Урок русского языка по теме "Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


      Цели урока:

  • обучающая: учить учащихся самостоятельно формулировать правило различения на письме приставок пре- и при- на основе их значений, способствовать формированию навыка правописания слов с данными приставками;
  • развивающая: развивать умение самостоятельно получать знания, а также логическое мышление, познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности;
  • воспитательная: формировать ценностное отношение к слову, к составляющим его морфемам, к их значению.

Тип урока: изучение нового материала.

Ведущий метод: частично-поисковый, проблемный.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация к уроку «Правописание приставок пре- и при-», учебник «Русский язык. 6 класс.»(авторы:                 (М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.).

Ход урока.

I. Организационный момент.

Эмоциональный настрой учащихся. (слайд 1)
Учитель: Пожелайте себе успехов и скажите: «Я буду внимательным! Буду думать! Буду сосредоточенно размышлять! Буду догадлив, старателен!».

II. Актуализация знаний.

Лингвистическая разминка. (слайд 2)
Вопросы и задания:

  • На какие группы можно разделить данные слова и почему? (Исходите из того, над какой морфемой будете работать, раскрывая скобки.)

Вспомните всё, что вы знаете о правописании приставок. (слайд 3)

  • Запишите слова, раскрывая скобки и распределяя их на три группы в зависимости от правописания. Объясните графически выбор приставки. (слайд 2)
  • Проверим работу: (слайд 4)

Назовите слова первой группы и их приставки (Сбежать, надписать, отдавать, предположить).
-Почему эти приставки неизменяемые?
- Кстати, какое из слов этой группы можно считать «лишним» и почему? (Предположить – две приставки, корень с чередованием)

Назовите слова второй группы.
- Объясните выбор З-С в приставках. Сделайте вывод о правописании приставок на –З, -С.
- Кстати, какое слово в данной группе можно считать «лишним» и почему? (разрастается -  корень с чередованием)

III. Постановка учебной проблемы.

  • Какие слова у нас остались? Прочитайте их. К какой группе их отнесем? Сможем ли мы правильно написать сейчас безударную гласную в этих приставках? (Нет) Почему? (Не знаем правила)
  • Возникла проблема. Какая? (Когда писать пре-, а когда при-?)

Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Сформулируйте тему нашего урока. (слайд 5)
Запишем её в тетрадях.

  • Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему: (слайд 6)

Что мы должны узнать, сформулировать для себя? (правило)
А зачем нам нужно знать правило? (Чтобы применять это правило, различать на письме приставки пре- и при-)

IV. Введение новых знаний – поиск решения учебной проблемы

1. Вернемся к словам третьей группы: (слайд 4)

  • Как вы думаете, какую гласную нужно написать в приставках этих слов? Почему? Какие будут гипотезы о выборе приставок пре- и при-? (Выслушать мнения ребят)

Вопросы-подсказки:

  • Почему пре- и при- называют смысловыми?
  • Одинаковые значения у приставок пре- и при- или разные? (Сопоставьте с приставками на-, з-, с-)
  • Сделайте вывод: от какого условия зависит выбор приставки пре- или при- ? (от значения этих приставок) (слайд 7)
  • Мы решили нашу проблему? (нет)
  • Что для этого нам дальше необходимо выяснить? (Какие значения имеют приставки пре- и при-)

2. Групповая работа – анализ слов с приставками пре- и при-.
Задание: проанализировать слова.

  • Подумать над значением каждого слова.
  • Определить, какое общее значение объединяет слова с вашей приставкой.
  • Сделать вывод-версию о правописании гласной в приставке в вашем случае.

Материал для анализа:
1-ая группа: приехать, прилететь, прибежать.
2-ая группа: пришить, прибить, приколоть.
3-я группа: пришкольный, придорожный, приморский.
4-ая группа: приоткрыть, присесть, приподнять.
5-ая группа: предобрый, премилый, преувеличить.
6-ая группа: преградить, преступить (закон), прервать.
(Данные слова с пропущенными в приставках гласными также записаны на доске.)

3. Презентация работы групп.

  • Составление опорной записи «Значения приставок пре- и при-»

- Каковы ваши гипотезы о правописании приставки при-? (слайд 8)
(Представитель группы устно делает вывод, вставляет пропущенные гласные в словах на доске, все остальные учащиеся записывают в тетрадях.)

  • Каковы ваши гипотезы по поводу написания приставки пре- ?(слайд 9)

4. Работа с учебником.
- Сверим наши выводы с учебником (§32, стр.68-69).
- Есть расхождения? Нет?
- Проблема решена? (Да)

5. Составление опорной схемы «смысловые приставки» .(слайд 10)
- Подведем итог нашей исследовательской работы, составим опорную схему:

  • От какого условия зависти выбор приставки пре- или при- в слове?
  • В каких случаях пишется приставка пре-? При-?

6. Составление алгоритма-рассуждения.
- Как различать на письме гласные в приставках пре- и при-? Как действовать по правилу? Составим алгоритм. (слайд 11)

V. Развитие учебно-языковых умений.

1. Применение алгоритма рассуждения
Устно обоснуйте выбор приставок пре- и при- в словах третьей группы нашей таблицы «Правописание приставок». (слайд 12)

2. Физкультминутка «Приставочки».
(Учитель называет слова с приставками пре- или при-, учащиеся мимикой, жестами, движениями повторяют сказанные слова)

А теперь всем нужно встать, присмотреться, приосаниться, руки медленно поднять, пригнуть пальчики, распрямить их, руки вниз приопустить и так стоять.
А теперь присесть, привстать, принагнуться, снова приосаниться да призадуматься: «А ведь преинтересный урок у нас получился!»
Ми снова присесть на стул и прислушаться к новому заданию.

3. Осложнённое списывание. (слайд 13)

  • Какие слова с изучаемой орфограммой вы услышали при выполнении физкультминутки? Запишите эти слова, вставляя пропущенные буквы. Графически обозначьте условия выбора пре- или при-.

4. Внимательно рассмотрите запись. (слайд 14)

  • Сформулируйте задание к данному упражнению. (Надо продолжить каждый ряд, подбирая примеры слов с приставками пре- и при-.)
  • Молодцы! Теперь по 2 примера к заданию возьмите из учебника  (упражнение №154, стр. 69).

VI. Итоги урока.

  • Наш урок подошел к концу. Давайте подведем итоги .(слайд 15)

- Выполнили мы поставленные цели? Молодцы!

  • Что дал вам сегодняшний урок? Поделитесь своими впечатлениями.

- Прошу вас продолжить фразу: «сегодня на уроке…» (слайд 16)
- Ребята, можно и мне закончить эту фразу. Сегодня на уроке я была довольна вашей работой, вашими ответами (комментирование поставленных оценок).

- Закончу урок пословицей «Воля и труд всё перетрут». Вы это доказали на уроке. Вы – мои труженики! Вы – молодцы!

VII. Домашнее задание.
Для всех:
Связный рассказ о различении на письме приставок пре- и при-.

По выбору учащихся:

  • Упражнение 155;
  • Упражнение 156, 157;

Выписать из сочинения М.Ю. Лермонтова «Панорама Москвы» (стр. 120-125 учебника литературы 6кл.) 5 предложений со словами с приставками пре- и при-. Выполнить графическое обозначение орфограммы.

Презентация