Развитие речи у детей дошкольного возраста сказкотерапией

Разделы: Работа с дошкольниками


Народная мудрость гласит:
ребенок – это открытая книга
Вселенной, которую взрослым
Надо научиться читать.
Детское творчество – важнейшая
глава этой Великой книги.

Сказка! Как много воспоминаний связано с ней у каждого из нас. Дети с интересом слушают сказки. Сказочные образы эмоционально насыщены, красочны и необычны и в тоже время просты и доступны для детского понимания, правдоподобны и реалистичны. Ребенок с радостью погружается в воображаемый нереальный мир, активно действует в нем, творчески преобразует его. Дети любят сказки, потому что в них – “естественное пространство их безграничного потенциала, потому что в них запрограммирована их взрослая жизнь” (А. Мене Гетте).

Через сказку ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах, возникающих у человека в жизни. Через сказки ребенок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций.

Применение техники сказкотерапии позволяет мне активно развивать не только диалогическую, но и монологическую речь. Дети учатся высказывать свои мысли, структурировать их. Через сказкотерапию я воспитываю “эгоцентрированную” личность (по З.Фрейду), которая в дальнейшей своей жизни сможет решить проблемы, возникшие в личностном плане (соотношение “собственно – Я” с окружающим)

Врачующая способность сказки и была положена в основу целого направления современной психотерапии, получившего название “Сказкотерапия”. Концепция сказкотерапии построена на основании исследований Б. Бэттельхейма, Р. Гарденера, К. Юнга, В. Проппа.

Объединение педагогических и психотерапевтических приемов в единый сказочный контекст составляет новизну и актуальность метода, разработанного Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой.

“Сказкотерапия” – интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, творчество. (А.Р. Лурия).

Сказка способствует развитию творческого начала в человеке. Творчество – как говорит Э.Фрамм, – это способность человека удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях. Наблюдая за детьми в группе, я заметила низкую речевую активность детей. Большинство детей не умеют строить связанные высказывания (нарушается последовательность), речь детей отмечается подвижностью и неустойчивостью. Вызывает затруднение передача в мимике и движениях эмоциональных состояниях.

Срезы показали: низкий уровень – 25%, средний – 40%.

Дети оценивались по критериям:

  1. Интонационная выразительность.
  2. Использование выразительных средств.
  3. Умение составлять связные высказывания.
  4. Владения эмоциональным словарем.
  5. Подбор характеристик героям.
  6. Использование невербальных средств.
  7. Детское словотворчество.
  8. Овладение речевыми умениями через репродуктивную и творческую деятельности.

Дети проявляют интерес к речевому общению, но не достаточно активны в нем. В творческом рассказывании повторяют рассказы сверстников. Критерии 1, 4, 7 – находятся на низком уровне.

Получив данные результаты, я выдвинула гипотезу: если ввести новый вид работы с детьми – сказкотерапию, то можно будет решить проблему низко развитой речи. Исходя из данной проблемы, я определила задачи:

  1. Развивать образность речи, умение использовать в речи разнообразные выразительные средства.
  2. Учить детей активно использовать литературный опыт в творческой речевой деятельности.
  3. Формировать умение использовать вербальные и невербальные средства выразительности в речевом творчестве детей.
  4. Снятие эмоционального напряжения.

В работе опиралась на практические аспекты использования сказок в развитии личности ребенка И.В. Вачкова, Л.Д. Коротковой.

Работу по словесному творчеству начала с подбора сюжетных картинок к сказкам и зашифровке их в виде графического рисунка. Дети с удовольствием превращались в шифровальщиков, изображая сказки с помощью знаков.

Обсуждая, как можно воссоздать образ героя, дети проникают в сферу его мыслей, чувств, поднимаются на новый уровень более глубокого понимания эмоционального подтекста сказки. В группе появился альбом составленных сказок в графическом исполнении.

Сочинение сказок с детьми началось с произведения знакомых сказок, в которые добавлялись другие герои (Красная шапочка по дороге к бабушке повстречала колобка). Затем в сказках дети изменяли место действия (Красная шапочка оказалась в пустыне). Используя прием инверсии, разработанный Л.А. Гуевичем, я научила детей составлять сказки на новый лад, изменяя характер героев (Красная шапочка – хитрая, волк – трусливый).

Сочиняя свои сказки, я научила детей использовать в речи слова – определения, сравнения, образные слова (одна – одинешенька, как в воду опущенный, красный молодец). С помощью игры– фантазирования “Салат из сказок”, научила детей придумывать сказки, совмещая героев и события разных сказок. Составляя небылицы, в речи детей активизировались слова антонимы, синонимы.

Используя приемы мнемотехники (коллажи, мнемотаблицы), научила детей строить модель текста и рассказывать его. Развитие мелкой моторики рук способствует развитию речевого аппарата.

Одним из приемов активизации речевого творчества детей стало эмпатическое рассказывание. Рассматривая рисунки к сказкам, дети представляли, что оказались на месте событий, и описывали, что услышали, почувствовали. Свои сказки дети любят больше запоминают надолго, так как они вобрали в себя ни чье-нибудь, а их собственные переживания и радости. В сказках дети снабжают героя волшебной силой для решения задач, а значит, решают собственные проблемы. Счастливый конец сказки обеспечен, а с ним жизнь детей становится полнее, радостней, что благотворно отражается и на здоровье детей.

Сочиненные, нарисованные детьми сказки – собраны в альбомы, коллажи, панно, и не раз с детьми обыгрывались.

Проигрывание сказок позволяет создавать радостное настроение, устанавливать эмоциональный контакт, активизировать речевое творчество.

Сочинительству детей способствует прием “кляксография”, для создания неопределенных, фантастических образов и действий. Дети придумывали характер клякс – героев, удивительные истории, произошедшие с ними. Я научила детей применять нестандартные решения, используя активно в речи слова– определения, сравнения.

Родители – активные участники всех мероприятий в группе. Использовались такие формы работы, как групповые и индивидуальные консультации; круглые столы, педагогические гостиные – с целью формирования у родителей представления о содержании работы по сказкотерапии. Я сумела создать атмосферу сотрудничества, направленную на согласованность целей, форм организации воспитания детей. Данный вид работы по сказкотерапии позволил родителям увидеть педагогическую ценность сказок. Сближению детей с родителями способствовали совместные праздники, досуги, выставки. В результате родители не были посторонними наблюдателями, они жили с детьми одними интересами. От родителей получали помощь в изготовлении атрибутов к проигрыванию сказок.

Результатом работы служат изменения в речевом развитии детей. Дети научились активно экспериментировать со словом, придумывать новые выражения, самостоятельно сочинять сказки. В сказках – сочинялках проявляют творчество и фантазию. При пересказывании сказок используют образные выражения.

У детей заметно проявление инициативы и самостоятельности в придумывании сказок, небылиц. Большинство критериев находятся на высоком уровне.

Произошли изменения в эмоциональной сфере детей. Дети научились осмысливать переживания сказочных героев и воспроизводить ритм, в котором эти чувства протекают. В играх драматизациях научила использовать невербальные средства выразительности. Музыка также помогает детям более выразительно исполнить образ.

Использование сказкотерапии позволило воспитать культуру речевого общения дошкольников. По тому, как ребенок строит свои высказывания, насколько интересно, образно умеет рассказывать и сочинять, можно судить об уровне его речевого развития и одновременно об уровне его умственного, эстетического и эмоционального развития.