Урок литературы "Русский национальный характер героя в рассказе И.С. Тургенева "Бирюк"". 6-й класс

Разделы: Литература

Класс: 6


Цель урока: создание условий для коммуникативной компетенции учащихся в ходе анализа текста

Задачи:

  • расширить знания учащихся о личности и взглядах И.С.Тургенева;
  • углубить понятие о русском национальном характере;
  • совершенствовать навыки характеристики героя, навыки выразительного чтения;
  • умение определять позицию автора, формулировать собственную точку зрения, аргументировать её;
  • развивать навыки монологической речи;
  • умение анализировать литературное произведение, отдельный эпизод.

Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.

Оборудование: презентация (слайды), словарь В.И.Даля, учебники для 6 класса под ред. Г.С.Меркина.–Москва. «Русское слово», 2010, худ. фильм «Бирюк», студия им. А.Довженко, 1977г.

Слово учителя:

Слайд 1 (портрет И.С.Тургенева)

Иван Сергеевич Тургенев был одним из передовых людей своего времени. Он осознавал, что для того, чтобы завоевать право называться народным писателем, мало одного таланта, нужно «сочувствие к народу, родственное к нему расположение» и «способность проникаться сущностью своего народа, его языком, его бытом». В сборнике «Записки охотника» крестьянский мир описывается очень ярко и многогранно. «Записки охотника» были опубликованы в 1852 году. Они явились глубоким выражением общественной борьбы против крепостничества, в центре которой – судьба крепостного крестьянства 19 столетия. Ещё в юности будущий писатель дал клятву борьбы с общенациональным врагом. «В моих глазах, – писал Тургенев, – враг этот имел определённый образ, носил определённое имя: враг этот был – крепостное право». Народным героям Ивана Сергеевича присущи высокие национальные черты. Они мыслящие, тонко чувствующие личности, обречённые быть «собственностью» барина. В «Записках охотника в полной мере обнаружилась его способность через типы выражать основные проблемы своего времени. Многие герои были реальными людьми, Тургенев опирался на собственные впечатления о жизни крестьян  Орловской губернии, в имении его матери.
Непримиримостью и ненавистью к крепостной зависимости, угнетающей личность, дышат его рассказы в «Записках охотника».
Рассказ «Бирюк», о котором мы будем сегодня говорить, также входит в этот сборник. Выясним, какие качества русского человека отражены в рассказе, как проявляется характер человека через портретное описание, отношение к природе, людям.

Чтение рассказа детьми.

– Какова основная тема рассказа?
– Основная мысль?

Определение композиции рассказа

  • Завязка (начинает портиться погода, «гроза надвигалась»)
  • Развитие действия (встреча с лесником, усиление дождя, путь к избушке лесника)
  • Кульминация (после окончания ливня Бирюк слышит стук топора)
  • Развязка (Бирюк кричит мужику: «Убирайся…»)

Учитель: Какова роль композиции рассказа? В.Белинский так описал свои впечатления о «Записках охотника»: «Тургенев зашёл к народу с такой стороны, с какой до него никто не заходил».
– Как вы понимаете слова Белинского?
– В чём секрет интереса к рассказам Тургенева, в частности к «Бирюку», на ваш взгляд? С помощью каких средств создания образа автор помогает нам понять душу русского человека? (Пейзаж, интерьер, портрет, лексика).

Подготовка чтения пейзажных зарисовок, их комментарий

Слайд 2 (гроза)

Анализ фрагмента, начинающегося словами «Гроза надвигалась…»
– Какие части речи преобладают в этом фрагменте? (Прилагательные – эпитеты: «огромная лиловая туча», «длинные серые облака», «душный жар»). – Какова их роль?
– Какую из пейзажных зарисовок можно считать ключевой для понимания образа главного героя?
– Какую роль играет образ-символ грозы? (Слайд 3)
(Во-первых, гроза произойдёт в доме лесника, во-вторых, Бирюк сам похож на грозовую тучу. Главный герой чувствует себя во время грозы в своей стихии: при вспышке молнии появляется высокая грозная фигура лесника, «словно выросла из земли». Несмотря на усиление грозы(«белая молния озарила лесника с ног до головы», «дождик хлынул с удвоенной силой»), он без труда «сдёрнул с места» испуганную лошадь, на всём протяжении пути по грозовому лесу сохраняет спокойствие. Видно, гроза ему не страшна, он сам ей подобен.)
– Как пейзаж связан с развитием действия рассказа? Какую роль играет? (Автор показывает слияние человека с природой)

Пересказ описания избы лесника, выразительное чтение отрывков (Слайд 4 – изба)

– Какие слова в описании являются ключевыми? (Комната низкая и пустая, закоптелая. «Невесело войти ночью в мужицкую избу», «изорванный тулуп на стене», груда тряпок».)
– Какую роль играет описание интерьера избы? (Изба лесника производит тягостное впечатление, во всём видна бедность. Обстановка говорит о том, как безрадостна, трудна жизнь обитателей этой избы. Убогость жилища подчёркивает лучина – «лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая».)
– Как описание избы помогает понять характер героя? (В описании звучит боль за подневольный труд русского мужика, бытовые детали помогают представить бедную, убогую жизнь Бирюка, вызывают чувство сострадания к его судьбе, трудно живётся Фоме Кузьмичу.)
– В чём особенности портрета Бирюка? Можно ли по портрету определить авторское отношение к герою? (Портрет лесника дан глазами охотника-рассказчика, под которым угадывается сам Тургенев)

Выразительное чтение описания внешности лесника детьми (слайды 5,6)

«Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Чёрная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза».
(Портрет вызывает симпатию. Лесник поразил рассказчика своим богатырским видом. Мы увидели Бирюка человеком мужественным, суровым, уверенным в себе. Охотник смотрит на него с «удвоенным любопытством», так как слышал о нём, «что все окрестные мужики боялись его как огня», «вязанки хворосту не даст утащить», «силён и ловок как бес…и ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идёт».)

Найти в словаре В.И.Даля значения слова «бирюк». Соответствует ли Бирюк своему прозвищу?

1. Бирюк – зверь. Глядеть бирюком, волком, угрюмо, исподлобья, ни с кем не знаться.
2. Бирюковатый человек, угрюмый, нелюдимый.

(Бирюк – мастер своего дела. Мы видим лесника в деле тёмной грозовой ночью. Он безошибочно ориентируется в ночном лесу, обладает тонким слухом. Но его же мастерство ставится мужиками ему в вину, они называют его «душегубом».)

Как портрет помогает раскрыть характер  героя?

По описанию лесника можно понять, что Фома Кузьмич честный, мужественный, суровый, сильный, не лишённый уверенности в себе человек.  Под суровой угрюмой внешностью скрывается высоконравственная личность, способная тонко чувствовать, но обречённая быть собственностью барина. Бирюк связан с природой, он человек леса,  поэтому общение с миром природы даёт ему больше, чем общение с внешним миром. Пока Фома в лесу – он не лакей, не раб. Охранять лес для героя – значит исполнять высокий нравственный долг.
– Объясните значение фразеологизма «не за страх, а за совесть», кого из героев рассказа этот фразеологизм характеризует?
Прочитайте вступительную статью к разделу о Тургеневе в учебнике. Какие слова могут стать выводом из сказанного на уроке?

Вывод

Тургенев – мастер портретных зарисовок, он достоверно рисует картины народной жизни, ничего не приукрашивая, испытывая сочувствие к простому народу. Иван Сергеевич показывает характер героя через отношение его к людям, к жизни, показывает благородство, глубину чувств простого мужика, духовные силы которого противоречат его рабскому положению. Рассказ имеет антикрепостническую направленность.

Домашнее задание: дать устное описание эпизода, который вы бы хотели проиллюстрировать.

Во время урока возможны просмотры эпизодов кинофильма «Бирюк», снятого в 1977 году на киностудии им. А.Довженко (или просмотр фильма на следующем уроке, где продолжить анализ ).