Творческая мастерская по сказкам М.Е. Салтыкова-Щедрина "Сказка – ложь, да в ней намек"

Разделы: Литература


Цели:

Образовательные:

  • знакомство с тематикой и проблематикой сказки «Повесть о том, как один генерал двух мужиков прокормил».
  • Раскрыть природу сатирического в сказке и прокомментировать понятия «Ирония», «Гипербола», «Фантастика», «Гротеск»;

Развивающие: продолжить развитие коммуникативных компетенций учащихся (умение сопоставлять, анализировать, исследовать, аргументировать и делать выводы), лингвистическую зоркость (умение видеть меткость и остроту слов Салтыкова – Щедрина), творческие способности учащихся.

Воспитательные: воспитание уважения к мнению других, умение слушать. Привитие интереса к русской литературе, к русскому слову.

Тип урока: усвоение новых знаний

Форма урока: творческая мастерская.

Оборудование: презентация, раздаточный материал для учащихся «Словари», газета, листы бумаги А4.

Ход урока

Ι. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята. Меня зовут Минигуль Авхадиевна.

Урок литературы по теме «Сказка – ложь, да в ней намёк…» (по сказке М.Е. Сатыкова – Щедрина «Повесть о том, как один мужик генералов прокормил») буду проводить у вас я. (Приложение 1, Слайд 1)

– Я вижу на ваших столах газеты. Покажите их?

– Нет, ни одна из ваших газет не похожа на ту, которую читали генералы из сказки Салтыкова – Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

– А кто помнит, что это была за газета?

(«Московские ведомости») (Слайд 2)

– И эту газету нашли генералы где? (На необитаемом острове)

Вслед за нашими героями сказки мы отправимся на необитаемый остров и выясним, в чём особенность сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина. В этом путешествии у нас будет особая миссия.

– Ребята, как вы понимаете слово «мастерская»? (Место, где что-то творят, создают, придумывают».)

У нас урок – творческая мастерская. Мы будем работать над проектом, результатом которой является создание «Дерева Мудрости» , в этом и заключается наша миссия на необитаемом острове.

Социоконструкция.

А.М. Горький писал: Щедрин шёл в ногу с жизнью, ни на один шаг не отставал от неё, он пристально смотрел в лицо ей и – горько пророчески хохотал надо всем и все».

Вместе с писателем «пристально посмотрим» на его героев и мы и посмеёмся, может быть, над ними.

В некотором царстве, в некотором государстве жили были…..? Они и являются главными героями сказки.

Поработаем в группах. Ваша задача:

Дать сравнительную характеристику 1, 3 группы генералов

2,4 группы мужика.

Поможет вам в этом опорный план. (Слайд 3)

1. Отношение к работе?
2. Умны ли герои?
3. Что умеют делать герои?
4. Каким запасом знаний обладают герои?
5. Как герои относятся к себе и другим?

Афиширование

Выступления учащихся: 1 и 3 группа выступают, 2–4 добавляют новую информацию.

Примерная характеристика генералов и мужика в «Повести…»

Генералы мужик
-Ничего не умеют и не хотят делать

– глупые («ничего не понимали»)

–беспомощные

– по сравнению с мужиком они цивилизованны (знают, что такое Вавилонская башня)

– не способны думать ни о ком, кроме как о себе (когда хотели есть, чуть не съели друг друга)

– все время занят работой

– глуп в некоторых ситуациях (сам свил веревку, которой его связали)

– мастер на все руки, сметлив

– обладает определенным запасом знаний (знает, как добыть огонь, как сделать силок)

– генералов кормит самым лучшим, а себе почти ничего не берет(«нарвал генералам по десятку спелых яблок, а себе взял одно, кислое»)

– выполняет все желания генералов, во всем им подчиняется, покорен

– Сопоставьте характеристику с иллюстрациями.

– Подведём итог данной работы.

Приём «Ассоциации»:

Работа в группах. (листья)

Перед вами лежат листочки. В центре запишите героя, над образом которого вы работали. Это ключевое слово. Теперь каждый из участников группы должен будет записать по одной ассоциации, возникающей у вас при слове «генералы», «мужик». Это могут быть слова, словосочетания. Писать можно как угодно располагая слова, ручками любого цвета.

Афиширование.

Выступает один ученик из группы. Полетели наши листочки на необитаемый остров.

Физкультминутка.

(Откинулись на спинку стула. Расслабились)

– Давайте отдохнём с пользой. Я корреспондент «Московских ведомостей».

Кто из вас хочет побыть генералом? А на должность крестьянина-труженика есть желающие? Определились.

Интервью у литературных героев

1. Благодаря тебе, любезный, генералам удалось выжить на необитаемом острове. Твоими стараниями их превосходительства и в Петербург возвратились. А отблагодарить-то они тебя забыли?

(«…Выставили ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужик!»)

1. «Ваше сиятельство, примите мои уверения в совершен ном моем почтении...» Говорят, учреждение, — где вы служили, «упразднили», а вас «выпустили на волю». А совсем недавно прошел слух, что сам министр собирается вызвать вас и предложить новое место службы. При этом вам придется заполнить анкету, или «опросный лист», как говорили тогда. Что вы запишете в графах «место рождения» и «место жительства»?

(Место рождения: «какая-то регистратура». Место жительства: Санкт-Петербург, Подъяческая улица.)

Продолжаем работу с огоньком.(ветки)

Репродуктивный вопрос.

– Над кем из героев Салтыков – Щедрин смеётся более зло: над мужиком или генералами?

(над генералами).

И в этом помогают писателю приёмы , которые применил автор в своём произведении, рисуя образы героев.

– Какими же литературными приёмами Салтыков – Щедрин добивается смеха, судит пороки людей?

(Дети называют гиперболу, гротеск, иронию, фантастику). (Слайд 5)

Работа в группах.

1. группа работает с понятием «ирония»
2. группа с понятием «гипербола»
3. группа с понятием «гротеск»
4. С понятием «Фантастика»

Ваша задача : дать определение понятия и аргументировать свой ответ примерами из текста.

Афиширование.

Выступление представителей с каждой группы.

Впишите своё понятие в коричневую полоску – это веточка к нашему листочку. Ведь эти приёмы и средства помогают ярко раскрыть образы данных героев и присоединим их к дереву.

Скоро сказка сказывается, а скоро ли дело делается?

Герои на месте, приёмы есть, но ведь всё это собрано здесь вместе неслучайно. Их что – то объединяет? Что?

(Тема произведения)

Ствол, ребята, для растения служит опорой, а в художественном произведении – это основа, тема произведения.

Работа в группах.

Задание: каждый член группы должен ответить на вопрос: какова тема сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

После этого суммируете информацию, и записываете её в кружочках, которые лежат у вас на столах.

Афиширование.

Прикрепляем к стволу.

(приклеивание кружочков с темой).

Ну что-то некрепко стоит наше дерево на земле. Почему? (Нет корней.)

Ведь это самое главное у всех растений.

У любого литературного произведения тоже есть главная основная мысль, или как мы её ещё называем – идея.

Значит корни – идея (главная мысль) произведения.

Работа в группах:

– Что хотел сказать М.Е. Салтыков-Щедрин своим произведением.

(Обсуждение в группах.)

Афиширование.

Запись идеи на кусочках корней и присоединение к дереву.

Дерево Мудрости готово.

Но я тоже не хочу остаться в стороне от нашего общего дела. Я хочу внести свою лепту, привезла с собою солнышко, горячее обжигающее, это солнце под названием сатира. (Определение.)

Сказка Салтыкова – Щедрина она какая? (Сатирическая).

В своей сказке автор ставит актуальные, наболевшие проблемы общества: тупость и неприспособленность к жизни генералов, рабскую покорность всё умеющего мужика.

Рефлексия.

Вернёмся к нашей газете «Московские ведомости».

Какую информацию нашли голодные генералы в ней? (О еде.)

– Как вы думаете, какие разделы нужно добавить в эту газету?

А давайте в редакцию газеты «Московские ведомости» отправим СМС сообщения, посвящённые генералам и мужику.

Работа в группах:

Цель проста:

Какие пороки необходимо исправить данным героям?

(это могут быть сообщения о приёме на работу мужика, Приглашение генералов в фитнес-клуб, срочно уходи с острова и живи своей жизнью, тебя ищут голодные генералы ).

Афиширование

– Молодцы, ребята. Мы сделали всё что могли, на этом необитаемом острове.

Сказка – ложь, да в ней намёк…

Писатель не просто намекает, а он убеждён, что самое важное для человека – найти своё место в жизни, реализовать свои возможности. Отказавшись от своего предназначения, человек теряет и уродует свой облик.

Домашнее задание: написать эссе «О чём я думала (думал) читая сказку Салтыкова-Щедрина».

Оценивание.

Оцените работу своей группы. Перед вами смайлики. Выберите ту, которая говорит о вашей работе.

Итог урока: Благодарю за урок. Мне очень интересно работалось с вами.