Урок по теме "Параллели и меридианы". 5-й класс

Разделы: География

Класс: 5


Учебник: География. Землеведение. 5 – 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/ В. П. Дронов, Л. Е. Савельева. – М.: дрофа. 2012

Тип урока: изучение и первичное закреплениенового материала

Тема урока: Параллели. Меридианы. Параллели и меридианы на картах.

Цель урока:

  • образовательные: сформировать понятия «параллель», «меридианы». Продолжить формировать понятие «географический полюс», «экватор».
  • развивающие: сформировать умение определять направление по карте и глобусу; развивать навыки работы с источниками географической информации.
  • воспитательные: развивать умение работать в коллективе, воспитывать толерантное отношение друг к другу.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:  умение строить высказывание, находить новую информацию.

Познавательные УУД: формировать умения работать с информацией, с текстом учебника, картами атласа; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока.

Коммуникативные УУД: формировать умение слышать, слушать и понимать партнера, навыки сотрудничества, взаимно контролировать действия друг друга, правильно выражать свои мысли,  аргументировать свои мысли.

Регулятивные УУД: формировать умение работать по предложенному учителем плану, умение совместно с другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности группы и класса на уроке, принимать и сохранять учебную задачу, оценивать и корректировать знания.

Личностные УУД: формировать способности к самоопределению, развивать сопереживания и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Оборудование: физическая карта мира, физическая карта России, рабочая тетрадь на печатной основе

Этапы урока

Содержание урока

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Организационный этап

Приветствие.

Здравствуйте ребята.

Приветствуют учителя

Коммуникативные УУД

Повторение изученного материала и мотивация на определение темы урока

Учитель: Ребята, какие способы изображения земной поверхности вы знаете?

Учащиеся: Глобус, географическая карта, аэрофотоснимок, план местности.

Глобус – объемная модель Земли.

Аэрофотоснимки – съемки земной поверхности с летательных аппаратов.

План местности – чертеж, вид сверху небольшой поверхности земли, где условными знаками показаны объекты  (крупномасштабное изображение земной поверхности).

Географическая карта – плоское уменьшенное изображение земной поверхности с помощью условных знаков.

Слайд 1.

Изображение глобуса и космический снимок Земли.

Учитель: Что общего между изображениями и чем они отличаются.

Учащиеся: Шарообразная форма. Вращаются вокруг оси, наклон земной оси.

Отличия: на глобусе есть линии (параллели и меридианы).

Слайд 2.

Изображение глобуса и физической карты мира

Учитель: Что общего между глобусом и картой?

Учащиеся: Показывают мир и на них есть линии (параллели и меридианы).

Учитель: Какая же тема нашего урока. На какие вопросы мы должны с вами ответить?

Тема урока: параллели и меридианы.

  1. Что это такое?
  2. Как они выглядят на картах.
  3. Для чего они нужны.

Учащиеся записывают в тетрадях тему урока

Диалог с учителем

Отвечают на вопросы

Регулятивные УУД: постановка учебной цели и темы урока

Познавательные УУД: моделирование изучаемого содержания

Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог, целеполагание

Изучение нового материала

Работа с текстоми работа с атласом стр.22.

Учащиеся разделяются на группы и отвечают на вопросы.

1 группа

– Что такое меридианы?

– Как они выглядят и почему они так называются.

– Протяженность меридианов.

2 группа

– Что такое параллели?

– Почему они так называются, как они выглядят.

– протяженность параллелей.

Учитель: Ребята, что вы узнали о параллелях?

Ответ учащихся.

Параллелями называют линии, условно проведенные по поверхности земли параллельно экватору. Вспоминаем что такое экватор? Показывают на карте и на глобусе. В каждой точке параллель  направлена на восток и на запад. Параллели – окружности, длина которых уменьшается от экватора к полюсам. Вспоминают, что такое полюс? Самая длинная параллель – это экватор.  Длина его 40 000 км. Все параллели представляют собой окружности, длина которых уменьшается от экватора к полюсам. На карте полушарий параллели кривые линии (дуги), а экватор прямая линия.

Меридианы. В переводе на русский язык слово «Меридиан» означает «полуденная линия». Её направление совпадает с направлением тени от предметов в полдень. Если идти все время по направлению этой тени. То обязательно придешь к северному полюсу, а в обратную сторону – к Южному.

Меридианы  – кратчайшие линии, условно проведённые на поверхности земли от одного географического полюса к другому. Все меридианы представляют собой полуокружности, сходятся у полюсов и имеют одинаковую длину. На физической карте полушарий срединный меридиан прямая линия, а остальные дуги.

Просмотр видео: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2a1c2211-07de-4cc7-9750-3311976682ee/Anim2.gif

Учитель: Параллели и меридианы проведены через определённое количество градусов.

Работа с картами и атласами.

Учитель: Экватор найдите на физической карте и на глобусе. На контурной карте обозначьте экватор. Он разделяет земной шар на два полушария (Северное и Южное). Отсчёт параллелей ведётся от экватора. Параллели 10, 20, … 80 градусов Северного или же Южного полушария.

Обозначьте параллель 10 градусов  Северного полушария и 20 градусов южного полушария.

Параллели подписаны по кругу на карте полушарий и на меридиане  (нулевом) на глобусе.

Учитель: По договорённости между странами начальным меридианом считается  меридиан, проходящий через Гринвичскую обсерваторию в пригороде Лондона. Поэтому этот меридиан ещё называют Гринвичским. На карте его показывают более жирной, чем остальные меридианы, линией.

Выделите на карте нулевой меридиан. Он разделяет земной шар на два полушария (Западное и Восточное). Меридианы подписаны на экваторе.

Выполняем задание 43 стр. 36.

Учитель: Для чего же нужны параллели и меридианы?

Учащиеся: Для ориентирования, определять и указывать место различных географических объектов на поверхности Земли.

Учитель: Правильно. Древнегреческий ученый Эратосфен, живший в 276 -194 гг. до н. э., впервые предложил наносить на изображения земной поверхности условные линии – параллели и меридианы.

Определение направлений по меридианам и параллелям.

Учитель: Что нам известно. Какие направления показывают условные линии.

Учащиеся: Параллели – запад, восток.

Меридианы – север, юг.

Учитель: В каждой точке параллель перпендикулярна меридиану. Поэтому, если вы станете на местности лицом к северу, в направлении меридиана, разведете в стороны руки, то они укажут  направление параллелей, т.е. запад – восток.

По меридианам и параллелям определяются основные и промежуточные стороны горизонта.

Задания.

  1. В каком направлении от Санкт – Петербурга находится Каир?
  2. В каком направлении от Санкт –Петербурга находится Москва?
  3. В каком направлении от Москвы находится Красное море.

С помощью условных линий можно определить  не только направления, но и указать положение частей территорий, объектов. Чтобы определить, например, северную и южную части Австралии, надо положить на карту указку вдоль параллели, проходящей примерно посредине материка. К северу от указки будет северная часть, а к югу – южная. Как вы определите западную и восточную части Австралии.

Работа в группах

Коллективный поиск информации

Работают с информацией представленной учителем

 

 

 

 

 

Формулируют собственное мнение

 

Смотрят и слушают

 

 

Работа с картами атласа и контурными картами

Работа со словарем

 

Работают в тетрадях н а печатной основе

 

 

 

 

 

 

 

Работа с картами атласа

Познавательные УУД:

  • работа с информацией, работа с учебными моделями
  • использование знако-символических средств, общих схем решения выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения.

Регулятивные УУД:

  • умение решать учебную задачу, умение работать по алгоритму.

Коммуникативные УУД:

  • межличностное и деловое сотрудничество
  • слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. 

Закрепление нового материала

Заполняем таблицу

Признаки линий градусной сетки

Меридианы

Параллели

1. В какие стороны горизонта направлены

 

 

2. Длина в градусах

 

 

 

3. Длина в километрах

20000 км

Уменьшается от

до

4. Длина 1 градуса в километрах

111 км

На каждой параллели разная: от 111 км у экватора уменьшается до      в направлении   …

5. Какую форму имеет на глобусе

 

 

6. Какую форму имеет на карте полушарий

Средний меридиан – прямая линия, остальные дуги

 

Постановка новой проблемы

Найдите на физической карте России параллели и меридианы как они выглядят.

Ответ: параллели – дуги, меридианы  – прямые линии, которые веером расходятся с севера.

Совместная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с физической картой России

Познавательные УУД: Извлечение необходимой информации

Коммуникативные УУД: Умение работать совместно, слушать собеседника. Выражать свои мысли

Регулятивные УУД:

Личностные УУД:

 

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить новые задачи и решать их

Познавательные УУД: Извлечение необходимой информации.

Обобщение и систематизация знаний

Географический диктант (краткие ответы на вопросы)

  1. Кратчайшие линии, соединяющие географические полюса называют ...
  2. Линии,  проведенные параллельно экватору называют …
  3. Отсчет параллелей ведется от  …
  4. Отсчет меридианов ведется от …
  5. Параллели и меридианы образуют  …

Отвечают на вопросы

Коммуникативные УУД: умение отвечать на вопросы

Регулятивные УУД: Умение  контролировать и оценивать работу

Домашнее задание

Учитель комментирует домашнее задание. Учащиеся осознано записывают дом задание

  1. Параграф 17
  2. Рабочая тетрадь стр. 35 -38 задания
  3. Придумать задания на определение направлений и решить их.

Осознанно записывают домашнее задание

 

Подведение итогов урока

Учащиеся анализируют и делают выводы, что нового они узнали на уроке, и оценивают свою работу на уроке.

 

Рефлексивные умения: умение отвечать на вопрос

Рефлексия

Сегодня я узнал …

Я научился  …

У меня получилось …

Я попробую …

Мне захотелось … .