Викторина "Стрелка Васильевского острова"

Разделы: Внеклассная работа


Форма: интеллектуально-игровая (викторина).

Цели урока: Повторение и закрепление знаний, приобретенных на занятиях кружка по истории и архитектуре Санкт-Петербурга.

Задачи урока.

Образовательная: дать возможность детям в новых условиях и разнообразной игровой деятельности актуализировать приобретенные ранее знания.

Воспитательная: создать атмосферу для развития коммуникативных способностей, воли к победе, чувства патриотизма.

Развивающая: способствовать активизации развития памяти, внимания, мышления, пространственных представлений – способности ориентироваться по карте, схеме класса; создание условий для развития навыка партнерского взаимодействия, коллективного принятия решения, самодеятельности учащихся; применяя эффективную систему оценивания (накопительную) и фиксацию сильных сторон каждого учащегося, способствовать повышению самооценки; продолжить работу над формированием мотивации изучения истории СПб.

Оборудование: 4 схемы Стрелки Васильевского острова <Рисунок 1>; фотографии: Васильевский остров – вид сверху, Ростральные колонны; зданий: Биржи, пакгаузов, Кунсткамеры, Двенадцати коллегий; раздаточный материал к конкурсу “Вычеркните лишнее” – 4 штуки, раздаточный материал к конкурсу “Портреты исторических личностей” – 4 карточки; бумага, цветные карандаши; стены оформлены плакатами со стихами русских поэтов о Петербурге и рисунками детей.

Подготовка: игра является заключительным этапом серии занятий по истории СПб на тему “Стрелка Васильевского острова ”: теоретического материала, “путешествий” по карте СПб, раскрашивания изображений памятников архитектуры, входящих в ансамбль Стрелки Васильевского острова, игровых занятий “Торговый порт”, “Почему на Неве мосты разводные”, “Я – архитектор Стрелки Васильевского острова”, “Виртуальная экскурсия по Стрелке Васильевского острова”.

Детям заранее предложено сформировать 4 команды. Каждой команде необходимо выбрать название, подготовить приветствие, нарисовать эмблему.

Место игры. Участники игры – учащиеся 3-го класса группируются командами вокруг столов, на которых положены схемы Стрелки Васильевского острова, бумага, карандаши, ручки.

Ход игры

1. Организационный момент.

  • Зрители занимают свои места.
  • Звучит “Гимн великому городу” Р. Глиера.
  • Команды участников организованно занимают свои места за столами.

2. Основная часть.

Вступительное слово ведущего.

Дорогие юные петербуржцы, мы с вами собрались, чтобы поговорить о нашем любимом и родном городе и поиграть. В игре вам понадобятся знания, приобретенные на занятиях здесь – в школе, а больше всего – выдержка, сообразительность, товарищеская взаимопомощь, умение слушать друг друга.

В Петербурге даже стены домов воспитывают. Поэтому недостойное поведение петербуржцам не свойственно. И если команда, или кто-либо из ее членов своим поведением не будут соответствовать гордому званию – петербуржец, то эти люди не смогут участвовать в игре.

Вхождение в игру. Римляне говорят, что человек, проживший в городе 3 дня, считает, что узнал его хорошо; тот, кто прожил в нем 3 месяца, понимает, что ему удалось кое-что узнать и увидеть; а если доведется ему прожить в этом городе 3 года, убеждается, что почти ничего о нем не знает.

Знаем ли мы свой родной город? Каждый из вас сможет сегодня ответить на этот вопрос.

К игре вы подготовили приветствия, нарисовали эмблемы своей команды. Готовы ли вы к игре?

Участники игры: Да!!!

Представление команд.

Конкурс “Мы знаем все здания, входящие в ансамбль Стрелки Васильевского острова”

Ведущий. Представьте, что мы с вами поднялись высоко в небо и парим над нашим городом. Что мы сможем увидеть? (Предположения детей). Как вы думаете, что может помочь нам увидеть наш город с высоты птичьего полета?

Участники игры. Карта.

Ведущий. А если карта нарисована “от руки”, неточно, схематично – как она называется?

Участники игры. Схема.

Ведущий. На схеме <Рисунок 1>, которая играет сегодня вместе с нами, изображен один из красивейших ансамблей Санкт-Петербурга. Вам необходимо определить и подписать название ансамбля, а также здания и сооружения, входящие в этот ансамбль. Команда, выполнившая задание правильно и раньше остальных, получает дополнительный балл.

Участники игры. Команды получают схемы Стрелки Васильевского острова и начинают выполнять задание.

Ведущий. В следующем конкурсе каждой команде будут предложены вопросы по истории и архитектуре Петербурга. Вопросы разной степени сложности: на 1, 2 и 3 балла. Степень сложности вопроса выбирает команда. На обдумывание ответа дается полминуты. Если команда затрудняется с ответом, то остальные команды могут заработать очки на вопросе соперника.

Общие вопросы к викторине “Стрелка Васильевского острова”

  1. Назовите имя нашего города. Объясните, что означает: Санк + Петер + бург. (Святой камень град; город Святого Петра) 1 балл
  2. Где расположен наш город, на каких: реке, заливе, море. Откуда берет начало Нева (исток)? (Исток Невы – Ладожское озеро; СПб заложен в месте впадения (устье) Невы в Финский залив Балтийского моря) 1 балл
  3. В месте впадения Невы в Финский залив Нева делится на рукава. Вспомните, сколько их и как они называются? (Пять рукавов: Большая Нева, Малая Нева, Большая Невка, Средняя Невка, Малая Невка) 1 балл
  4. Что такое стрелка острова? Какие невские рукава омывают Стрелку Васильевского острова? (“Нос” острова – выступ суши называют стрелкой. Стрелка Васильевского острова делит Неву на Большую и Малую.) 2 балла
  5. Для чего на Стрелке стали строить красивые здания? (В Петербурге шла оживленная торговля: купцы привозили товары из разных стран. Городу нужен был удобный и красивый порт, способный принять всех купцов, разместить на хранение их товары. Необходимо было здание, где купцам было бы удобно заключать торговые сделки, платить пошлину за ввоз товара и пройти таможенный досмотр. Для этих целей Стрелка была самым удобным местом. Кроме того, здесь уже располагался порт, но он не удовлетворял требованиям времени.) 3 балла
  6. Какое здание располагается в центре Стрелки? (В центре Стрелки построено здание Биржи. Оно расположено на насыпном холме, высотой в два человеческих роста и похоже на античный храм, опоясанный колоннадой. В бирже купцы заключали торговые сделки.) 3 балла
  7. Какие “сестры-близнецы” входят в ансамбль Стрелки Васильевского острова? Расскажите об их назначении. (Ансамбль Стрелки украшают Ростральные колонны, являющиеся маяками. Ростральными их назвали потому, что колонны украшены рострами – носами кораблей. В ночное и туманное время маяки освещали кораблям путь в Малую и Большую Неву, поэтому колонн две.) 3 балла
  8. Какие “братья” есть в ансамбле Стрелки? (На стрелке с двух сторон Биржи расположены пакгаузы – здания, предназначенные для хранения товаров.) 2 балла

Вопросы на логическое мышление и внимание

  1. Шел Михаил Шемякин в Петербург, а навстречу ему три богатыря. У каждого – лук со стрелами, да меч буланый, да конь богатырский. Сколько человек шли в Петербург? (Один)
  2. В центре города Петербурга расположены 3 высоких памятника архитектуры: Адмиралтейство, Петропавловский собор, Александровская колонна. Два из них увенчаны ангелами, а третий – корабликом. Что венчает каждый из памятников, если известно, что Петропавловский собор и Адмиралтейство, Александровская колонна и Адмиралтейство украшены разными символами.
  3. Два архитектора: Доменико и Андреян, работавших в разное время в Петербурге, имеют фамилии Захаров и Трезини. Какую фамилию имеет каждый из них, если известно, что Доменико, в отличие от Захарова, работал над постройкой Петропавловского собора?
  4. Шесть ног, две головы, один хвост. Кто это? (Всадник)
  5. Пять кораблей плыли по Неве в озеро Ладога, а навстречу им три прогулочных катера. Сколько кораблей и катеров плыли в Ладогу? (Пять кораблей. Прогулочные катера плыли навстречу кораблям, т.е. в сторону Финского залива)
  6. В какую сторону повернется кораблик на шпиле Петропавловского собора, если известно, что ветер дует с севера? (Шпиль Петропавловского собора увенчан не корабликом, а ангелом).
  7. Один архитектор говорит другому: “Если ты дашь мне половину твоих гранитных плит, то я смогу облицевать ими одну стену Петропавловской крепости”. Второй архитектор отвечает: “А если ты дашь мне половину твоих гранитных плит, то я всеми плитами смогу облицевать две стены Петропавловской крепости”. Сколько гранитных плит было у первого архитектора? (Нисколько)
  8. Два корабля: “Виктория” и “Аврора”, пришли к Петропавловской крепости одновременно. Который из кораблей вышел из гавани раньше, если известно, что Аврора шла с большей скоростью? (Аврора)
  9. Что легче: один килограмм камня – гранита, или один килограмм лебяжьего пуха?

Конкурс “Вычеркните лишнее”

В следующем конкурсе команды будут работать одновременно. Вам необходимо вычеркнуть из каждой фразы неподходящие по смыслу слова. Команда, выполнившая задание правильно и раньше других, получает дополнительный балл.

  1. Ростры на колоннах Стрелки Васильевского острова украшают:
  2. наяды – крокодилы – водяные – драконы – морские коньки – Нептуны.

  3. В ансамбль Стрелки Васильевского острова входят здания:
  4. Биржа – пакгаузы – таможня – Эрмитаж – Кунсткамера – Академия наук – здание Двенадцати коллегий.

  5. Здание Биржи и Ростральные колонны украшают аллегорические скульптуры русских рек:
  6. Волга – Днепр – Охта – Нева – Волхов – Мойка.

  7. В зданиях, расположенных на Стрелке Васильевского острова, сегодня находятся экспозиции музеев:
  8. Зоологический – Центральный военно-морской – Русский музей – Кунсткамера – почвоведения.

  9. Над обликом Стрелки Васильевского острова работали в разное время такие архитекторы и мастера, как:
    Доменико Трезини – А.Д. Захаров – Ж.-П. Тома де Томон – И.Ф. Лукини – Самсон Суханов.

Конкурс “Словесные портреты исторических личностей”

Ведущий. В этом конкурсе, кроме знаний, вам потребуются актерские способности. Представители команд выбирают карточку со словесным портретом исторической личности.

Ваша задача: определить, описание какой личности вам досталось; подготовить текст и создать образ выбранной вами личности таким образом, чтобы она была узнаваема. Оцениваются как ваши знания, так и актерское мастерство.

Капитаны команд “вслепую” выбирают карточку с описанием одной из исторических личностей.

  1. Я – русский царь, коронованный в 10-летнем возрасте. Из своих сверстников я организовал потешные полки, ставшие гвардейскими – первое регулярное войско в России. Я освоил корабельное дело и навигацию. В России появился торговый и военный флот. Мы вместе с моими соратниками руководили войсками, отвоевавшими приневские земли у шведов. Россия стала морской державой. Моим желанием и исторической необходимостью было построить на отвоеванной земле самый прекрасный, “подобный раю”, город – новую столицу России. Назовите мое имя. (Царь Петр 1)
  2. Я – мастер-каменотес. В прошлом я был крестьянином Вологодской губернии. Много испытаний выпало на мою долю, но желание служить России привело меня в величественный город Петербург. Мой природный талант позволил мне принять участие в умножении красоты этого города: мы с бригадой каменотесов вырубили из пудостского камня скульптуры, украшающие Стрелку Васильевского острова. Назовите мое имя. (Самсон Суханов)
  3. Я приехал в Петербург из Швейцарии в 1703 году. Я – архитектор и инженер оборонительных сооружений. Моим любимым детищем стал Петропавловский собор, да и вся Петропавловская крепость. В ансамбль Стрелки Васильевского острова входит здание Двенадцати коллегий, построенное по моему проекту. Сегодня в этом здании располагается Санкт-Петербургский университет. Назовите мое имя. (Доменико Трезини)
  4. Я – родился в Швейцарии, учился мастерству архитектора во Франции и Италии. Россия стала моей второй родиной. Мой талант и мастерство послужили Славе российской: мне посчастливилось проектировать и строить один из красивейших ансамблей Петербурга – Стрелку Васильевского острова. Назовите мое имя. (Жан-Франсуа Тома де Томон)

3. Итог

  • Заключительное слово ведущего.

Пока жюри подводит итоги и определяет победителя, я предлагаю подумать: какие конкурсы вам понравились больше всего.

Я уверена, что сегодня нет побежденных: в игре незримо присутствовал Петербург, мы могли путешествовать во времени и в пространстве и еще раз осознать, как дорог нам город, и как много нам еще нужно узнать о нем.

Понравилось вам играть? Задания были трудными? Но так как вы увлеченно участвовали в конкурсах, думаю, что играть вам было интересно.

Спасибо всем за участие!

  • Члены жюри выражают свое мнение по поводу успехов каждой команды и награждают участников игры.

4. Организационный момент

  • Звучит “Гимн великому городу” Р. Глиера.
  • Участники организованно покидают класс.
  • Зрители организованно покидают класс.