"Химические реакции". 8-й класс

Разделы: Химия

Класс: 8


Цель:

– закрепить у учащихся признаки химических реакций, сформировать понятие об индикаторах, катализаторах.
– развивать приемы исследовательской деятельности.

На уроке мы с вами познакомились с понятием химическая реакция и признаками реакций, напомним их:

– что такое химическая реакция или превращение;
– какие признаки химических реакций известны?

Проиллюстрируем на опытах эти признаки. Вы сегодня молодые ученые, которые знакомятся с удивительным миром экспериментальной химии.

Проведите опыты, указанные в таблице и внесите в нее свои наблюдения.

(Техника безопасности, правила работы с веществами.)

Вещество. Проводимый эксперимент. Наблюдаемые признаки. Вид явления.
Кусочек мела и раствор серной кислоты. Добавление кислоты в пробирку с кусочком мела.    
Раствор сульфата меди и гидроксида натрия. Сливание растворов.    
Раствор гидроксида натрия и серной кислоты. Сливание растворов.    

– Почему мы ничего не видим, значит, реакция не идет?

На самом деле реакции протекает, но для ее видимости нам требуется что-то еще.

Вспомните, на приборе управления машины есть указатель количества бензина – называется ИНДИКАТОР.

Обратимся к химическому словарю. ИНДИКАТОРЫ (с позднелатинского) – указатель. Они указывают изменения, происходящие в реакционной системе, о ее состоянии, изменяют свой цвет в присутствии разных веществ.

Индикаторы – вещества, меняющие окраску в зависимости от среды.

Исследуем, как изменяют индикаторы свой цвет в различной среде.

Работают по рядам. (Таблица только на доске.)

реактив Фенолфталеин.
1-й ряд
Универсальный индикатор,
2-й ряд
Метилоранж,
3-й ряд
серная кислота      
вода      
гидроксид натрия      

Таким образом, еще один признак химической реакции – изменение цвета мы подтвердили на практике.

К пробирке с гидроксидом натрия, добавим кислоты – что видим, т.е. использование индикатора позволяет определить протекание реакции.

Как вы считаете, можно ли использовать индикаторы в быту?

– В биологии понятие кислые почвы и щелочные почвы – проводят известкование или раскисление.
– Некоторые цветы в течении своей жизни меняют окраску, а это значит…(закончите мысль)
– А вот гортензия бывает разного цвета в зависимости, на какой почве она растет.

В качестве индикаторов можно использовать большинство окрашенных плодов, овощей, и даже лепестков цветов.

У нас есть ягоды, свекла и растворы кислоты и щелочи.

Какую цель поставим? – Выяснить, как изменяется окраска в зависимости от среды?

Опыт. Результат. Комментарии.

А можно ли заставить реакцию протекать быстрее?

Проведем опыт с перекисью водорода.

Опыт. В пробирку налейте 1 мл пероксида водорода и добавьте оксид марганца (IV). Что наблюдаете?

Для чего ввели оксид марганца? Катализатор – вещество, ускоряющее реакцию.

Домашнее задание (на выбор).

1) Исследовать продукты на наличие в них катализаторов.

2) исследовать какие вещества могут выступать в роли индикаторо.в

Предлагаю одну из работ, выполненных учащимися в качестве домашнего задания. (Приложение 1)