Занятие "Автоматизация звука [с] в словах, слогах, предложениях"

Разделы: Логопедия


ЗАДАЧИ:

  • закрепить навыки четкого различения и произношения звука [с] в слогах, словах, предложениях;
  • определять позицию звука [с]: начало, середина, конец слова;
  • деление слов на слоги;
  • звуковой анализ слов;
  • составление схемы предложения;
  • составление предложений по предметным картинкам;
  • развитие фонематического слуха, памяти, внимания, мышления, связной речи;

Оборудование:

  • артикуляционный профиль
  • картинка Сова
  • предметные картинки со звуком [с]
  • чистоговорки в картинках

Организационный момент

Логопед:

- К нам сегодня в гости прилетела Сова. Скажите, с какого звука начинается слово сова? Давайте покажем Сове свои знания.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1.Логопед:

- Посмотрите на артикуляционный профиль и дайте характеристику звука [ С ].

Особенности артикуляции:

Зубы сближены. Губы немного растянуты. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка выгнута. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Характеристика:

Звук [С] – твердый, глухой согласный.

2.Логопед:
- А теперь покажем Сове артикуляционную гимнастику.

Дети выполняют упражнения: “Улыбка-трубочка”, “Часики”, “Язык-силач”, “Лопатка”, “Чистим зубы”.

3. Логопед:
-
Послушайте внимательно, я вам буду говорить слова, а вы, если услышите звук [ С ] , хлопните в ладоши: скамейка, заяц, миска, сова, мишка, насос, цапля, капуста, сумка, зима, посылка, пылесос, кольцо, санки.

4. Логопед:

- Глядя на картинки, повторим чистоговорки:

са – са –са - длинная коса

сы – сы – сы – у дедушки усы

су – су- су – воду я несу

сы – сы – сы – лисенок у лисы

ас – ас – ас – дети входят в класс

сты – сты – сты – длинные хвосты

стой – стой – стой – это лес густой

5. Логопед:

- подумайте и ответьте: что такое: стадо, стол, стул, стакан, спутник, кусты, стены, кресло, мосты, сосны, слон, сковородка, скамейка, спальня. Что из всего этого бывает у людей в доме? На чём можно сидеть? Определите место звука [ С ] в словах. А теперь составим с этими словами предложения и сосчитаем, сколько в каждом предложении слов.

6. Логопед:

- Дополните предложения, глядя на картинки:

Высоко в небе летит …самолет.
Соня и Саня летят на …самолете.
… (самолет) идет на посадку.
Соня и Саня выходят из …самолета.

Вот …ананасы.
Эти …ананасы вкусные.
У нас не растут …ананасы.
…(ананасы) растут на юге.

7. Логопед:

- Посмотрите на картинки и ответьте:
Кто летает в космосе?
Где летает космонавт?
Кто сидит на суку?
Где сидит сова с совятами?

8. Логопед:

- Скажите, чем мы сегодня занимались на занятии? Ребята, какой звук мы сегодня изучали? Что вам понравилось? Что вы сумели узнать? Какие знания показали нашей гостье? Сове очень понравилось, как вы отвечали. Она узнала много нового и тоже хочет учиться. Сова говорит вам большое спасибо.

Список литературы

1. В.В. Коноваленко, С.В.Коноваленко. Автоматизация свистящих звуков у детей. Москва. Издательство ГНОМ и Д, 2006 г.

2. Л.П.Успенская, М.В.Успенский. Учитесь правильно говорить. Издательство Просвещение, 1995 г.