Урок письма и развития речи по теме "Строчная буква "к". Слоги и слова с буквой "к"". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель: способствовать формированию у школьников четкого образа строчной буквы «к», слогов и слов с буквой «к».

Задачи:

  • обучающая: закреплять знания о видах соединения букв при письме, учить правильному написанию строчной буквы «к», её соединению с другими буквами, списыванию рукописных слогов и слов;
  • развивающая: продолжать развивать образную память, умение ориентироваться у себя в тетрадях, слушать учителя и одноклассников, умение анализировать слово, воспринятое на слух, делить его на слоги, навыки соблюдения гигиенических требований при письме;
  • воспитательная: воспитывать положительный интерес к письму, аккуратность написания в тетрадях;
  • коррекционная: осуществлять коррекцию координации движений, мелкой моторики руки, глазомера, орфографической зоркости.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: экран, мультимедийное оборудование, палочки (по три на каждого учащегося), презентация (Приложение 1).

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель (Слайд 1):

Посчитаем до пяти.
Один, два, три, четыре, пять.
Урок пора нам начинать.
Вы тихонечко присядьте.
Рассаживаются за парты.
Спины выпрямляют.
На пол ноги вы поставьте.
Ставят ноги на пол.
Спинки все вы разогните.
Руку левую на парту,
Кладут левую руку на парту.
Сверху правую кладите.
Кладут сверху левой руки правую руку.
Глазки к верху поднимите,
Поднимают глаза кверху.
Взгляд на парту опустите.
Опускают взгляд на парту.
Посмотрите влево,
Смотрят влево.
Посмотрите вправо.
Смотрят вправо.
Слушайте внимательно.
Работайте старательно.
Все задания выполняйте.
Руки тихо поднимайте.
На вопросы полным ответом отвечайте.
Учителя и одноклассников не перебивайте.

– И так, начинаем наш урок.
– Какой сегодня день недели?
– Сегодня день недели пятница.
– Назовите, какое сегодня число и месяц?
– Сегодня 14 декабря.
– Какой сейчас урок по счёту?
– Сейчас второй урок.
– Как называется урок?
– Урок письма и развития речи.
– Сегодня 14 декабря мы проведём урок письма и развития речи с нашими помощниками – сказочными героями Буратино и Мальвино. Поприветствуем их.

Машут рисункам на слайде с изображением Буратино и Мальвино.

– Вместе с Буратино и Мальвиной мы будем проходить тему «Строчная буква к. Слоги и слова с буквой к».

(Слайд 2)

На этом уроке вам нужно помочь Буратино выполнить задания, приготовленные Мальвиной. Ребята вы согласны помочь Буратино выполнить задания?

– Да, согласны.

– Буратино очень надеется на вас. Помогая ему мы с вами будем продолжать работу над написанием строчной буквы к, повторим, как пишутся обратные закрытые слоги со строчной буквой к, научимся писать прямые открытые слоги со строчной буквой к и слова с этими слогами.

Работа ваша на уроке будет оцениваться по тому, как вы выполняете задание: правильно или не правильно; как отвечаете на вопросы: полными или не полными ответами; как пишите на доске и в тетради: аккуратно или не аккуратно, правильно соединяете буквы или не правильно.

Если все задание выполняете правильно и аккуратно, то получаете оценку «5»; если при выполнении задания вы допускаете небольшие ошибки – оценку «4», если при выполнении делаете больше трёх ошибок и не аккуратно – оценку «3». Желаю вам на уроке быть внимательными и аккуратными.

II. Повторение изученного материала

1. Игра «Отгадай-ка»

– Мальвина предлагает нам вместе с Буратино поиграть в игру: «Отгадай-ка».

(Слайд 3)

– Рассмотрев рисунки, вам надо назвать, кто на них изображён. Если вы отвечаете правильно, то картинки станут цветными.

(Рассматривают картинки животных.)

– Подумайте и скажите, кто изображен на первом рисунке слева?
На первом рисунке слева изображён конь.

(Слайд 4)

– Кто изображен на втором рисунке слева?

На втором рисунке слева изображена корова.

(Слайд 5)

– Кто изображен на третьем рисунке слева?
На третьем рисунке слева изображена кошка.

(Слайд 6)

– Обратите внимание, все картинки раскрашены. Значит с заданием игры «Отгадай-ка» вы справились.

– Мальвина оценила на «5» участие в игре «Отгадай-ка» … (называются имена учащихся). Вы отвечали правильно и полными ответами. Оценку «4» получили ... (называются имена учащихся). У вас в ответах на вопросы встречались небольшие недочёты. Оценку «3» получают … (называются имена учащихся). Вы высказывались (говорили) не всегда правильно и не всегда полными ответами.

2. Проверка домашнего задания.

– Кем являются для нас конь, корова, кошка?

(Рассматривают картинки животных.)

– Конь, корова, кошка – это домашние животные.
– Проговорим названия изображённых домашних животных ещё раз. Я указкой показываю животное, а вы хором отвечаете.

(Смотрят за кончиком указки и проговаривают вслух названия домашних животных хором: конь, корова, кошка.)

– Подумайте и скажите, на какой звук начинаются все эти слова?
Слова конь, корова, кошка начинаются на звук [к].
– Звук [к] гласный или согласный?
– Звук [к] согласный.
– Какая буква содержит звук [к]? Сконструируйте её у себя на партах из из палочек?

(Конструируют из палочек букву к.)

– Какая буква у вас получилась: печатная или прописная?
– Это печатная буква к.

(Слайд 7)

– Какую букву вы писали при выполнении домашнего задания?
– Мы писали строчную прописную букву к.

(Слайд 8)

– Откройте тетради с домашним заданием посмотрите и вспомните, как вы её писали.

(Открывают тетради с домашним заданием, находят строчную букву к.)

– Сколько элементов содержит строчная прописная буква к? Назовите их.
– Строчная прописная буква к содержит три элемента: полоска в форме прямой линии, полоска в форме плавной линии, полоска в форме прямой линии с закруглением с двух сторон.
– Указательным пальцем правой руки, а Светлана – указательным пальцем левой руки напишите в воздухе строчную прописную букву к под такт: раз-и-два-и-три-и.

(Пишут указательным пальцем правой руки, Светлана – указательным пальцем левой руки в воздухе строчную прописную букву к под такт: раз-и-два-и-три-и.)

– А сейчас закройте глаза и представьте, что ваш нос ручка. Напишите кончиком носа в воздухе строчную прописную букву к.

(Пишут носом в воздухе строчную прописную букву к.)

– Зачитайте, какие обратные закрытые слоги с буквой к вы писали при выполнении домашнего задания.
– При выполнении домашнего задания мы писали слоги ак, ок, ук.
– Найдите у себя в тетрадях и назовите слово, в котором есть соединение гласной буквы а с согласной буквой к.
Слова мак, рак.
– Назовите слово, в котором есть соединение гласной буквы у с согласной буквой к.
– Слова лук, сук.
– Назовите слово, в котором есть соединение гласной буквы о с согласной буквой к.
– Слово сок.

– За правильные и полные ответы на вопросы Мальвина поставила оценку «5» – … (называются имена учащихся). Были небольшие ошибки при ответах на вопросы у ... (называются имена учащихся), поэтому вы получаете оценку «4». Не всегда правильно и полными ответами на вопросы отвечали – ... (называются имена учащихся), получаете – «3».

Проведение пальчиковой гимнастики «Маленькая лодочка»

(Слайд 9)

– Мальвина просит нас поработать в тетрадях – пописать прямые открытые слоги и слова со строчной буквой к. Буратино предлагает нам размять пальчики

Внимание, девочки!
Внимание, мальчики!
Приготовьте ваши ручки,
Разомните пальчики.

Выполняют пальчиковую гимнастику.

Повторяйте движение за мной.
Маленькая лодочка по реке плывёт,
(Ладошки учащихся соединены в форме лодочки и плавно двигаются вперёд.)

На прогулку лодочка малышей зовёт!
Пароход плывёт по речке
И гудит он словно печка!
(Ладошки соединены, большие пальцы подняты вертикально.)

Здравствуй, большой пальчик,
Здравствуй, указательный пальчик,
Здравствуй, средний пальчик,
Здравствуй, безымянный пальчик,
Здравствуй, мизинчик!
(Каждый палец на левой руке соединяется соответственно с пальцем правой руки.)

И так, наши пальчики готовы писать слоги и слова со строчной буквой к.

III. Изучение нового материала

Игра: «Подружи букву»

– Мальвина приготовила для Буратино и вас ещё одну игру: «Подружи букву». Вам необходимо строчную прописную букву к подружить с гласными строчными буквами а, о, у.

(Слайд 10)

Посмотрите на слайд. Вы видите схему соединения строчной к со строчными а, о, у. Хором и индивидуально зачитайте получившиеся слоги. Затем после того, как я вам расскажу и покажу соединения на доске, вы запишите их в тетрадях. Приготовились?

– Да.

Буква К протянула руку букве А – получилось …

– …ка.

– Внимательно меня послушайте и посмотрите, как я буду показывать на доске написание слога ка. Сначала пишем строчную согласную к под такт: раз-и-два-и-три-и. Затем пишем строчную гласную а под такт: и-раз-и-два-и. Обратите внимание на способ соединения букв к и а.

(Слушают объяснения учителя по написанию слога ка.)

– В тетрадях на первой строчке после записи 14 декабря найдите слог ка. Запишите слог ка по бледному шрифту, затем самостоятельно на свободной строке.

(Учащиеся находят слог ка в тетрадях, записывают по бледному шрифту и самостоятельно на свободной строке.)

(Со стороны учителя ведётся контроль правильной посадки учащихся, положения тетради, руки и ручки при письме.)

(При замечаниях со стороны учителя учащиеся исправляют нарушения в правильной посадки учащихся, положения тетради, руки и ручки при письме.)

Буква к протянула руку букве у – получилось …

– …ку.

– При написании слога ку сначала пишем строчную согласную к под такт: раз-и-два-и-три-и. Затем пишем строчную гласную у под такт: раз-и-два-и. Будьте внимательны при буквосочетании к и у.

(Слушают объяснения учителя по написанию слога ку.)

– Запишите слог ку сначала по бледному шрифту, затем самостоятельно на свободной строке.

Буква к протянула руку букве о – получилось …

(Учащиеся находят слог ку в тетрадях, записывают по бледному шрифту и самостоятельно на свободной строке).

– …ко.

– При написании слога ко сначала пишем строчную согласную к под такт: раз-и-два-и-три-и. Затем пишем строчную о под такт: и-раз-и. Будьте внимательны при буквосочетании к и о.

(Слушают объяснения учителя по написанию слога ко.)

– Запишите слог ко сначала по бледному шрифту, затем самостоятельно на свободной строке.

(Учащиеся находят слог ко в тетрадях, записывают по бледному шрифту и самостоятельно на свободной строке).

(Выставляет учащимся оценки за письмо буквосочетаний.)

(Слайд 11)

– Вы прекрасно пописали и поэтому устали,
А сейчас мы отдохнём и опять писать начнём.
Встанем все из-за парт и проведём физминутку: «Как у нашего кота …»

(Слова физкультминутки и все движения повторяют за учителем.)

Как (развести руки) у нашего (ручки к себе) кота («ушки» над головой) шубка очень хороша (повернуться, похваляясь – вправо, влево). Как (развести руки) у котика («ушки» над головой) усы (пальчиками провести над верхней губой) удивительной (покрутить пальчиками) красы (гордо распрямиться), глазки смелые (показать пальчиками глазки), зубки белые (показать пальчиками улыбку).

IV. Закрепление изученного материала

Упражнение в написании слов с буквой «к».

(Слайд 12)

– Ребята, посмотрите! На доске записаны слова со строчной буквой к. Их записал Буратино по просьбе Мальвино. Он сделал ошибку в написании слов. Прочитайте слова и подумайте, какую ошибку сделал Буратино в их написании.

(Читают слова, записанные на доске: ка(ша), ку(ры), ко(сы), моло(ко).)

– Кто догадался, какое задание нам нужно выполнить?

– Надо дописать слова, заменяя печатные буквы на прописные.

(К доске выходят учащиеся в порядке очерёдности и дописывают слоги письменными буквами. Затем списывают с доски к себе в тетрадь).

(Выставляет учащимся оценки за письмо слов.)

V. Итог урока

(Слайд 13)

– Ребята, назовите тему урока.
– Тема нашего урока – «Строчная буква к. Слоги и слова с буквой к».
– Чему учились на уроке письма и развития речи?
– Сегодня мы учились писать слоги ка, ку, ко, слова каша, куры, косы, молоко.
– Верно, мы учились писать слоги и слова со строчной буквой к. На следующем уроке мы будем писать предложения с этими слогами и словами.

Информация о домашнем задание:

(Слайд 14)

– Разделите на слоги слова: каша, куры, косы, молоко. Назовите количество слогов в каждом слове.

(Делят на слоги слова: каша, куры, косы, молоко. Называют количество слогов.)

(Слайд 15–18)

– Дома вам нужно будет ещё раз записать слова в тетрадь: каша, куры, косы, молоко, но уже деля слова на слоги. Кристина и Артём (I группа) записывают в тетрадь все четыре слова, Станислав и Светлана (II группа) – три первых слова: каша, куры, косы, Александр и Павел (III группа) записывают два первых слова: каша, куры.

(Слайд 19)

(Выставление учащимся оценок за урок.)

(Слайд 20)

– Спасибо всем за работу. Урок окончен.

Литература

  1. Аксёнова А.К. Методика преподавания русского языка ля детей с нарушениями интеллекта: учеб. для студентов пед. вузов. – М.: Просвещение, 2011;
  2. Кинаш Е.А. Подготовка к письму детей с отклонениями в развитии: метод. пособие для педагога. – М.: ПАРАДИГМА, 2010;
  3. Обучение грамоте. Письмо. 1 класс: поурочные планы по учебнику Н. Г. Агарковой, Ю. А. Агаркова «Азбука»/авт.-сост. Н. В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2009;
  4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ Под ред. В. В. Воронковой. Подготовительный, 1 – 4 классы. М.: «Просвещение», 2010.