Иван Грозный – первый русский царь

Разделы: Начальная школа


Продолжительность занятия: 45 мин

Класс: третий

Образовательное учреждение: г. Томск, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 30.

Авторский медиапродукт: презентация 30 слайдов (среда POWER POINT).

Тип урока: новый материал.

Приложение 2

Материалы (видео) можно получить, связавшись с автором статьи!

Описание урока УУД Характеристика деятельности учащихся
1. Организационный момент Приветствие.
2. Проверка домашней работы

Назовите потомков восточных славян. (русские, украинцы, белорусы)

– Назовите первых древнерусских князей.

(Рюрик, Олег, Игорь)

– При каком князе было принято христианство? (при Владимире)

– Вспомните высказывания великих князей.

(Каждой группе раздаются портреты князей и высказывания. Дети должны соединить портрет с высказыванием.)

Проверка д/з . (Приложение 1, Слайд 3–10)

Исследовательская работа

Уголки. Учащиеся анализируют собственные знания.

3. Проблемная ситуация.

– Внимание на экран.

Перед вами зашифровано послание. Если вы сумеете объяснить, что показано на экране, вы узнаете тему урока. Венчали на царство

(Слайд 12)

Регулятивные Осмысление

Групповая мозговая атака

групповая дискуссия.

4. Первичное знакомство с темой урока

Исследовательская работа с опорой на слайд и таблицу:

Как понимаете выделенные слова? Венчали на царство

(Слайд 12)

Регулятивные Осмысление

Учащиеся принимают активное участие в процессе обучения.

1 уровень

Находят в процессе самостоятельной работы значение слова.

Моделирование.

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

Детям раздаётся раздаточный материал

  • Москва (иллюстрация)
  • Портреты Ивана Грозного (не называя имён)
  • Фрагменты картин из периода правления Грозного

ТЕМА УРОКА

– О чём мы сегодня будем говорить на уроке?

(Слайд 12)

ЦАРЬ
САМОДЕРЖЕЦ

Где встречалось нам это слово? (В сказках А. С. Пушкина)

Познавательные
5. Постановка цели и задач.

Подготовка к усвоению новых знаний.

– О чём будем говорить на уроке?

– Давайте сформулируем задачи. Что должны узнать сегодня на уроке, изучая тему “Иван Грозный – первый русский царь”

Учитель: Как нужно работать на уроке, чтобы выполнить поставленные задачи?

Регулятивные Осмысление

На этом этапе учащиеся осмысливают новый материал.

6. Пауза. Физ. Минутка
7. Актуализация опорных знаний.

1. Первичная проверка понимания новых знаний

– Как называлась наша страна в 14 -15 в?

(Московская Русь)

– Кто управлял государством? (Князь)

– Как образовалась Русь? (Из раздробленных земель и княжеств)

– Почему было много войн?

Познавательные 1 уровень

Идёт осмысление материала

Зачем нужно было собрать все земли воедино? Коммуникативные
ВЫВОД

Дети работают в группах и пробуют самостоятельно сделать вывод.

Закрепление знаний

-Давайте проверим, правильно ли мы сделали вывод. (Работа по тексту учебника).

Дополнительная информация учителя. Дети по группам получают

Текст. 1. Детство. 2. Политика. 3.Опричнина.

Готовят сообщение.

(Слайд 13-26)

Познавательные 2 уровень

Представляют необходимость использования дополнительных источников для расширения знаний

7. Выходящий контроль.

-. Как вы поняли тему, я узнаю после того, как вы составите синквейн.

Работа в группе (Детям раздаются карточки, они составляют синквейн)

СИНКВЕЙН

  • Иван Грозный
  • Подозрительный, жестокий, умный, образованный
  • Воевал, присоединил, казнил
  • Иван Грозный – первый русский царь.
  • Иван Грозный – первый русский царь. Не только тиран, но и образованный человек.
  • (слайд 27)
Коммуникативные Рефлексия

Заполнение таблицы СИКВЕЙНА наглядно отображает понимание темы урока. Необходимость обращаться к таблицам и думать над содержанием текста.

Моделирование.

8. Итог урока.

Рефлексия.

Вспомните, какие задачи мы ставили в начале урока. Нашли ли ответ на поставленные вопросы?

Зачем Иван грозный провозгласил себя царём?

(Подчеркивалась полная и окончательная власть, повышался ранг правителя России в отношениях с правителями Европы.

Как работали на уроке, чтобы выполнить поставленные задачи?

– Какие задания вам показались наиболее трудными? Наиболее важными? Наиболее интересными? При выполнении, какого задания вы чувствовали себя уверенно?

(Слайд 28)

Регулятивные Значение рефлексии

Учащиеся пробуют выразить мысли своими словами. Переосмысливают новый материал. Оценивают результаты работы группы

9. Оценка

– Большое спасибо за совместную работу. На уроке все работали хорошо. Оцените себя за урок объективно. Д/з

Личностные Оценивают свою работу