Взаимосвязь умножения и деления; построение ломаной

Разделы: Математика, Начальная школа


Цель урока: уяснить связь деления с умножением, развивать умение решать задачи и совершенствовать вычислительные навыки; корректировать память, внимание; воспитывать интерес к уроку через дидактическую игру, логические задания.

Оборудование: рисунки с изображением Ивана-Царевича, Василисы, Кощея, Змея Горыныча, карточки с числами и буквами.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

1. Вот опять звенит звонок,

Приглашает на урок.
Будем правильно считать,
И делить, и умножать.
Я тетрадочку открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою –
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я примусь.

2. Каллиграфическая минутка

Какая цифра спряталась в орнаменте? (2) Пропишем ее.

3. Запись числа, классная работа.

4. Сообщение темы, цели урока.

II. Устный счет

1. В некотором царстве, в  Тридесятом государстве жили-были Иван-Царевич и Василиса Прекрасная. Однажды Василиса исчезла. Иван-Царевич потужил, погоревал и отправился ее искать. Но куда идти? Где искать? Кто похитил Василису?

– Мы узнаем это, выполнив первое задание. (Расположить числа в порядке убывания)
– Теперь перевернем карточки. Что получилось?

73  35  33  23  13
К   О   Щ  Е    Й

2. Иван-Царевич отправился в путь, но его поджидает Змей Горыныч, посланный Кощеем. Чтобы помочь Ивану-Царевичу победить Змея выполним следующие задания:

3. Индивидуальные задания у доски

2 х 4         3 х 2             5 х 4
12 : 6        6 х 4            16 : 4
3 х 5         18 : 3           3 х 3
10 + 4      14 + 2          22 + 8

4. Устные задачи:

А) В лесу живут 10 медведей, а белочек в два раза меньше. Сколько белочек живет в лесу?
Б) В саду  цветут 6 ромашек, а васильков в три раза больше. Сколько васильков в саду?
В) Ежик пошел в лес. Набрал грибов и их считает он: три лисички, три волнушки, три груздя и три чернушки. Сколько же грибов нашел ёжик?
Г) Пришел Иван-Царевич на распутье. А на придорожном камене надпись: « Верная дорога та, где ответ не самый большой, но и не самый маленький. По какой дороге идти Ивану?

___________________________________________17 + 5
___________________________________________20 + 8
___________________________________________19 + 6

Проверка у доски.

III. Работа над новым материалом

1. Ребята, вы победили Змея Горыныча. Но он охранял сундук, в котором находится меч Ивана-Царевича. Сундук заперт на замок. Замок откроется, если мы правильно по примеру на умножение составим и решим  примеры на деление:

6 х 2 = 12     6 х 3 =       6 х 4 =      6 х 5 =       6 х 6 =
12 : 6 = 2       …              …             …              …
12 : 2 = 6       …              …             …              …

Физминутка

Дружно встаньте, улыбнитесь.
Все в зверюшек превратитесь.
Пойдем мягко, как лисята,
И как мишка косолапый.
Вот зайчишка прыг да скок,
Серый ёж собрался весь в клубок.
Лучик ёжика коснулся
Ёжик сладко потянулся.

2. Итак, меч в руках у Ивана. Путь в царство Кощея свободен. Но замок Кощея находится на высокой скале. Поможем Ивану-Царевичу преодолеть скалу, построив ломаную линию при помощи карандаша и линейки.

3. Вот мы и добрались до Кощея. Он встретил Ивана такими словами: «Раз ты смог до меня добраться, состязайся со мной умом. Выполнишь задания – Василиса твоя, а не выполнишь – голова с плеч.

(Решение задачи в учебнике стр.103 № 14. Катя вырезала 12 звездочек и наклеила их в 6 тетрадей поровну. Сколько звездочек Катя наклеила в каждую тетрадь?)

Физминутка на внимание

– Ну, Иван, забирай Василису, – сказал Кощей. – Только сначала догадайся, где она? У меня 4 башни. Первая пустая, Василиса не  в самой высокой. Где она?

IV. Домашнее задание на карточках

V. Итог.  Выставление оценок

Очень жаль, что путь недолог,
Возвращаться нам пора,
Но на следующем уроке
Вновь продолжиться игра.