"Календарно-тематическое планирование по черчению". 5-й класс

Разделы: Технология

Класс: 5


Пояснительная записка

Программа курса «Черчение» для учащихся 5-8 классов является продолжением программы «Основы графической грамотности» в начальной школе. На изучение отводится по 34 часа в учебный год (всего 136 часов за курс);

Данный курс разработан на основе примерной программы основного общего образования по черчению. При работе с учащимися 5-х классов необходимо акцентировать внимание на развитие их абстрактного мышления, поэтому в работе с учащимися этого возрасти рекомендуется, использовать средства зрительной наглядности: плакаты, предметы (геометрические тела, детали), макеты, презентации. Наглядные средства обучения позволяют развивать у обучающихся логическое мышление и воображение.

Методические пособия для учителя:

  1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений под ред. Н.Г. Преображенской., Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2005
  2. рабочие тетради – Н.Г.Преображенской, Т.В. Кучуковой, И.Ю.Преображенской, -М:Вентана-Граф, 2011.
  3. Словарь-справочник по черчению / В.Н. Виноградов, Е.А. Василенко, А.А.,
  4. Альхименок и др. – М.: Просвещение, 1999
  5. Карточки-задания по черчению, пособие для учителя, в 2-х частях, под ред. В.В. Степаковой, Москва « Просвещение», 2002
  6. Поурочные разработки по наглядной геометрии 1-4 классы, Т.В. Жильцова, Л.А. Обухова, Москва «ВАКО», 2004

Учебно-методический комплект для учащихся:

  1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений под ред. Н.Г.Преображенской., Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2005
  2. Рабочие тетради – Н.Г.Преображенской, Т.В. Кучуковой, И.Ю.Преображенской, -М:Вентана-Граф, 2011.
  3. Содержание курса строится по принципу доступности, посильности обучения с учетом возрастных особенностей и познавательных потребностей школьников и предполагает формирование актуальных в настоящее время универсальных учебных действий.

Цель и задачи курса.

Цель обучения черчению – научить школьников читать и выполнять чертежи, приобщать их к графической культуре.

Задачи курса:

  • формировать основные знания о правилах оформления чертежей и требованиях ЕСКД;
  • научить учащихся аккуратно и правильно применять чертежные инструменты и принадлежности;
  • развивать пространственные представления и воображение, пространственное и логическое мышление, творческие способности учащихся;
  • научить основным правилам и приемам построения графических изображений;
  • формировать умения и навыки чтения и выполнения комплексных чертежей, аксонометрических проекций;
  • содействовать привитию школьникам графической культуры и грамотности;
  • научить пользоваться учебниками и справочными пособиями;
  • развивать глазомер, умение на глаз определять размеры детали (геометрических тел);
  • формировать познавательный интерес и потребность к творчеству;
  • прививать культуру графического труда.

5-й класс

(1 час в неделю, всего 34 часа, из них 2 часа – резервное время)

Основные темы:

Правила оформления чертежа, построение параллельных и перпендикулярных прямых, простейших геометрических тел и фигур.

Анализ геометрической формы детали.

Проецирование. Центральное и параллельное проецирование. Расположение видов на чертеже. Выбор главного вида.

Построение комплексного чертежа детали.

Аксонометрические проекции. Построение геометрических фигур и тел в изометрической и диметрической проекциях.

Для контроля за уровнем обученности учащихся 5-х классов предусмотрено:

Графических работ – 24

Контрольных работ – 2 .

Основные вопросы курса:

  1. Какие бывают фигуры и геометрические тела?
  2. Какие существуют отличия между геометрическими телами и фигурами?
  3. Что изучает Черчение?
  4. Как пользоваться чертежными инструментами?
  5. Как наносить размеры на чертеже?
  6. Как оформить графическую работу?
  7. Зачем нужны правила оформления чертежей?
  8. Чем отличается параллельное проецирование от аксонометрических проекций?
  9. Какие бывают аксонометрические проекции?
  10. Какими приемы работы чертежными инструментами используются в аксонометрических проекциях?

В результате изучения предмета учащиеся должны приобрести определенные знания и умения.

Учащиеся должны знать:

  • основы прямоугольного (ортогонального) проецирования детали на три взаимно перпендикулярные плоскости;
  • алгоритм построения комплексного чертежа;
  • расположение осей прямоугольной изометрической проекции, алгоритм их построения и размеры, откладываемые по осям;
  • алгоритм построения изометрической проекции геометрических фигур и деталей.

Учащиеся должны уметь:

  • рационально использовать чертежные инструменты;
  • выполнять построения комплексного чертежа детали (геометрических тел);
  • выбирать главный вид и необходимое количество видов предмета для построения чертежа;
  • анализировать геометрическую форму предметов;
  • выполнять построения геометрических фигур и изображений деталей в аксонометрических проекциях.

Критерии оценивания знаний, умений, навыков учащихся 5 –х классов по черчению.

За устные ответы и графические работы учащимся выставляются оценки по пятибалльной системе.

При устной проверке знаний

Оценка «5» ставится, если учащийся

  1. овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их изображениям и твёрдо знает правила и условности изображений и обозначений;
  2. умеет самостоятельно анализировать и описывать геометрическую форму детали;
  3. даёт чёткий и правильный ответ, выявляющий понимание учебного материала и характеризующий прочные знания, излагает материал в логической последовательности с использованием принятой в курсе черчения терминологии;
  4. ошибок не делает, но допускает оговорки по невнимательности, которые легко исправляет по требованию учителя.

Оценка «4» ставится, если учащийся

  1. овладел программным материалом, но допуская незначительные ошибки, вследствие ещё недостаточно развитого пространственного представления, знает правила изображений видов и нанесения размеров;
  2. самостоятельно анализирует и описывает геометрическую форму детали, допуская незначительные ошибки;
  3. даёт правильный ответ в определённой логической последовательности;
  4. допускает некоторую неполноту ответа и незначительные ошибки, которые исправляет только с помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся

  1. основной программный материал знает нетвёрдо, но большинство программного материала усвоил;
  2. ответ даёт неполный, не последовательный, но общее представление о программном материале имеет;
  3. анализирует геометрическую форму детали неуверенно, требуется постоянная помощь учителя.

Оценка «2» ставится, если учащийся

  1. обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала;
  2. ответы строит несвязно, допускает существенные ошибки, которые не может исправить даже с помощью учителя.

За графическую работу

Оценка «5» ставится, если учащийся

  1. самостоятельно, тщательно и аккуратно выполняет графическую работу;
  2. самостоятельно и правильно наносит размеры на чертеже;
  3. самостоятельно выполняет основную надпись;
  4. при необходимости умеет пользоваться справочным материалом;
  5. ошибок в изображениях не делает.

Оценка «4» ставится, если учащийся

  1. самостоятельно, сравнительно аккуратно, но с небольшими затруднениями выполняет графическую работу;
  2. самостоятельно наносит размеры, допуская незначительные шибки;
  3. самостоятельно выполняет основную надпись, но с использованием справочных материалов;
  4. при выполнении чертежей допускает незначительные ошибки, которые исправляет после замечаний учителя и устраняет самостоятельно без дополнительных пояснений.

Оценка «3» ставится, если учащийся

  1. графические работы выполняет неуверенно, с подсказкой учителя, но основные правила оформления соблюдает;
  2. справочным материалом пользуется, но ориентируется в нём только с помощью учителя;
  3. при выполнении графических работ допускает существенные ошибки, которые исправляет с помощью учителя.

Оценка «2» ставится, если учащийся

  1. не выполнил обязательную графическую работу;
  2. графическую работу выполняет только с помощью учителя, систематически допуская существенные ошибки.

Приложение 1. Календарно-тематическое планирование 5 класс
Приложение 2. Календарно-тематическое планирование 6 класс
Приложение 3. Календарно-тематическое планирование 7 класс
Приложение 4. Календарно-тематическое планирование 8 класс

Список используемой литературы:

  1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений под ред. Н.Г. Преображенской. М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2005.
  2. рабочие тетради – Н.Г.Преображенской, Т.В. Кучуковой, И.Ю.Преображенской. – М.: Вентана-Граф, 2011.
  3. Словарь-справочник по черчению / В.Н. Виноградов, Е.А. Василенко, А.А., Альхименок и др. – М.: Просвещение, 1999.
  4. Карточки-задания по черчению, пособие для учителя, в 2-х частях, под ред. В.В. Степаковой. – М.: Просвещение, 2002.
  5. Поурочные разработки по наглядной геометрии 1-4 классы, Т.В. Жильцова, Л.А. Обухова. – М.: «ВАКО», 2004.
  6. Учебник Черчение, А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский. – М.: Просвещение, 1999.
  7. Учебное пособие «Учимся чертить и рисовать», И.О. Лепарская. – М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2011.