строения натуры и пропорциональных отношений частей тела. Нам помогут методические таблицы:

Динамическая модель Каркас фигуры

1) Учитель приглашает одного из учеников (мальчика) в качестве модели для позирования.

Основой формы туловища служат позвоночник и грудная клетка. К туловищу с помощью плечевого пояса присоединяются кости рук. С помощью тазового пояса к туловищу присоединяется скелет ног, состоящий из бедра, голени и стопы.

При определении пропорций используют единицу меры, равной высоте головы. В нашем случае голова укладывается во всей фигуре приблизительно 6-7 раз.

2) Учитель демонстрирует последовательность выполнения рисунка фигуры.

Педагогический рисунок Ильин С. В.

Учитель: Определяю общее расположение на плоскости листа бумаги. Провожу линию, определяющую движение фигуры, ее характер. На ней отмечаю основные пропорциональные отношения головы, шеи, груди, таза, рук, ног. Далее прорисовываю очертания всех основных частей фигуры школьника.

3) Учащиеся выполняют два наброска с фигуры мальчика. Во время выполнения учащимися рисунка подхожу к рабочим местам для помощи. Осуществляю контроль за правильностью ведения рисунка <рисунок 5, 6>.


Рисунок 5


Рисунок 6

4) Обсуждение выполненных рисунков. Отмечаем наиболее выразительные, точные рисунки. Уделяем внимание недостаткам, погрешностям. Учитель дает пожелания и рекомендации ученикам относительно ведения работы над наброском <рисунок 7, 8, 9, 10>.


Рисунок 7


Рисунок 8


Рисунок 9


Рисунок 10

5) Дома выполнить наброски с натуры родственников, изучить пропорции фигуры человека.

Этапы урока Что делают
Учитель Ученики
1 Объясняет материал, задает вопросы. Внимательно слушают, отвечают на вопросы.
2 Выполняет набросок с натуры. Комментирует свои действия. Внимательно смотрят и слушают.
3 Осуществляет контроль, помогает учащимся. Изобразительная деятельность.
4 Проводит анализ выполненных работ вместе с учащимися. Высказывают свое мнение, отвечают на вопросы.
5 Поясняет домашнее задание. Записывают в дневник.

При подготовке урока был использован материал учебника «Изобразительное искусство 6 кл.» автор Ломов С. П.; «Рисунок. Наброски и зарисовки» автор Кузин В. С.