Интегрированный урок литературы и музыки по теме "Родная земля". 5-й класс

Разделы: Литература

Класс: 5


Цель урока: посредством поэзии и музыки воспитывать у школьников чувства любви к Родине, родной природе

Задачи урока: проанализировать стихотворение Н. Рыленкова “Все в тающей дымке…”, определить в нем роль изобразительно-выразительных средств языка; проанализировать музыкальное произведение П.И. Чайковского “Апрель. Подснежник” из цикла “Времена года”, закрепить знания по теории музыки

Тип урока: интегрированный урок

Оформление на уроке: выставка детских рисунков к стихотворению Н. Рыленкова “Все в тающей дымке…”, музыка П.И. Чайковского “Подснежник” из цикла “Времена года”, презентация с портретом Н. Рыленкова, П.И. Чайковского, иллюстрациями

Эпиграф:

“Не небесам чужой отчизны – я песни Родине слагал!”
Н.А. Некрасов

Ход урока

Учитель литературы (УЛ): Сегодня мы проведем интегрированный урок литературы и музыки “Родная земля”.

Учитель музыки (УМ): Этот урок посвящен теме русской природы, родной земли, теме Родины.

УЛ (под фонограмму песни):

С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот,
С той самой березки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растет.
А, может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца…

УМ: Известный русский писатель Константин Георгиевич Паустовский писал: “Каждый любит природу по-своему… Сила эстетического воздействия нашей природы так велика, что, не будь ее, не было бы блистательного Пушкина,.. Чайковского,.. Льва Толстого, Пришвина… Любование природой есть следствие любви к ней, а любовь к родной природе один из вернейших признаков любви к своей стране…”

УЛ: Родина… Она у человека только одна. Порой мы даже не задумываемся, что наш дом, друзья, улица, на которой все знакомо с детства, речка, парк – все это по крупинке складывается в одно понятие – родина. А это значит – родное, дорогое сердцу, незабываемое. Это родные наши места, родные люди, родная природа.

УМ: За Родину во все времена люди шли на битву, о Родине тосковали, находясь вдали. О Родине, родной природе слагали и слагают лучшие стихи и песни.

Учащиеся класса исполняют песню “Вечная Русь”.

УЛ: Послушайте, ребята, как о русской природе говорят известные поэты-певцы своей Родины

Заранее подготовленные учащиеся класса читают наизусть стихотворения о природе.

УМ: Ребята, красоту родной природы особенно тонко чувствуют художники, поэты, композиторы. Шелест листьев, запах земли, цвет воздуха, щебет птиц – все это проникает в искусство! Давайте послушаем, как воспевает природу русский композитор, наш современник Георгий Струве.

Ученик исполняет песню Г. Струве “Музыка”.

УЛ: Эпиграфом к нашему уроки стали слова русского поэта Н.А. Некрасова: “Не небесам чужой отчизны – я песни Родине слагал!” Прочтите еще раз про себя эти строки, постарайтесь проникнуться ими, постарайтесь понять высокие чувства поэта к родному краю.

УЛ: Ребята, вспомните имена русских поэтов, в чьих произведениях воспевается красота родного края.

УМ: Кто из известных вам композиторов воспевал русскую природу?

УЛ: Почему поэтов и композиторов называют “певцами” природы, “певцами” Родины?

УМ: Почему они “певцы”?

УЛ: Зачем поэты рисуют картины природы?

УМ: Были ли в вашей жизни мгновения, когда вы особенно ярко почувствовали красоту природы?

УЛ (обобщение): Ребята, вы верно отметили, что без любви к Родине нельзя с такой нежностью, с таким лиризмом, душевной теплотой передать в поэзии и музыке красоты родного края.

Анализ произведения П.И. Чайковского “Подснежник” из цикла “Времена года”:

Заранее подготовленный учащийся класса кратко рассказывает о композиторе.

УМ: Тема родной природы издавна привлекала музыкантов. Природа дарит музыке неповторимые звуки и тембры. Среди ярких музыкальных картин, связанных с изображением природы, – цикл П.И. Чайковского “Времена года”. Каждая из 12 пьес цикла представляет образ одного из месяцев года, причем этот образ чаще всего передан через пейзаж русской природы. Сегодня мы познакомимся с произведением, посвященным апрелю. Чайковский назвал его “Подснежник” и предпослал эпиграф из стихотворения русского поэта Аполлона Майкова:

Голубенький, чистый
Подснежник-цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок...
Последние слезы
О горе былом
И первые грезы
О счастье ином…

УМ: Образ ранней весны, первого весеннего цветка связывается с пробуждением сил человека к новым чувствам, свету, солнцу. Маленький цветок, растущий прямо из-под снега, становится символом извечного стремления к жизни, пробуждением природы. Сейчас мы прослушаем музыкальный фрагмент “Подснежник” из цикла Чайковского “Времена года”. Внимательно вслушивайтесь в звуки природы.

Звучит музыкальный фрагмент “Подснежник” из цикла Чайковского “Времена года”.

УМ: Какие звуки природы вы услышали в музыкальном фрагменте?

УМ: Мелодия проходила в одном голосе или в разных голосах?

УМ: Для чего Чайковский использовал это средство музыкальной выразительности?

УМ: Посмотрите на графическое изображение мелодии (слайд в презентации – ноты пьесы “Подснежник”). Мелодическая линия устремляется вверх, подчеркивая стремление цветка к солнцу, к свету. На нижней строчке вы видите частый, пульсирующий рисунок: такой ритм аккомпанемента придает музыке взволнованность, трепет. Почему музыкальный пейзаж, переданный Чайковским, можно сравнить с пейзажем в лирическом произведении? (Ярко передает процессы, происходящие в природе; красочно и многообразно показывает окружающий мир.)

УМ: Какие словесные определения, метафоры из области литературы мы используем для характеристики музыкального произведения?

Анализ стихотворения Н. Рыленкова “Все в тающей дымке…”:

Заранее подготовленный учащийся класса кратко рассказывает о поэте.

УЛ: Ребята, дома вы выучили стихотворение Н. Рыленкова “Все в тающей дымке…” и проиллюстрировали понравившиеся строки. Перед вами выставка рисунков к стихотворению. Здесь вы показали свое восприятие стихотворного текста, свое видение красот русской природы. Прочтите стихотворение.

УЛ: Какова главная тема стихотворения Рыленкова?

УЛ: Какова его основная мысль?

УЛ: В чем видит поэт особенности русской природы?

УЛ: А что помогло Н. Рыленкову подметить эти особенности?

УЛ: Вспомните, что такое эпитет? (Ответ учащихся.) С помощью каких эпитетов рисует поэт своеобразие русской природы?

УЛ: Вспомните, что такое олицетворение? (Ответ учащихся.) Найдите в тексте стихотворения “Все в тающей дымке…” олицетворения.

УЛ: Для чего автор использует эти изобразительно-выразительные средства языка?

УЛ: Что сближает стихотворение Рыленкова “Все в тающей дымке…” и строки Н.А. Некрасова, взятые эпиграфом к уроку?

Вывод:

УЛ: Итак, ребята, мы с вами проанализировали стихотворение Рыленкова “Все в тающей дымке…”, определили его тему и основную мысль, нашли изобразительно– выразительные средства языка. Мы сделали вывод, что поэт горячо любит свою Родину, ее неповторимую природу.

УМ: На уроке мы познакомились с произведением великого русского композитора П.И. Чайковского “Апрель. Подснежник” из цикла “Времена года” и проанализировали его; определили мелодическую линию, ритмическую пульсацию произведения.

УЛ: Музыка и слово – два великих начала, две стихии искусства.

УМ: Любовь к Родине, природе своей страны нашла яркое отражение в произведениях великих поэтов и композиторов.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру “Как выражают любовь к природе композиторы и поэты”.