Урок литературного чтения "Особое зрение поэта; способность видеть чудеса, способность удивляться миру. С.Маршак "Ландыш"". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • познакомить со стихотворением С.Я. Маршака «Ландыш»
  • развивать представление о том, как поэт создает образы, чтобы поделиться своим    необыкновенным восприятием мира природы;
  • отрабатывать выразительность чтения;
  • учить выделять и различать образные выражения при анализе  стихотворения;
    воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Оборудование:

  • учебник «Литературное чтение» автор Н.А. Чуракова
  • картинки с изображением ландыша;
  • слайды для демонстрации;
  • диск с записью «Музыка леса»;
  • карточки для работы в группах.

Деятельность учителя

Деятельность   уч-ся

Элементы ключевых
компетенций

1. Организационный момент

Смолкли шага в коридоре
Урок наш пора начинать
Поэзии тонкие струны
Будут сегодня звучать

2.Активация учебной деятельности (подготовка к восприятию)

На доске карточки со словами:

– эпитет;
– сравнение;
– олицетворение;
– метафора;
– поэзия.

– Что можно сказать про эти понятия?
– Какое слово лишнее?
– Что общего в оставшихся словах?

3. Постановка учебной задачи

– Для чего вы начали работу на уроке с этих понятий?
– На уроках литературы мы не только читаем,  но и рассуждаем, анализируем, сочиняем, фантазируем. А сегодня давайте попробуем разобраться, как поэт создает образы чтобы удивить нас свои необыкновенным восприятием мира природы, которая по словам вашей ровесницы Д. Албузовой «такая фантазерка».

4. Работа по теме урока

А) стр.121 рассмотрите

– Как называется новая глава?
– А что такое настоящее чудо?

Б) прочитайте эпиграф

– Вы узнали жанр этого произведения?
– Почему у поэта возникло желание насыпать снег на поднос?
– Подходят ли строки Кикаку к нашей главе?
– Каких чудес вы ждете от этой главы?

В) Мы сегодня на уроке познакомимся еще с одним чудом природы. Отгадайте загадку:

Цветет он майскою порой
Его найдешь в тени лесной
На стебельке как бусы в ряд
Цветы душистые висят.

– По каким признакам догадались, что это ландыш?
Ландыш – цветок удивительной красоты

– Чем красив этот цветок?
Прочитайте на карточках информацию об этом необычном цветке и приготовьтесь отвечать.
– Подберите сравнения,  на что похож этот цветок

5. Физминутка (релаксация)

Спал цветок и вдруг проснулся
Больше спать не захотел
Шевельнулся, потянулся
Взвился вверх и полетел.

Г) Портрет какого автора помещен на доску (С.Я. Маршак)

– Как вы думаете почему?
Сегодня этот поэт нам откроет новое, будет нас удивлять.

6. Чтение стихотворения учителем.

– Поделитесь своими чувствами.
– В какое время года можно встретить в лесу ландыши, докажите словами из текста.
– Удивил ли вас поэт? Чем?
– Какие приемы для создания образов использует поэт?
– Как поэт передает чистоту и хрупкость цветка?
– Какой еще образ рисует поэт?
– Как лес относится к ландышу?
– Как понимаете, что такое «счастливая тоска»
– Как вы думаете, почему поэт начинает и завершает стихотворение картиной леса?
– Что нам открывает поэт?
– Как надо читать это стихотворение чтобы передать все чувства, которые вложил в него поэт?
– Давайте попробуем передать при чтение чувства поэта

7. Домашне задание: выразительное чтение, при желании наизусть

8. Итог урока

– Понравилось ли вам стихотворение? А сам цветок?
– Обязательно ли надо срывать его, чтобы полюбоваться?
– Собирая цветы, люди обычно говорят «Ни чего на
наш век хватит».Вот мы с вами живем в новом веке и нам уже много не хватает. А через 10 лет ваши дети о красоте ландышей смогут прочесть только в книге, и в том что не смогли сберечь их красоту обвинят нас.
Мудрый поэт Самед Вургун однажды сказал:

«Я должен над цветами наклониться
Не для того чтоб рвать их или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать».

– Давайте  мы тоже станем добрыми с теми, кто живет рядом с нами. А чтобы ландыши радовали глаз не только в редкие походы в лес, достаточно посадить растение в лесу.

9. Рефлексия

– Давайте оценим свою работу в группах.
– Выскажитесь о работе других групп.

Дети сидят в группах по 4 человека

 

 

 

Ответы детей

 

 

 

Средства выразительности
Образные выражения

 

 

Будем работать на уроке с ними

 

 

 

Работа с учебником стр. 121  ответы детей

 

Чтение хокку стр.122

 

 

 

 

Отгадывание  загадки

Ответы детей

На столах картинки с изображением ландыша
Работа в группах
(чтение дополнительной информации, обсуждение, подготовка к высказываниям.)

 

Выполнение упражнений сидя за партой

 

 

 

Ответы детей

 

Высказывания детей, обмен впечатлениями.

 

 

 

Выборочное чтение

Поэт очень красиво описывает цветок
Находят:
– олицетворение;
– метафору;
– эпитет.
Ландыш – это клад, драгоценность, спрятанная в лесной глуши. Лес еще черный, без листвы, как темная закрытая шкатулка, в самой глубине которой лежит ниточка жемчуга на зеленой шелковой подкладке.
Через образ цветка ландыша автор передает большую картину весны. Ландыш прекрасен – это дитя весны.
Нежно, с благоговением, тихо, не торопясь.

 

Выразительное чтение стихотворения

Коммуникативные

 

 

Учебно-познавательные
(логически универсальные действия, анализ построения логической цепи, рассуждения)

 

 

Регулятивные Целеполагания
Планирование
Саморегуляция

Логически универсальные действия постановки и решения проблем, формирование проблем.

 

Информационные (смыслообразование познавательные)

 

Поиск и выделение необходимой информации

Логические универсальные действия ( анализ, установление причинно-следственных связей)

Построение цепи рассуждений
Выдвижение гипотез

Учебно-познавательные
Смыслообразование

 

Построение логической цепочки рассуждения

Коммуникативные
(умение выражать свои мысли, владение монологическими и диалогическими формами речи)

 

 

 

Информационные (проектирование слайды через телевизор)

 

Логические универсальные действия

Коммуникативные

 

 

 

 

Регулятивные
Оценка усвоения
Коммуникативные
(оценивание деятельности)

 

Компетенции личностного самосовершенствования

Личностные

 

 

 

Личностные: нравственно-этическая ориентация,
Оценивание содержания,
обеспечивающее личностный моральный выбор.

 

 

 

 

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности.