Рейтинг@Mail.ru

Анализ работы стажировочной площадки на базе ГБС (К) ОУ школы № 9 г. Новороссийска

Разделы: Коррекционная педагогика


В последние годы во всём мире возрос интерес к проблеме помощи детям с умеренной умственной отсталостью. Деятельность таких международных организаций, как Всемирная организация здравоохранения, Организация объединённых наций, Международная ассоциация по научному изучению умственной отсталости, Международная Лига общественного содействия умственной отсталости способствуют активизации внимания к категории детей с умеренной умственной отсталостью. По данным Всемирной организации здравоохранения за 2011 год около 0,7% детской популяции составляют дети с нарушением интеллекта. Эту категорию детей из-за тяжёлого недоразвития считали «необучаемыми». В России до недавнего времени такие дети находились в семьях или домах - интернатах Министерства труда и социальной защиты населения, не получая образовательных услуг. Сегодня уже исследуются потенциальные возможности таких детей с целью максимально возможной социализации и интеграции в общество, разрабатываются новые технологии коррекционно - абилитационного направления, выделяется работа по укреплению и охране здоровья, физического развития ребёнка. Всё более распространяется мнение, что дети с нарушением интеллекта также имеют права и возможности для развития, но нуждаются при этом в определённой опеке и индивидуальной помощи.

Большое значение для успешного развития ребёнка с нарушением интеллекта имеет раннее начало коррекционной работы. ГБС(К)ОУ школа № 9 г. Новороссийска имеет богатое историческое прошлое по организации совместного обучения уч-ся с разной степенью психического недоразвития на основе внутриклассной дифференциации процесса обучения и ведет его с 23 августа 1968 года, когда по инициативе психиатра Грызлова Николая Дмитриевича была организована городская медико-педагогическая комиссия, выявлявшая среди учащихся общеобразовательных школ детей, нуждающихся в специальном обучении. Это стало отправной точкой коррекционных преобразований и становления школы как особого типа учебного заведения. Опыт внутриклассой дифференциации учащихся в школе начался еще с 1996 года, когда впервые на базе учреждения была создана экспериментальная площадка краевого уровня под руководством заведующей кафедрой специальной психологии СПбГУ, ректора Института специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка имени Рауля Валленберга, доктора биологических наук, профессора, действительного члена Нью-Йоркской академии наук – Людмилы Михайловны Шипицыной. Основоположниками разработки эксперимента по углубленному изучению психического состояния учащихся в школе были СезоновМ.Н. – директор школы, Красильникова А.Г. – зам. директора по УВР, Коджебаш Е.Ф., Стенченко Л.И., Голованова Л.П., Стрельникова Н.В., Лазебник Н.И., Айрапетов Я.М. Прошли годы, но школа продолжает совершенствовать данное научное направление, изучая индивидуальные особенности каждого воспитанника и находя то, что помогает объединять учащихся для фронтальной работы в классе.

Прошли годы, школа продолжает совершенствовать данное научное направление, изучая индивидуальные особенности каждого воспитанника, и ведёт активное сотрудничество с кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии ГБОУ Краснодарского края ККИДППО, под руководством которых каждый педагог проводит мониторинг внутриклассной разноуровневой дифференциации уч-ся по их возможностям и особенностям.

В 2012 г. школа стала базовым учреждением федеральной стажировочной площадки по направлению: «Организации совместного обучения уч-ся с разной степенью психического недоразвития на основе внутриклассной дифференциации процесса обучения», где прошли шестидневные курсы по обучению 200 педагогов (стажёров) из коррекционных школ края.

Целью деятельности площадки является совершенствование и распространение регионального опыта организации совместного обучения детей с разной степенью психического недоразвития на основе внутриклассной дифференциации учебного процесса в условиях специального коррекционного образовательного учреждения 8 вида.

Задачами стажировочной площадки являются:

  1. Разработка алгоритма эффективной деятельности площадки.

  2. Создание условий для методической поддержки педагогических работников, осуществляющих обученние детей с разной степенью психического недоразвития внутри одного класса.

  3. Изучение работниками образования (стажерами) опыта инновационной деятельности по внутриклассной дифференциации учебного процесса на базе ГБС(К)ОУ школы № 9 (носителя актуального опыта).

  4. Развитие профессионально-педагогических компетенций педагогов.

Работа базового учреждения ГБС(К)ОУ школы № 9 проводится с опорой на нормативные документы:

  1. Конституция РФ (ст. 43 «Каждый имеет право на образование»).

  2. Закон РФ об образовании.

  3. Типовое положение о специальном (коррекционном) ОУ для обучающихся, воспитанников с ОВЗ.

  4. Письмо министерства образования РФ «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) ОУ».

  5. Письмо МО РФ «Рекомендации по организации логопедической работы в С(К)ОУ 8 вида от 20.06.2002 № 29/2065-п.

  6. Письмо МО РФ от 02.04.2003 № 27/2722-б «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект».

Целью ГБС(К)ОУ школы № 9 г.Новороссийска Краснодарского края является обучение и воспитание детей с умственной отсталостью, коррекция отклонений в их развитии, обеспечение социальной защиты и медико-психолого-педагогическая реабилитация воспитанников.

Основными направлениями работы образовательного учреждения, способствующими успешному объединению детей разных уровней являются:

  1. Применение системы разноуровневой дифференциации.

  2. Открытие классов-комплектов для детей со сложной структурой дефекта.

  3. Психолого-медико-педагогическое сопровождение каждого ребенка.

  4. Применение индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.

  5. Применение здоровьесберегающих технологий (ЛФК, игротерапия, психологический практикум, аппарат БОС, сенсорная комната).

Сейчас в школе обучается 205 учащихся, функционируют 25 классов. Из них 7 классов «базовых», где обучаются дети с легкой степенью умственного недоразвития.

Имеются классы для детей со сложной структурой дефекта. В них обучаются дети, имеющие умеренную (не резко выраженную) степень умственного недоразвития и испытывающие трудности в обучении за счет сопутствующих сенсорных нарушений, расстройств двигательной сферы, поведенческих отклонений, эндокринных нарушений.

В текущем году в школе уже 15 классов ССД. Прослеживается четкая динамика увеличения количества учащихся со сложной структурой дефекта.

Из 15 классов для воспитанников со сложной структурой дефекта 4 класса составляют дети с тяжелой (выраженной) степенью умственного недоразвития, испытывающие значительные трудности в обучении и социальной адаптации. Открытие таких классов дало школе большую возможность осуществления целенаправленной коррекционной помощи такой категории детей, направленной на формирование у них основ трудовой деятельности и простейшего самообслуживания.

Имеется в школе 0 класс, основное направление которого - пропедевтическое. Два первых класса - диагностические, где все усилия специалистов направлены на глубокое изучение учащихся с целью определения дальнейшего образовательного маршрута.

Школа оказывает большое внимание воспитанникам, находящимся на надомном обучении. Их - 35. Имеющиеся нарушения развития не позволяют данной категории детей посещать занятия в школе. Но все они получают не только высококвалифицированную коррекционно-педагогическую помощь со стороны учителей, но охвачены и воспитательной работой, они приглашены на все школьные мероприятия и праздники, исходя из возможностей своего здоровья, посещают выставки, музеи, кинотеатры вместе со своими одноклассниками, занимаются лечебной физкультурой, т.е. развиваются в школьном образовательном пространстве.

Весь учебно-воспитательный процесс в учреждении построен с учетом охранительного режима для учащихся (построение расписания, проведение динамических пауз для учащихся, дополнительные каникулы для учащихся со сложной структурой дефекта и воспитанников надомного обучения, 5-ти дневная учебная неделя для учащихся с выраженной степенью умственного недоразвития).

Материально-техническая оснащенность образовательного учреждения позволяет судить о потенциале стажировочной площадки:

  • наличие персональных компьютеров;

  • наличие видео-, радио- и телеаппаратуры (интерактивные доски, музыкальный центр, видеокамера, цифровой фотоаппарат, ноутбуки, выход в интернет, локальная сеть, телевизоры, DVD плееры, принтеры, сканеры, ксероксы);

  • зал для подвижных игр и ведения уроков физкультуры с французским покрытием и наличием разнообразного спортивного инвентаря;

  • комната ЛФК с тренажерами;

  • медицинский блок, включающий процедурный кабинет.

Одним из условий успешной работы стажировочной площадки является кадровое обеспечение образовательного процесса. Педагогический коллектив состоит из 47 работников. Из них имеют высшее образование - 39, дефектологическое образование - 29, обучаются на дефектологическом факультете - 3. Высшую категорию имеют 23 человека, первую категорию - 11. Прошли специальное тьюторское обучение в рамках стажировочной площадки - 5 человек.

Решение задач деятельности стажировочной площадки обеспечивается путем проведения следующих мероприятий:

  1. Распространение моделей разноуровневой дифференциации учебного процесса.

  2. Подготовка и реализация мер по внедрению модели совместного обучения детей с разной степенью умственной отсталости на основе внутриклассной дифференциации.

  3. Оптимизация учебно-программного и учебно-методического обеспечения.

  4. Повышение квалификации педагогических работников.

    Исходя из уже имеющегося опыта, мы пришли к следующему:

  • организация деятельности стажировочной площадки сегодня является одним из разделов учебного плана, т.е. наш учебный план состоит из 4-х вариантов (учебный план для детей с лёгкой умственной отсталостью, для классов ССД, для классов ГУО, для детей надомного обучения);

  • одним из разделов учебного плана является повышение квалификации педагогов по конкретному направлению инновационной деятельности, реализующей обучение в рамках модулей программ в соответствии с приоритетными направлениями развития образовательного учреждения.

    На базе площадки осуществляются формы повышения квалификации:

  • лекционные занятия (о роли школьного ПМПк в организации обучения обучающихся с разной степенью недоразвития; об обучении воспитанников с выраженной степенью психического недоразвития в условиях ОУ);

  • практические занятия по реализации образовательных программ по внутриклассной дифференциации;

  • практическая стажировка по подгруппам, изучающим данное направление инновационной и экспериментальной деятельности (использование тренинга «Выбор маршрута обучения», деловая игра «Лучший консилиум», круглый стол «Обучение детей с выраженной степенью умственного недоразвития», воспитательная работа в ГПД с учащимися разного уровня).

    Организационно - методическое руководство стажировкой осуществляет кафедра коррекционной педагогики и специальной психологии ГБОУ Краснодарского края ККИДППО, которое:

  • участвует в разработке документации, регулирующей деятельность площадки;

  • согласует программы мероприятий;

  • проводит инструктивные методические совещания, учебу.

Результатом деятельности площадки явилось следующее:

  1. Осуществлено распространение модели, обеспечивающей успешную организацию обучения учащихся с разной степенью недоразвития.

  2. Задействован кадровый ресурс тьюторов в сфере коррекционного образования по вопросам создания условий организации внутриклассной дифференциации процесса обучения.

  3. Создана методическая база для обучения и повышения квалификации педагогов ОУ VIII вида в целях распространения современных модей, обеспечивающих успешную внутриклассную дифференциацию процесса обучения.

Ожидаемые результаты по итогам работы стажировочной площадки:

  1. Создание Центра справочно-методической поддержки ОУ города и края.

  2. Развитие сетевого взаимодействия коррекционных ОУ VIII вида, обеспечивающих обучение и развитие учащихся с разной степенью психического недоразвития.

  3. Создание условий для обучения и повышения квалификации кадров и специалистов, обеспечивающих распространение указанных модулей успешной организации совместного обучения учащихся с разной степенью психического недоразвития.

  4. Увеличение количества ОУ VIII вида, участвующих в апробации моделей, обеспечивающих внутриклассную дифференциацию процесса обучения.