Индикатор педагогической активности

Разделы: Администрирование школы


В 2009–2011 уч. г. в рамках городской экспериментальной площадки коллектив школы работал над темой: «Эффективное управление образовательными ресурсами школы в условиях сетевого взаимодействия». Цель – выявление эффективности инновационных процессов в образовательном учреждении, направленность результатов инноваций на повышение качества образования.

Исходя из этого, были определены задачи: разработать методики

  • по оценке предметных результатов учащихся и их индивидуального прогресса,
  • по оценке профессиональных и индивидуальных возможностей кадров,
  • по оценке эффективности работы ОУ с внутренней и внешней информацией
  • по оценке эффективности работы с родителями.

В соответствии с поставленными целями и задачами методическая работа осуществлялась по следующим направлениям: подбор и расстановка кадров, работа с молодыми специалистами, работа с методическими объединениями, повышение профессиональной подготовки учителей. Были созданы творческие группы, которые занимались разными направлениями экспериментальной работы.

Наибольший интерес вызвала разработка «технологической карты учителя» и составление на её основе «индикатора педагогической активности». Эти инновационные разработки легли в основу новой оплаты труда, а именно распределение стимулирующей его части. В течение года карта учителя проходила апробацию. На первом этапе мы не стали исключать те критерии, которые по многим параметрам не являются стимулирующими в чистом виде, но, которые углубляют и расширяют должностные обязанности. Главное для нас был тот факт, что учителя вышли на обсуждение и более глубоко и детально увидели свою деятельность. Состоялся большой педагогический совет, на котором был принят окончательный вариант «Технологической карты учителя» с учетом пожеланий учителей, родителей и администрации.

Как только появилась возможность оплачивать педагогам многие виды деятельности, не предусмотренные функционалом и предусмотренные функционалом, но выполненные с большей отдачей, что способствует становлению нового качества образования и достижению новых результатов, «карта учителя» и «педагогический индикатор» легли в основу распределения стимулирующей части фонда оплаты труда.

Технология очень простая:

1 этап. По окончании триместра каждый учитель заполняет свою «технологическую карту» (Приложение 1) можно на бумажном носителе, можно в электронном виде, если в школе хорошо налажен электронный документооборот и работает локальная сеть. В карте, учитель фиксирует выполненные виды деятельности, с указанием баллов.

2 этап. Заместитель директора (или назначенное лицо: председатель методического совета, председатель профсоюзного комитета – решается в рамках ОУ) объединяет все сведения в «индикатор педагогической активности» (Приложение 2), контролирует правильность заполнения карты.

3 этап. Бухгалтер суммирует баллы, набранные всем педагогическим коллективом, и вычисляет стоимость одного балла. (Фонд стимулирующей части делится на общее число баллов, таким образом, определяется стоимость одного балла). Стоимость одного балла умножаем на число баллов, которое набрал конкретный педагог, и определяем его стимулирующую часть в рублях.

4 этап. На стенде в учительской вывешивается «индикатор педагогической активности» (Приложение 2, Приложение 3) и приказ директора о выплате стимулирующей части педагогам.

Данная методика была апробирована, она прозрачная, каждый учитель может проанализировать свою деятельность. Критерии показателей могут изменяться поквартально в соответствии с планом работы школы на учебный год. Карта учителя позволяет планировать индивидуальную образовательную траекторию каждому педагогу независимо от его квалификации, оптимально и равномерно распределять свои усилия в достижении высоких результатов в том или ином направлении, молодым специалистам развиваться, расти профессионально, осваивать новые аспекты педагогической деятельности. Соревнование – это двигатель прогресса. Результатом использования «технологической карты учителя» и «педагогического индикатора» в нашем ОУ явилось увеличение числа педагогов, принявших участие во всероссийском конкурсе «Педагогические инновации-2010», проводимый педагогическим клубом «Доживём до понедельника», во Всероссийском конкурсе «Открытый урок», проводимый газетой 1 сентября. В тоже время учителя пополнили своё портфолио для аттестации, стали транслировать свой педагогический опыт работы, освоили современные информационные технологии.

«Индикатор педагогической активности» позволил администрации ОУ проанализировать реальное положение дел в школе, сравнить работу творческих групп и отдельных учителей, обсудить на педагогическом совете и дать оценку, поощрив премией из стимулирующей части.