Особенности жанра в "Житии Александра Невского"

Разделы: Литература


Цель урока: закрепить знания учащихся об особенностях жанров древнерусской литературы; выявить признаки житийного жанра в древнерусском тексте.

Оборудование:

1) Кроссворд по “Житию Александра Невского” (Приложение 1);
2) Карточки для групповой работы по различным жанрам древнерусской литературы (летопись, поучения, повесть);
3) Карта “Битва русских со шведами” (Рисунок 1);
4) Картина “Ледовое побоище” (худ. В. А. Серов, 1942) – (Рисунок 2);
5) Портрет А. Невского (худ. П. Корин 1942 г.) – (Рисунок 3);
6) Выставка книг, посвященная жизни А. Невского;
7) Ордена Александра Невского разных периодов истории России (Рисунок 4).

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

– Сегодня заключительный урок по теме “Житие Александра Невского”. Нам предстоит выявить признаки житийного жанра в древнерусском тексте, необходимо вспомнить и повторить уже известные нам жанры древнерусской литературы.

I. Проверка домашнего задания:

1) Словарная работа:

Разгадать кроссворд, составленный из слов текста “Житие А. Невского” (2 человека на месте).

2) По отдельным отрывкам из текстов древнерусской литературы необходимо определить: из какого текста эти слова и какого жанра исходный текст?

А) “Поучение В. Мономаха” (около 1117 года).

Б) “Домострой” (XV–начало XVI века): “Как детей учить и страхом спасать”; “Как детям отца и мать любить, и беречь, и повиноваться им, и покоряться им во всем”.

В) “Повести временных лет” (начало XII века); “Сказание о Кожемяке” (992 г.); “Смерть Святополка” (1019 г.); “Повесть о разорении Рязани Батыем” (не позже XIV века); “Повесть о Горе-Злосчастии” (17 в.).

Г) “Слово о полку Игореве” (1185–1187 г.)

III. Устный тест по древнерусской литературе :

Пока ребята готовятся отвечать, я бы хотела выяснить, насколько хорошо вы разобрались с жанрами древнерусской литературы.

1) Что вы знаете об истоках древнерусской литературы?
– Появляется в конце Х века, это связано с крещением Руси в 988 году;существует по ХVII столетие. Границы древнерусской литературы четко не очерчены.

2) Что лежит в основе древнерусской литературы?
– Высокоразвитый фольклор: сказки, обрядовая поэзия, пословицы и поговорки + мифологический эпос: родовые предания, топонимические легенды (о причинах названий городов, племен и т.д.), песни о военных походах, героические сказания (былины).

3) Упразднила ли древнерусская литература фольклор и мифологию?
– Она существует параллельно, но с развитием городов фольклор вытесняется за городскую черту, начинают появляться фольклорные записи.

4) Назовите признаки древнерусской литературы? –

  1. Длительное время существует только в рукописном варианте.
  2. Анонимность текста.
  3. Отсутствие авторского индивидуального стиля.
  4. Стремление создать канонический текст.

5) Назовите жанры древнерусской литературы?
Летописи, повести, поучения, слово, житие.

6) Как возник термин "летопись"?
– Летопись – древнейший жанр. Лето(год)+писание. Характерно хронологическое описание исторических событий, только факты и ничего, кроме них. Характерен традиционный зачин "в лето…". Первоначальная задача летописи– сохранение исторической памяти, фактов.

7) Приведите примеры текстов, относящихся к жанру “повесть”.
"Повесть о разорении Рязани Батыем", "Повесть о Горе-Злосчастии", "Повесть временных лет", "Повесть о Петре и Февронии Муромских".

8) Чем жанр древнерусской литературы "слово" отличается от жанра “повесть”? Аргументируйте свои ответы.
– Именно собственное отношение рассказчика к описываемым им событиям делают "Задонщину" и "Слово о полку Игореве" художественными текстами.

IV. Проверка работ учащихся у доски (выставление оценок) за

  1. определение жанра и текста по предложенным фрагментам;
  2. кроссворд.

V. Анализ текста “Житие Александра Невского”:

Что лежит в основе “Жития”?
– Реальные биографии исторических лиц.

О каждом ли реальном лице можно написать житие?
– Нет, если это идеальный образ, соответствующий традиционной схеме:

  1. Благочестивые родители.
  2. Раннее монашество.
  3. Религиозный подвиг.
  4. Блаженная кончина и чудеса у гроба.
  5. Похвальное слово святому.

– Нам необходимо будет найти в “Житии Александра Невского” все эти признаки.

– Сказалась ли семантика имени на судьбе героя?

Что означает имя Александр?
– Защитник людей (Алексей – защитник, Андрей – человечный).

1) Чем понятия “житие” и “жизнь” отличаются друг от друга (по аналогии с “бытом – бытием”)?
– Житие – "ограниченная" жизнь…

2) Почему текст “Жития” начинается с самохарактеристики автора? В чем необходимость этого объяснения с читателем?
– Показывает достоинства Невского, свою ничтожность: не всякий достоин написания "Жития".

3) Какова функция родословной главного героя?
– Это одна из черт жанра "Житие".

4) Как в тексте показана исключительность героя? Какова художественная функция имен? Подтвердите текстом.
Обобщенный героический положительный образ.

5) Чем обусловлено нашествие войск “Короля римской веры” из Полуночной страны? Какую характеристику содержит такое определение? Подтвердите текстом.

6) Чье войско заведомо сильнее: Александра или неприятеля? Что предшествовало победе?
– Видение Пелугия.

7) Что вы знаете из уроков истории о битве русских со шведами под предводительством А. Невского?

(Сообщение учащегося а) о ходе сражения русских со шведами с использованием карты, картины“Ледовое побоище”, б) орденах имени А. Невского.)

8) Почему шведы, имея огромное преимущество, потерпели поражение? Подтвердите текстом.
– Русским помогает Бог.

9) Какое значение имеют здесь имена княжеских дружинников? Почему из всей дружины поименовано только 6?
Число 6 можно представить как 3+3. 3 – магическое число у христиан.
Гаврило Олексич, Сбыслав Якунович – зрелые дружинники. Иаков полочанин (из Полоцка) – ловчий(род занятий),новгородец Миша (из Новгорода).Савва был из младшей дружины, Ратмир – слуга. В целом возникает образ воюющего народа древних русичей всех сословий, возрастов и состояний, готовых на защиту родной земли, не щадящих жизни своей.

10) Почему победа Александра над противником трактуется здесь как мистическое чудо? Как это связано с законами жанра?
– Согласно жанру жития должен быть "религиозный подвиг".

11) Как соотносятся здесь факты реальной биографии князя Александра и канонические добавления к ним?

12) Какое место в судьбе кн. Александра имело монашество? Подтвердите текстом.

13) Как в народе еще отразилась похвала святому?
Икона в церкви, молитва А. Невскому.

VI. Домашнее задание:

  1. Дайте письменный ответ на вопрос: Признаки жанра "житие" в древнерусском тексте.
  2. Прочитать “Житие протопопа Аввакума”, отметить непонятные слова.

VII. Итог урока. Выставление оценок.