Давайте поиграем!

Разделы: История и обществознание

Классы: 6, 7, 8


Современная школа очень многолика. Можно её воспринимать только через призму стартовой площадки для будущего карьерного роста, можно видеть в ней некий суперцентр, где закладываются все вообразимые характеристики формирования личности. Мне же хочется видеть в школе Дом, где живёт Детство. Сегодня и ребёнку, и взрослому не хватает обычного человеческого общения. Выход – в игре. Да, учёба – это труд, но не надо превращать её в каторгу. Пусть ребёнок сохранит право на ошибки, право на эмоциональное, а не рациональное поведение. Пусть он живёт, взаимодействуя с реальными людьми, а не становится приложением к компьютеру. Игра может многое: от закрепления основного фактологического материала и расширения кругозора учащихся или воспитанников до формирования личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий через реализацию деятельностного подхода. Более всего мне импонируют дидактические игры – они универсальны, их можно использовать как на учебных занятиях, так и во внеучебной групповой деятельности. Практически любая игра держится на определяющей идее, на неком стержне, на который любой педагог или организатор может нанизать своё содержание. Думается, что каждый из нас приходит к этой простой мысли и начинает использовать в своей практике игровые технологии. Я – не исключение. Мне нравится создавать игры, играть с детьми, даже с их родителями. Что-то получается, что-то требует корректировки, но и первое, и второе требует творческого подхода, поиска чего-то нового, а это очень важно для всех участников образовательного процесса. Это просто интересно!

Исходя из всего выше сказанного, хочу предложить вашему вниманию одну из своих игр. Она носит незамысловатое рабочее название, которое всегда можно “украсить” темой конкретной игры – это название “Кто быстрее?”. Эта игра помогает мне систематизировать знания по предмету “История”. Её удобно использовать в качестве обобщающего занятия в конце учебного периода или в качестве командного турнира, например, при проведении Недели истории. Прогнозируемый результат – развитие коммуникационной компетенции учащихся, усвоение самых разнообразных содержаний и развитие психики ребёнка – воспитание уверенности в себе и самодостаточности, расширение межпредметного кругозора учащихся и умение применять полученные знания в нестандартной ситуации; целеполагание и навык достижения цели; всестороннее развитие ребёнка, его умственных, интеллектуальных и творческих способностей. Безусловным требованием к проведению любой игры является создание положительного эмоционального игрового фона через ощущения и физическую активность при взаимодействии с игровым полем, самостоятельный поиск ответа, активность учащихся при установлении связей, сходства или различия между отдельными событиями; свобода выбора у учащихся; многократное повторение предметного материала в его различных сочетаниях и формах.

Оборудование для проведения предлагаемой мной игры минимальное – компьютер, проектор и экран, если есть в оборудовании кабинета интерактивная доска – тоже хорошо, также можно обойтись настольным вариантом игры. Остальной антураж зависит от возможностей и желаний организатора. Сама технология игры очень простая – есть несколько команд (я показываю игру на примере 3-х команд), есть активное игровое поле по предлагаемому информационному объёму. Команды играют в порядке, определяемом обычной жеребьёвкой. Каждый ход игроков комментируется ведущим. В итоге возможны 2 варианта – проигрываются все вопросы или игра останавливается после определённого периода времени (если временные рамки изначально требуется ограничить). В любом случае завершаем игру, не только выявляя победителей, но и проводя активную рефлексию занятия. Для этого необходимо подвести общие итоги, поблагодарить за участие и предложить оценить конкретную игру. Существует большой выбор АМО, а можно их придумать, что собственно я и делаю. Последняя “придумка” – АМО “Волшебный камень желаний” (помните, в сказках – налево пойдёшь, то, направо – это, прямо – ещё что-то). У моего “Камня…” тоже три пути – “Ещё играть!”, “Контрольная работа!” и – самый ценный для меня – “Хочу сам провести!” (Рисунок 1). Вот, собственно, и всё. Есть идея, есть основа, предлагаю два тематических варианта игровых заданий (Приложение 1), дополнительно к ним разработанные в формате презентации два комплекта ребусов (Приложение 2 и приложение 3), также в формате презентации представляю материалы для электронного или экранного варианта игрового поля (Приложение 4) (а настольное поле, сделанное руками моих учеников можно увидеть в приложениях к этой статье (Рисунок 2) и минимум правил – можно этот материал использовать, изменять содержание и дополнять внешние атрибуты. Мультфильм “Исторические заклёпки” (отрывок на усмотрение учителя) мы с детьми использовали в начале занятия по эпохе Петра I (Приложение 5).

Подводя итоги, хочу заметить, что игра, даже если и кажется на первый взгляд слегка громоздкой, на самом деле очень проста и удобна в использовании, хотя, как и любая другая, требует небольшой организационной подготовки. Для меня важно в ней то, что дети воспринимают её именно как игру, играют с удовольствием и ждут следующую с нетерпением!

О других играх иного типа, которые я создала и которыми пользуюсь, и хотела бы предложить для внимания коллег, расскажу в следующий раз…