Рейтинг@Mail.ru

Автоматизация звука "р" в слогах, словах, предложениях. 2-й класс

Разделы: Логопедия


Цели:

  • закрепить правильное произношение звука «р» в слогах, словах и предложениях;
  • закреплять навыки звукового анализа и синтеза;
  • учить обучающихся контролировать своё произношение;
  • развивать фонематический слух и фонематическое восприятие, речевое дыхание, артикуляционную моторику;
  • активизировать словарный запас;
  • воспитание контроля за правильностью своей речи и речи других;
  • воспитание самостоятельности, усидчивости.

Оборудование: план анализа артикуляции, характеристика звука «р», звуковые линейки с фишками, авторская мультимедийная презентация , мультимедийный проектор, экран, компьютер, зеркала.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Приветствие, проверка готовности класса к уроку, рапорт дежурного

Приложение 1, Слайд 2.

3. Настрой на работу

Слайд 3.

Мы будем разговаривать.
Мы будем разговаривать.
Правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

4. Объявление темы урока

Выделение из речи и текста часто встречающегося звука. Слайд 5.

Деревянный Буратино Карабаса обхитрил:
Дверь в каморке под картиной золотым ключом открыл.

4. Нахождение на сюжетной картинке и произнесение слов со звуком «р»

Слайд 6–8

5. Развитие фонематического слуха

Слайд 9. Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком «р».

6. Артикуляция звука «р»

Характеристика звука «р»: согласный, твёрдый, звонкий, сонорный, ротовой, переднеязычный, дрожащий. Слайд 10–11.

6. Артикуляционная гимнастика

Для того чтобы произносить звуки правильно и чисто, язычок должен быть гибким и сильным. Для этого нужно делать артикуляционную гимнастику. Слайд 12.

Не забывай делать гимнастику перед каждым занятием с трудными звуками (около зеркала).

Выполним основные упражнения для постановки звука «р»: чистим зубы, качели, барабан, вкусное варенье, грибок, индюк, заборчик, лошадка, маляр. Слайды 13–21.

7. Изолированное произношение звука: громко, тихо, средним голосом. Слайд 22. Пропевание (рычание) мотива знакомых песен.

8. Фонетическая зарядка

Слайды 23–28.

РА-РА-РА – у лисицы есть нора
РО-РО-РО – у нас новое ведро
РЫ-РЫ-РЫ – у мальчиков шары
АР-АР-АР – закипает самовар
ОР-ОР-ОР – созревает помидор.

Ра-ра-раки, раки-забияки.
Ра-ра-раки, не бояться раки драки.
Ры-ры-ры – вылезают они из норы
Ор-ор-ор– это хор
Ор-ор-ор – поёт песню хор
Ором-ором-ором – споём песню хором

9. Игра в рифмы

Добавить слово со звуком «р» в рифму в каждой строчке. Слайд 29.

Ра-ра-ра – звук «р» учить …..(пора)
Ра-ра-ра – радость, радуга …(нора)

10. Игра «Составь слова»

Слайд 30.

11. Игра «Доскажи словечко»

Слайд 31.

12. Работа со звуковой линейкой

Назвать предмет (предметы) на слайде, на звуковой линейке показать жетоном место звука «р» в данном слове. Слайды 32–59.

13. Физкультминутка

14. Составить предложения по сюжетным картинкам

Слайды 61–65.

15. Проговаривание скороговорок в разном темпе

(Очень медленно, в среднем темпе, быстро, очень быстро). Слайды 66–69.

Обрадован баран – у барана барабан.
По бревну бобры бредут брёвна грызть бобры идут.
Пётр Петрович Прыгунов прибыл из Перми в Ростов.
Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок – сорок морок.

16. Итог урока

Слайды 70–71.

Литература:

Коррекция звукопроизношения у детей. А.Ф.Рыбина. Издательство «Учитель», Волгоград.