Конспект занятия по экологии на тему "Свойства воды"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели: Показать значение воды для всего живого. Формировать представление о некоторых свойствах воды: жидкость без вкуса, цвета. Запаха и формы; текучее, может разливаться, её можно вылить, налить, перелить, разлить.

Оборудование и материалы: У воспитателя стеклянная банка с водой, пустой стакан, банка с молоком, лист чистой белой бумаги, кубик, стаканчики, шарик, подносы, картинки с изображением морских животных и рыб.

Используется вид детской деятельности: Экспериментирование.

Место проведения: Групповое помещение.

Детская литература: Загадки, стихи.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята отгадайте загадку: «Без чего нам не умыться, не напиться?» (Без воды).

– Правильно. А для чего нам ещё нужна вода? (Чтобы купаться, стирать, мыть посуду, готовить кушать, поливать растения).

– Молодцы ребята. Без воды, оказывается не может прожить ни кто.

Воспитатель загадывает загадки и предлагает найти отгадку на картинках.

Не кузнец, а с клещами (рак);

Вильнет хвостом туда-сюда, и нет её, и нет следа (рыба);

Через море – океан плывёт чудо – великан;

Прячет ус во рту, растянулся на версту (кит).

Воспитатель спрашивает у детей, что объединяет рыбу, рака и кита? (среда обитания – все они живут в воде).

Обобщив ответы детей, воспитатель говорит о том, что вода нужна не только человеку, но и всему живому на земле. Без воды нет жизни. Для рыб, некоторых растений и животных вода – это средство обитания. Все растения и животные без воды погибнут.

Воспитатель задаёт вопрос: Что такое вода? (Это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что – нибудь, вылить, перелить из одного сосуда в другой).

Воспитатель наливает, переливает воду из банки в стакан, дети делают то же самое, убеждаясь в том, что вода – это жидкость, её можно наливать, переливать.

Далее воспитатель ставит перед детьми познавательные задачи, которые они решают в ходе проведения опытов.

Есть ли у воды форма?

Воспитатель предлагает детям рассмотреть форму предметов (кубик, шар).

Воспитатель: Если кубиком постучать по столу, а шарик прокатить, изменят ли они свою форму? (Нет). А вода? Если мы нальём воду в кубик, что с ней произойдёт? (Она примет форму кубика). А если воду налить в банку? (Она примет форму банки).

Дети наливают воду в емкости различной формы и говорят, что наблюдают при этом. Вода постоянно меняет форму. Она принимает форму того сосуда, в которую её наливают.

Вывод: Вода формы не имеет.

Имеет ли вода цвет, вкус, запах?

Воспитатель ставит на стол стакан с водой и банку с молоком, рядом кладёт лист чистой белой бумаги. Какого цвета молоко и бумага? (Белого). А вода? Можно ли про воду сказать, что она белого цвета? (Нет). Есть ли цвет у воды? (Нет, вода бесцветная).

Воспитатель предлагает понюхать воду и ответить на вопрос: Пахнет ли вода чем – нибудь? (Нет, вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха). А теперь попробуем воду на вкус. Какая она? Сладкая? Горькая? Кислая? Саленная? (Вода без вкуса, она безвкусная).

Вывод: Вода – это жидкость, не имеющая ни форму, ни цвета, ни запаха, ни вкуса.

Воспитатель предлагает послушать детям стихотворение о воде.

Мы в стакан воды налили,
Опыт провели удачный!
Мы с тобой установили –
Чистая вода – прозрачна!

Воспитатель предлагает поиграть детям в интересную игру: «Ходят капельки по кругу».

Но для этого нам нужно превратиться в маленькие капельки дождя. (Звучит музыка, напоминающая дождь).

Воспитатель произносит волшебные слова, игра начинается.

Воспитатель говорит, что она – мама Тучка, а ребята – её детки капельки, им пора отправляться в путь. (Музыка).

Капельки прыгают, разбегаются, танцуют.

Мама Тучка показывает, что им делать.

Полетели капельки на землю……….. попрыгаем, поиграем.

Скучно им стало поодиночке прыгать

Собрались они вместе, и потекли маленькими, весёлыми ручейками. (Капельки составляют ручей, взявшись за руки).

Встретились ручейки и стали большой рекой.

Воспитатель предлагает детям вспомнить стихи, пословицы, загадки о воде.

Примерный перечень:

Загадки:

Меня ждали,
Меня звали,
Показался – убежали (дождь)

С неба – звездой, в ладошку водой. (снежинка).

Стихи:

Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает
Лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Ни наесться, ни напиться!
Смею я Вам доложить:
Без неё нам не прожить

* * *

По утрам и вечерам
Открываю в ванной кран.
Я воды не пожалею –
Уши вымою и шею
Пусть течёт водица-
Я хочу умыться!

Пословицы:

  • «Много снега – много хлеба»
  • «Чище мойся – воды не бойся»
  • «Вода с гор потекла – весну принесла»

Воспитатель благодарит за активное участие на занятии.