"Спешите делать добро". 4-й класс

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство

Класс: 4


Путь к доброте нелегкий. Научиться быть по- настоящему добрым трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих поступках. Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей – основы человеческого счастья. Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым. СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО.

Классный час способствует формированию нравственных качеств: доброты, милосердия, сострадания, их значимости в системе общечеловеческих отношений; способности давать собственную оценку фактам, событиям, жизненным ситуациям; стремления совершать добрые дела, быть вежливыми, внимательными, к людям.

Данный классный час помогает детям расширить свой кругозор по данной теме и реально оценить себя с позиции доброты, усвоить самое важное - делать добро ненавязчиво, скромно, бескорыстно и в нужное время.

Цель: - Формирование нравственных качеств: доброты, милосердия, сострадания, их значимости в системе общечеловеческих отношений.

Задачи:

  • создание условий для эмоционального восприятия значимости доброты, милосердия в числе качеств характера человека;
  • формирование способности давать собственную оценку фактам, событиям, жизненным ситуациям;
  • воспитывать стремление совершать добрые дела, вежливость, внимательность, уважение к людям.

Оборудование: плакат “Спешите делать добро”, карточки с рассыпанными пословицами, карточки с высказываниями великих людей о доброте, костюмы для постановки мини-сценки “Доброта Незнайки”, диск с песней “Если добрый ты…”

Для подготовки и проведения классного часа дети по желанию разделились на 3 группы и получили задания.

  • Подобрать пословицы о доброте;
  • Найти в различных источниках высказывания великих людей о доброте;
  • Выучить предложенные стихи;

Парты расставлены так, чтобы ученики могли видеть всех и свободно общаться в своей группе.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Учитель:

Если хмуримся с утра,
Нам поможет доброта.
Посмотрите на соседа, обернитесь,
И друг другу улыбнитесь.

Улыбнулись? Как приятно смотреть на человека, который улыбается приветливой улыбкой. От нашей улыбки вокруг стало светлее и радостнее всем, и мы, пусть на маленькую капельку, стали добрее.

Учитель:

Ребята, как вы считаете: “Что самое главное в жизни каждого человека ?” (Здоровье…)

Я согласна, ведь только здоровый человек может жить полноценной счастливой жизнью.”

(Сила…)

Тоже согласна, только сильный человек может справиться со всеми трудностями в жизни)

(Ум…)

Безусловно, умный сможет решить любую задачу, найти верное решение в любой ситуации)

А сегодня мы на классном часе поведем речь об очень важном качестве, без которого человек не может называться человеком.

Учитель:

Послушайте рассказ “Юноша и морские звезды”

Как-то на рассвете один старик шел по берегу моря. Вдали он заметил молодого человека, подбиравшего на песке морских звезд и бросавшего их в воду. Поравнявшись, наконец, с юношей, старик спросил его, зачем он это делает. Юноша ответил, что выброшенные на берег морские звезды умрут, если их оставить под лучами солнца.

“Но ведь побережье тянется на многие мили и морских звезд миллионы,” - возразил старик. Что толку в твоих усилиях?”

Юноша взглянул на морскую звезду, которую он держал в руке, бросил ее в море и произнес: “Толк есть - для этой звезды и тех, которые я уже бросил”.

Подумайте и поделитесь впечатлениями о том, что сказал старик и юноша? (юноша смог помочь тем морским звездам, которым успел)

Учитель:

Значит, мы должны совершать добрые поступки тогда, когда они особенно необходимы.

Поэтому тему нашего разговора я назвала так: “СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО”. (на доске появляется плакат)

Послушайте стихотворение: (читают ученики)

1. Слово это серьезное,
Главное, важное,
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого,
2. В нем забота и ласка,
Тепло и любовь,
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь,
3. Это качество
В сердце у многих живет.
И о боли других
Позабыть не дает,
4. И оно поважней,
Чем лица красота,
Догадались, что это?
Сердец доброта.

Учитель:

Доброта сердец. Что это такое? О доброте мы много знаем. Кажется знаем всё. Что бы вы ещё хотели узнать об этом на классном часе?

Ученики:

- Что такое добро?

- Какой человек может быть добрый? –

Легко быть добрым, а может быть совсем непросто?”.

Учитель:

Может быть, кто-то откроет для себя что- то новое, подумает над собой, попробует изменить себя”.

В словаре С.И.Ожегова мы находим:

“ДОБРО-все положительное, хорошее, полезное”.

“Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим”. (С.И.Ожегов)

Почему- то в наше время доброта не очень ценится, люди стесняются быть добрыми.

Пусть эпиграфом к нашему разговору будут слова А.Чепурнова (на доске в центре)

Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте,
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом.
Живой водой и деревом в цвету,
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!

Великие люди ценили доброту и в своих высказываниям указывали на ее значимость.

Послушайте высказывания великих людей о доброте:

1группа:

“Доброта - вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое. Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошеных обид”. (драматург Виктор Розов)

2 группа:

“Доброта- отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям, все положительное хорошее, полезное”. (Лев Николаевич Толстой)

3 группа:

1. “Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье. Человек, который делает доброе другим, чувствует себя счастливым”. (4 век до нашей эры древнегреческий философ Платон)

2.“Пока молоды, сильны, и бодры, не уставайте делать добро”. (Антон Павлович Чехов, обращение к молодым)

Учитель:

Спасибо. Действительно, это человеческое качество высоко ценилось во все времена. До нас дошло множество поговорок и пословиц.

Вспомните, какие пословицы и поговорки вы знаете?

(Ученики по группам называют пословицы и поговорки)

Учитель:

1 группа приготовила игру “Собери пословицу” (Слова пословиц написаны на отдельных карточках. Необходимо поставить карточки с данными словами в определённом порядке, чтобы получилась пословица)

1.Доброго чтут, а злого не жалуют.

2.Худо тому, кто добра не делает никому.

3.Доброе дело дороже богатства.

4.Жизнь дана на добрые дела.

5.Без добрых дел нет доброго имени.

6.Доброе слово лечит, а худое калечит.

Учитель:

Подумайте, существуют ли правила доброты? (Может да, а может и нет, ведь доброта должна исходить из души человека)

Попробуем сформулировать такие правила.

Давайте посмотрим мини-сценку из известного вам произведения Н.Носова

Действующие лица: Незнайка, Сиропчик, Кнопочка, Пилюлькин, Пончик, автор.

Незнайка: Ты, Пилюлькин, все трудишься, все другим помогаешь, а тебе никто помочь не хочет. Дай я помогу тебе потолку лекарство.

Пилюлькин: “Пожалуйста. Это очень хорошо, что ты хочешь мне помочь. Мы все должны помогать друг другу.

(подходят Сиропчик и Пончик)

Пончик: Смотри, Незнайка тоже решил стать доктором. Вот будет потеха, когда он начнет лечить всех.

Сиропчик: Нет, он, наверное, решил подлизаться к Пилюлькину, чтобы тот не давал ему касторки.

Незнайка: (замахивается и начинает драться) Молчи, а то вот как дам ступкой.

Пилюлькин: Стой! Стой!

Незнайка: Ах, ты, Сироп противный! Я тебе еще покажу! Какое доброе дело даром пропало!

Автор: Незнайка и Кнопочка стали думать, почему все так вышло.

Кнопочка: А может быть не бескорыстно совершал ты эти поступки, а ради выгоды?

Незнайка: Как это не бескорыстно? Растеряйке шапку помог найти. Моя это шапка что-ли? Пилюлькину ландыши собирал. Какая мне выгода от этих ландышей?

Кнопочка: А для чего же ты их собирал?

Незнайка: Будто не понимаешь. Сама ведь сказала: если совершу три добрых дела, то получу волшебную палочку.

Кнопочка: Вот видишь, а говоришь бескорыстно.

Незнайка: А для чего же я, по-твоему, должен совершать добрые поступки?

Кнопочка: Ты должен совершать их просто так, из хороших побуждений.

(Группы совещаются и выводят правило: Делать добрые дела следует без выгоды для себя, бескорыстно)

Учитель:

Послушайте рассказ М.Пришвина “Глоток молока”. Лада заболела. Чашка с молоком стояла возле ее носа, она отвертывалась. Позвали меня.

– Лада, – сказал я, – надо поесть.

Она подняла голову и забила прутом. Я погладил ее. От ласки жизнь заиграла в ее глазах.

– Кушай, Лада, – повторил я и подвинул блюдце поближе.

Она протянула нос к молоку и залакала.

Значит, через мою ласку ей силы прибавилось. Может быть, именно эти несколько глотков молока спасли ее жизнь.

Учитель: Поделитесь впечатлениями, о чём думали, когда слушали этот короткий рассказ?

Что помогло Ладе выздороветь? (доброе, ласковое слово)

Группы формулируют второе правило: Первый шаг к доброте - это доброе слово.

Учитель:

“Сейчас я вам предложу ситуации, которые происходили в жизни. Внимательно прочитайте их и скажите: “Почему совершались добрые дела?”

1 ситуация: Когда старушка- соседка попросила мальчика купить ей в магазине молоко, он согласился, но заявил, что за это она должна его отблагодарить. (ученики отмечают, что 2 правило доброты не соблюдено)

2 ситуация: Ученик, возвращаясь из школы, увидел как старушка, поставив на скамейку тяжелый пакет, не могла отдышаться. Он подошел к ней и предложил свои услуги. Мальчик взял груз и донес его, хотя это ему было не по пути. (Помогай в первую очередь людям, попавшим в беду, слабым и больным.)

3 ситуация: Ученик очень спешил в школу. На перекрестке он увидел старичка, который не решался перейти дорогу. Мальчик подошел к нему, взял за руку и перевел на другую сторону улицы. Только старичок хотел отблагодарить его, как мальчик неожиданно исчез. (Старайся делать добрые поступки незаметно. Будь скромным. Будь добрым к людям! Учись добру у добрых!)

А ещё я хочу добавить, чтобы мы старались видеть в людях, прежде всего хорошее и доброе и не причинять зла окружающим!

У нас появился целый свод ПРАВИЛ ДОБРОТЫ

ПРАВИЛА ДОБРОТЫ

1. Первый шаг к доброте - говори добрые слова.

2.Совершай добрые дела бескорыстно: просто так, из хороших побуждений.

3. Помогай в первую очередь людям, попавшим в беду, пожилым, слабым и больным.

4. Будь скромным и добрым к людям! Учись добру у добрых!

5.Старайся видеть в людях, прежде всего хорошее и доброе!

6.Не причиняя зла, добрей становишься сам!

(каждый ученик получает в подарок такую памятку)

Слово “доброта” спрятало в себе слово “добро” От этого слова образовано множество сложных слов. Давайте попробуем создать красивый цветок.

(Ученики в группах придумывают сложные слова, в которых прячется слово добро)

1. Доброжелательный-человек, желающий добра другому.

2. Добропорядочный - приличный, достойный одобрения.

3. Добросовестный – человек, который честно выполняет свои обязанности.

4. Добродушный – добрый и мягкий по характеру человек.

5. Добросердечный-человек с добрым сердцем, ласковый. участливый.

6. Добродетельный – человек, проявляющий добродетель.

7. Добронравный-человек, который отличается хорошим нравом, хорошим поведением

(На доске появляется цветок с семью лепестками.)

Учитель: Вот и получился у нас свой цветик-семицветик. В каком рассказе мы читали о таком же цветике- семицветике. Кому бы вы подарили свои лепестки?

(Ученики высказывают свои мысли)

Как вы думаете легко ли быть добрым? (группа детей исполняют песню “Добрым быть совсем не просто”

Музыка Игоря Лученка
Слова Н. Тулуповой

Добрым быть совсем, совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта — не пряник, не конфета.

Припев:

Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.

Добрым быть совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.)

Учитель:

Подводим итоги нашего разговора:

 Можно ли заставить человека быть добрым?

А можно ли стать добрым на время?

А какие добрые дела мы можем совершать сегодня, завтра и всегда?

Учитель:

Когда я была третьеклассницей, мы изучали стихотворение Л.Татьяничевой “Что ты сделал хорошего”. Оно осталось в моей памяти навсегда. Подумайте, о чем оно?

Достается недешево
Счастье трудных дорого.
Что ты сделал хорошего,
Чем ты людям помог?

Этой мерой измерятся
Все земные труды.
Может вырастил деревце
Иль очистил пруды?

Может, строишь ракету?
Гидростанцию? Дом?
Согреваешь планету
Своим мирным трудом?

Иль под снежной порошей
Жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее-
Хорошеть самому.

О чем это стихотворение?

Надо быть всегда и во всем полезным людям.

Путь к доброте нелегкий. Научиться быть по- настоящему добрым трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих поступках. Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей – основы человеческого счастья. Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым. СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО.

Давайте исполним известную песенку кота Леопольда “Если добрый ты…”(Автор текста: Пляцковский М.  Музыка: Савельев Б. 

Дождик босиком по земле прошел,
Клены по плечам хлопал.
Если ясный день – это хорошо,
А когда наоборот – плохо.

Слышно, как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны.
Если добрый ты, то всегда легко.
А когда наоборот – трудно.

С каждым поделись радостью своей,
Рассыпая смех звучно.
Если песни петь с ними - веселей,
А когда наоборот – скучно.

Ученики каждой группы готовят из бумаги “сердечки” со словами- пожеланиями и дарят всем детям. У всех хорошее настроение, все довольны своей деятельностью.