Звуки "К" и буквы "К,к"

Разделы: Логопедия


Цели:
1. Знакомство детей со звуком К.
2. Закрепление правильного положения органов артикуляции в момент произнесения звука К
3. Формирование навыка определения позиции звука в слове.
4. Составление схем прямых и обратных слогов.
5. Выкладывание схемы слова
6. Обучение звуковому анализу коротких слов с заданным звуком.
7. Деление слов со звуком К на слоги.
8. Знакомство с буквой К, к, с элементами букв.
9. Разгадывание ребусов с буквой К.

Оборудование:

  • предметные картинки на звук  К

- в начале: кот, ком, конь, кошелек, калитка, капля,
- в середине: утка, окно, аквариум, будка, мышка, акула, баклажан, стакан, лукошко, кочка
- в конце: мак, сук, жук, рак,  веник, замок, снеговик, индюк, чайник, мешок, волк, снежок.
- в начале и конце: конек, кузнечик, каблук, кошелек.

  • предметные картинки: девочка, дом, собака, человек, лягушка, кукушка, ворона, утка, петух, кот, ток
  • наборы для составления схем слов, карточки для определения позиции звука в слове, ручки, тетради,  цветные карандаши, схемы предложения.

1.Организационный момент
- Сядет тот, кто определит последний звук в слове:
Мама, окно, сапоги, суп, мыши, коты, бант, каша

2. Сообщение новой темы
Педагог: - Угадаем загадку [1]:
Спозаранку я встаю,
Звонким голосом пою.
Травку разгребаю,
Зёрна собираю.
У меня есть гребешок,
Кто я дети?……(петушок)

Педагог. - Правильно, это петушок. Выставляется картинка петушка.
-Как подает голос петушок? Что он делает?
Назовите первый звук в слове кукарекает. Догадались, о каком звуке мы будем сегодня говорить?
Произнесем его вместе отрывисто: К-К-К

Характеристика звука К по артикуляционным и акустическим признакам.
Возьмите зеркала, произнесите поочередно звук К. Что происходит с губами? (Губы размыкаются). Рот чуть открыт, язычок выгибает спинку к небу и мешает воздуху выходить.
Расскажите, какой это звук: гласный, или согласный  и почему вы так решили? (Согласный, потому, что во рту есть преграда воздуху и звук не поется).
Давайте подумаем - он твердый, как камушек, или мягкий , как травка?(Звук К  твердый) Звук К мы обозначаем квадратиком синего цвета.
Горлышко спит, или дрожит? (Спит, голосовые связки не вибрируют) Значит звук К какой? (Глухой)
В гости к петушку пришли друзья, они хотят помочь добраться звуку К до волшебного города букв. Давайте назовем их. (Кто это?)
На доске картинки: лягушка, кукушка, ворона, утка.
-Кто как голос подает? Кто что делает? Какой звук первый?
Друзья решили отправиться в путь. На нашем маршруте будет несколько остановок.

Остановка № 1
3. Игра «Поймай озорной звук в ладошки»
Педагог. Звук К ужасный озорник, по дороге он решил убежать от друзей и спрятался в словах. Давайте поможем найти звук К в словах, если он там есть, то хлопните в ладошки.
Катя, Тоня, колобок, гусь, качели, вата, шесть, кот, ток, мох, бах.
Теперь неугомонный звук спрятался в именах, давайте найдем его в них
Оля, Катя, Марина, Костя, Клава, Рита, Таня, Харитон, Ксюша.

Остановка № 2
4.  Динамическая пауза.
Речь с движением [2].
 Педагог. Чтобы нам довезти в целости и сохранности звук К, нужно помочь друзьям научится его произносить. Для этого я предлагаю вам повторить скороговорки и выполнить движения.
Ка-ка-ка, ка-ка-ка: эта стенка высока (дети встают на носочки и тянутся вверх).
Ка-ка-ка, ка-ка-ка: кто пришёл издалека? (ставят правую руку на лоб «козырьком», смотрят удивленно вдаль)
Ко-ко-ко, ко-ко-ко: мяч подкинем высоко (имитируют подбрасывание мяча).
Ко-ко-ко, ко-ко-ко: звук услышим мы легко (разводят руки в стороны).
Ку-ку-ку, ку-ку-ку: вот кукушка на суку(разводят руки в стороны) .
Ку-ку-ку, ку-ку-ку: пирожки для всех пеку (ладошками «пекут» пирожки).
Ак-ак-ак, ак-ак-ак: скачет на коне казак (скачут вприпрыжку).
Ок-ок-ок, ок-ок-ок: мы по кочкам прыг да скок! (перепрыгивают с одной ноги на другую)
Ук-ук-ук, ук-ук-ук: это что ещё за стук? (стучат кулачками)
Ык-ык-ык, ык-ык-ык: на ковёр наш котик – прыг! (прыгают на одном месте)

Остановка №  3
5. Игра « Найди место звука в слове»
Педагог: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску! Скажите, что за чудесные вагончики на ней висят? Да это же  - схемы слов, в них едут звуки. В первом вагончике звук К едет в начале слова, во втором – в середине, в третьем – в конце слова.
Сейчас мы будем с вами называть картинки и расселять предметы по вагончикам, какого цвета фишку возьмем для этого? (Синего)

Слова:  (кот, ком, кошелек, калитка, капля, катушка, утка, окно, аквариум, будка, мышка, акула, баклажан, стакан, лукошко, кочка, мак, сук, жук, рак,  веник, замок, снеговик, индюк, чайник, мешок, волк, снежок).
Итак, мы с вами узнали, что звук К может жить в начале, в середине и в конце слова.
А где живут звуки в этих словах (конек, кузнечик, каблук, кошелек)?

Остановка № 4
6. Игра «Угадай, какие звуки спрятались в слогах?»
Педагог называет слоги, дети выкладывают фишками схемы слогов.
Педагог. Наступил вечер и с неба на землю стали падать звезды.
К   А, какой слог получится? Выложите фишками звуки в этом слоге
К    О (КО), К   У (КУ), К   Ы(КЫ), А   К(АК), О   К(ОК), У   К(УК), Ы   К(ЫК)
Один зверек решил присоединиться к нашим друзьям, чтобы узнать, кто он - отгадайте загадку [3]:

Ночью он совсем не спит,
Дом от мышек сторожит,
Молоко из миски пьет,
Ну конечно это – …

Ответ: Кот
Выкладывание детьми схемы слова кот, подсчет слогов, звуков, выделение звуков по порядку, определение количества гласных и согласных, выделение позиции заданного звука.
Один ребенок выкладывает схему на доске.
Педагог Делим слово на слоги. Сколько слогов? Сколько звуков (гласных, согласных)? На каком месте находится звук К?
А теперь произнесите слово кот наоборот, какое слово получится? (ток) Изменится ли схема слова?

Остановка №5
7. Составление предложений по схеме с предлогом К ( с использованием картинок)
Педагог. Посмотрите на схемы предложения и картинки
Давайте составим с их помощью предложения. Что у вас получилось?

В этих предложениях поселилось маленькое слово К – предлог, который стоит отдельно от других слов, его говорят тогда, когда один предмет движется к другому предмету и обозначают на схеме треугольником.
Молодцы! Справились со всеми заданиями и помогли добраться друзьям и звуку К до города букв.

8. Знакомство с буквой К
Педагог. Послушайте стихотворение про букву К [4]

Посмотри на букву К:
Есть нога и есть рука.
Костя Крикнул Кошке: "Кыш!"
Это всё на К, малыш.    

На что похожа буква К? (на усики жука, клюв) В какую сторону смотрит буква К? (в правую)Сколько элементов у буквы К? Какие?
Педагог дает задание детям подобрать к схеме слова КОТ на доске буквы на магнитиках. Чтение слова КОТ. Определение количества букв?

9. Письмо буквы К
Педагог. А теперь ребята настало время нарисовать портрет буквы К, откройте тетрадочки и напечатайте большую букву К в две клеточки, маленькую в одну клеточку. Не забывайте соблюдать расстояние между буквами.

10. Отгадывание ребуса
Педагог. Ребята, буква К очень любит разгадывать ребусы, давайте и мы попробуем!

12. Подведение итогов занятия. Оценка деятельности детей. Путешествие подошло к концу. Наши друзья доставили звук К в город букв, а мы им помогли.
Что вам понравилось на занятии? Расскажите, что нового вы узнали о звуке К? На что похожа буква К?

11. Сюрпризный момент. Звук К благодарит вас, за помощь, он приготовил для вас сюрприз. Сейчас вы протянете ручку в волшебный мешочек, возьмете из него один предмет и узнаете, что это за подарок. ( Конфеты–любимое лакомство звука К)

Приложение